ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-14/2022 от 14.06.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Татаренкова Н.В. УИД 39MS0009-01-2021-001775-95

Дело № 12-14/2022

№ 7А-172/2022

РЕШЕНИЕ

14 июня 2022 года г. Калининград

Судья Калининградского областного суда Иванова О.В. при секретаре Глодян В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-западного межрегионального управления Росприроднадзора Привара И.В. на решение судьи Гвардейского районного суда Калининградской области от 14 февраля 2022 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования «Гвардейский городской округ»,

установил:

13 октября 2021 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Приваром И.В. составлен протокол об административном правонарушении № АД-799/12/2021 по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации муниципального образования «гвардейский городской округ».

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Привара И.В. № АД-799/12/2021 от 26 октября 2021 года администрация муниципального образования «Гвардейский городской округ» привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 450 000 рублей.

Также 26 октября 2021 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Привар И.В. администрации МО «Гвардейский городской округ» выдано представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения №АД-799/12/2021.

Администрацией муниципального образования «Гвардейский городской округ» подана жалоба в районный суд на данное постановление, в которой содержалось требование об отмене постановления и прекращении производства по делу, а также об отмене представления.

Рассмотрев жалобу, 14 февраля 2022 года судья Гвардейского районного суда Калининградской области принял решение, которым восстановлен администрации МО «Гвардейский городской округ» процессуальный срок на подачу жалобы на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Привар И.В. №АД-799/12/2021 от 26.10.2021 года.

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Приваром И.В. №АД-799/12/2021 от 26 октября 2021 года - отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения №АД-799/12/2021, вынесенное 26 октября 2021 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Приваром И.В. – отменено.

В жалобе старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-западного межрегионального управления Росприроднадзора Привар И.В. выражает несогласие с принятым по делу судебным постановлением и продолжает настаивать на том, что событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказан материалами дела.

Заслушав объяснения защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Гребенюкову О.А., изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, нахожу состоявшееся судебное постановление подлежащими оставлению без изменения.

В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как усматривается из протокола №АД-799/12/2021 от 13 октября 2021 в Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора поступило обращение ФИО1 (вх. Управления № 20134 от 30.07.2021) о возможных нарушениях экологического законодательства РФ при эксплуатации канализационных сетей в поселке Гвардейского района Калининградской области.

В ходе проверки указанных фактов 05 августа 2021 года при обследовании земельного участка с кадастровым номером с объектом капитального строительства - «очистные сооружения», сотрудниками Управления установлено, что очистные сооружения поселка Гвардейского района находятся в неисправном состоянии, строения КОС полуразрушены, ограждение территории отсутствует.

Примерно в 80 метрах от КОС на проселочной дороге, в точке географических координат находится смотровой канализационный колодец, из которого поступают сточные воды с характерным запахом неочищенных хозяйственно-бытовых вод, цвет воды темно-мутный.

Сброс сточных вод производится на открытый рельеф местности, земельный участок, на который осуществляется сброс, не сформирован и находится в не разграниченной государственной собственности, кадастровый квартал . Загрязненные сточные воды самотеком распространяются по земельному участку к низшей точке в направлении озера , при этом сам участок засорен многолетней сорной растительностью и кустарником.

В целях выяснения всех обстоятельств административного правонарушения Северо-Западным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление), Определением от 13 сентября 2021 года № АД-799/12/2021 в отношении Администрации МО «Гвардейский городской округ» возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 8.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

В рамках административного расследования 21 сентября 2021 года Управлением с привлечением специалистов ЦЛАТИ по Калининградской области, в присутствии представителей по доверенности администрации муниципального образования «Гвардейский городской округ» ФИО2 и ФИО3, произведен отбор 2 проб сточной воды и 8 проб почв.

В соответствии с заключением экспертной организации от 29 сентября 2021 года № 11-121-21-ЭА, по результатам проведенных лабораторных исследований, измерений и испытаний почв и анализа протоколов исследований, установлено наличие превышения концентрации загрязняющих веществ над фоновыми концентрациями, установленные на сопредельной территории (этого же кадастрового квартала), не испытывающей негативного воздействия.

Учитывая изложенное, должностным лицом установлено, что действия (бездействия) юридического лица – администрации МО «Гвардейский городской округ» нарушают требования статьи 12, статьи 13, статьи 42 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 года №136-ФЗ,

Поскольку администрация муниципального образования «Гвардейский городской округ» Калининградской области, на которую как орган местного самоуправления законом возложена обязанность за содержание и ответственность за содержание земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, не выполнила установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, должностное лицо пришло к выводу, что в ее действиях усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу о том, что совокупность исследованных им доказательств не позволяет придти к однозначному выводу о наличии в действиях администрации муниципального образования «Гвардейский городской округ» состава вменяемого ей административного правонарушения.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного, объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в производстве Гвардейского районного суда находилось гражданское дело №2-906/2021 по иску Калининградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ООО «Финансовая система», ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области о прекращении сброса сточных вод.

Вступившим в законную силу решением Гвардейского районного суда от 27 октября 2021 года исковые требования Калининградского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены, суд обязал ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области прекратить сброс неочищенных сточных вод от зданий общежитий отрядов, штаба и больницы в сети водоотведения, расположенные по Гвардейского района, приняв меры по организации системы водоотведения на территории учреждения в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, а также суд обязал ООО «Финансовая система» прекратить сброс канализационных стоков на рельеф местности (почву) посредством тампонирования колодца, расположенного по Гвардейского района в точке координат (кадастровый квартал ) и обозначенный на схеме сетей канализации под номером , в течение двух дней с момента прекращения ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области сброса неочищенных сточных вод в сети водоотведения, расположенные по Гвардейского района.

Также решением суда установлено, что на территории Гвардейского района на расположены очистные сооружения, которые находятся в неисправном состоянии, частично разрушены, для эксплуатации в установленном порядке непригодны.

Собственником данных очистных сооружений является ООО «Финансовая Система».

Вблизи указанных очистных сооружений на земельном участке, находящемся в государственной неразграниченной собственности, расположен объект сети водоотведения - колодец, посредством которого канализационные стоки (жидкие бытовые отходы) поступают на рельеф местности (почву). Обозначенные сети водоотведения находятся на бухгалтерском учете ООО «Финансовая система».

В расположено ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области, на территории которого расположены объекты жилой и производственной зон учреждения, в том числе, общежития для проживания осужденных, режимные помещения штрафного изолятора, помещения камерного типа, больницы, столовая, банно-прачечный комбинат, производственные объекты, школы, котельная. В учреждении на ежедневной основе (кроме субботы и воскресенья) функционирует магазин для продажи осужденным предметов первой необходимости и продуктов питания.

Система водоотведения ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области учреждения представлена связанными между собой колодцами.

Как усматривается из схемы разграничения балансовой принадлежности канализационных сетей на территории учреждения имеется сегмент локальных очистных сооружений – септик.

03 февраля 2021 года между ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области и МУП МО «Гвардейский городской округ» Комсервис» заключен государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения № 291ЕД/7/21, согласно которому последние обязаны осуществлять прием сточных вод ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области от канализационного выпуска в центральную систему водоотведения, собирать и увозить стоки со стороны помещения, в котором располагаются комнаты длительных свиданий.

Вместе с тем, проведенной проверкой на месте установлено, что до указанного в контракте места накопления, сточные воды из общежитий отрядов, штаба и больницы не доходят. На территории учреждения в точке координат установлено наличие хозяйственно-бытовой канализации, движение стоков которой осуществляется в направлении вышеуказанного объекта – колодца, из которого происходит поступление жидких бытовых отходов на рельеф местности (почву).

Проверкой установлено, что способ водоотведения, вследствие которого на рельеф местности в настоящее время поступают неочищенные канализационные сточные воды ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области и ООО «Финансовая система», ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку на территории Гвардейского городского округа и создает опасность причинения существенного вреда окружающей среде.

Как усматривается из свидетельства о государственной регистрации права от 18 июня 2012 года, ООО «Финансовая Система» является собственником очистных сооружений, площадью кв.м., расположенных по адресу: Калининградская область Гвардейский район, (регистрационная запись от 18 июня 2021 года ).

Из отчета о проведении работ по обследованию технического состояния канализационных очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод в пос. Гвардейского района Калининградской области усматривается, что специалистами ООО «Аква-Сервис» в период с 20 по 28 августа 2020 в результате обследования выявлено, что шахта колодца приема неочищенных стоков КК1 (6) не достроена, отсутствует одно железобетонное кольцо и плита перекрытия с люком, по этой причине колодец сильно замусорен и представляет опасность для персонала КОС. Корзина для задержания загрязнений крупных фракций и погружные насосы отсутствуют.

Указанный колодец системы водоотведения, связанный с недействующими очистными сооружениями, расположенными на Гвардейского района (земельный участок с КН ) принадлежит ООО «Финансовая Система», что подтверждается схемой сетей канализации, справкой о балансовой стоимости имущества от 01 июля 2020 года № 17.

22.07.2021 года был составлен акт, согласно которому, администрацией МО «Гвардейский городской округ» и МУП МО «Гвардейский городской округ «Комсервис» было проведено обследование территории, расположенной в пос. Гвардейского района (в точке с координатами ) и выявлено наличие сброса сточных вод на рельеф местности на сетях водоотведения, ведущих к очистным сооружениям, принадлежащим ООО «Финансовая Система».

Согласно письму главы администрации муниципального образования «Гвардейский городской округ» от 26 июля 2021 года ООО «Финансовая Система» было предложено в срок до 01 сентября 2021 привести очистные сооружения и системы водоотведения в надлежащее состояние и не допускать несанкционированных сбросов.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что неочищенные канализационные воды поступают из ФКУ ЛИУ-5 в очистные сооружения, принадлежащие на праве собственности ООО «Финансовая система», расположенные на Гвардейского района (земельный участок с КН ).

Учитывая изложенное, судья обоснованно исходил, что имеется информация о конкретных лицах, допустивших сброс неочищенных сточных вод и сброс канализационных стоков в почву, и в рассматриваемом случае землепользователем земельного участка и лицом, которое допустило нарушение санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки на территории Гвардейского городского округа, является не администрация МО «Гвардейский муниципальный округ Калининградской области».

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.

Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 26 апреля 2016 года № 13-П указал, что конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, по смыслу взаимосвязанных положений статей 42 и 58 Конституции Российской Федерации, имеет всеобщий характер и предполагает в условиях рыночной экономики покрытие издержек на осуществление государством мероприятий по восстановлению окружающей среды прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на природную среду негативное воздействие, а от самой публичной власти требует принятия мер, направленных на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.

В определении от 27 февраля 2018 года № 559-О Конституционным Судом Российской Федерации сделаны выводы относительно обязанности органов местного самоуправления по проведению за счет средств местного бюджета сбора и вывоза отходов неправомерно размещенных неустановленным лицом на земельных участках.

Исходя из приведенного выше правового регулирования, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что первоочередная обязанность по проведению обязательных мероприятий по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, возложена на пользователей земельных участков (лиц, не являющихся собственниками), неправомерно разместивших на них отходы. В случае же не установления таких субъектов соответствующая обязанность может быть возложена на органы местного самоуправления.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и приведенные выше нормы права, и тот факт, что должностными лицами Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора доводы администрации муниципального образования «Гвардейский городской округ» о том, что деятельность иных конкретных лиц привела к порче земли, надлежащим образом не проверены и не опровергнуты, судья обоснованно исходил из того, что оснований для привлечения последней к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имелось.

Вопреки доводам жалобы судьей дело об административном правонарушении рассмотрено всесторонне, полно и объективно, обстоятельства, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую правовую оценку.

Иных значимых доводов, ставящих под сомнение законность принятого по делу судебного постановления, жалоба не содержит.

В соответствии со статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, указанных в части 4 этой нормы, предусматривающей возможность вынесения решения об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущего назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Исходя из этого и поскольку нарушений норм процессуального права не допущено, решение судьи Гвардейского районного суда Калининградской области от 14 февраля 2022 года отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Гвардейского районного суда Калининградской области от 14 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования «Гвардейский городской округ» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья: