ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-14/2022 от 16.02.2022 Кирсановского районного суда (Тамбовская область)

Дело № 12-14/2022

УИД 68RS0010-01-2022-000034-94

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кирсанов 16 февраля 2022 года

Судья Кирсановского районного суда Тамбовской области Хорошкова Е.Е.,

с участием представителей Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Саратов» ФИО1,, действующего по доверенности № 28-10/381 от 1 декабря 2021 г., ФИО2,, действующего по доверенности № 28-10/109 от 10 января 2022 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Саратов» ФИО3, действующего на основании доверенности № 28-10/237 от 02 августа 2021 года, на постановление № 04-364/2021 от 21 декабря 2021 специалиста-эксперта отдела экологического надзора, государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Саратов» филиал Кирсановское ЛПУМГ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением специалиста-эксперта отдела экологического надзора, государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 о назначении административного наказания №04-364/2021 от 21 декабря 2021г. юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Саратов» филиал Кирсановское ЛПУМГ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.46 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, представителем ООО «Газпром трансгаз Саратов» ФИО3 подана жалоба, в которой указывает, что отсутствие в протоколе об административном правонарушении информации о времени и месте совершения административного правонарушения не отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ. Должностным лицом, составившим постановление о назначении административного наказания, неправильно определено место и время совершения правонарушения, а именно в постановлении указано, что внеплановая инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ проведена в 2020 году и была представлена в Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора 14.09.2020 в составе декларации о негативном воздействии на окружающую среду, однако в данном случае ФИО4 подменяет понятие место и время окончания плановой выездной проверки в отношении филиала ООО «Газпром трансгаз Саратов» Кирсановское ЛПУМГ 11.08.2021 с местом и временем совершения административного правонарушения, при этом по неизвестным причинам указывает в качестве места совершения правонарушения место нахождения филиала.

Ссылается на то, что неуказание в протоколе по делу об административном правонарушении места и времени совершения правонарушения (а равно как их неправильное указание), неправильная квалификация действий общества в качестве противоправных (у общества отсутствовала обязанность по проведению актуализации сведений об объекте негативного воздействия на окружающую среду в порядке п. 6 ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды») свидетельствует о том, что протокол об административном правонарушении 04-201/2021 от 20.08.2021 является недопустимым доказательством по делу поскольку имеет существенные недостатки и составлен с существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ.

Указывает, что обжалуемым постановлением Обществу вменяется невыполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственной учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в нарушение требований п. 6 ст. 69.2 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», однако за последние 3 года при осуществлении производственной деятельности Кирсановского ЛПУМГ не происходило изменений, предусмотренных п. 6 ст. 69.2 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в связи с чем для актуализации сведений не имелось оснований, и, соответственно, сведения в надзорный орган не направлялись.

Отмечает, что вменяемое обществу нарушение основано на несоответствии количества источников выбросов, установленных при проведении инвентаризации в июле 2020 года в количестве 595 единиц в сравнении с 583 источниками, указанными в сведении об объекте негативного воздействия в личном кабинете природопользователя.

Вместе с тем, в 2020 году проведена внеплановая инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ и предоставлена в Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора 14.09.2020 в составе декларации о негативном воздействии на окружающую среду, при этом не выявлено новых источников выбросов загрязняющих веществ, что свидетельствует об отсутствии изменений характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды.

Размещенная на портале Росприроднадзора информация о 583 источниках выбросов в составе объектов негативного воздействия на окружающую среду может являться программным сбоем или человеческим фактором в результате деятельности работников Росприроднадзора при переносе данных в региональный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Одновременно в действующем законодательстве отсутствует требование о контроле со стороны природопользователя информации об объектах негативного воздействия на окружающую среду, размещаемой Росприроднадзором. В связи с этим факт указания в реестре ОНВ на ОС 583 источника выбросов Кирсановского ЛПУМГ вместо 595 источников был обнаружен обществом только при проведении проверки.

Также указывает, что изначально объект негативного воздействия на окружающую среду Кирсановского ЛПУМГ филиала ООО «Газпром трансгаз Саратов» был поставлен в декабре 2016 года и выдано свидетельство № AOWFMZ57 от 22.12.2016, его актуализация проведена в марте 2019 года с использованием программного средства «Модель природопользователя». Заявление об актуализации было подписано электронной подписью начальника Кирсановского ЛПУМГ и направлено через личный кабинет природопользователя на портал Росприроднадзора по Тамбовской области, в данном заявлении указаны все 595 источников выбросов. В результате рассмотрения данной заявки обществу выдано свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду № DDGLHO0F от 14.03.2019, в форме которого не предусмотрено указание количества источников выбросов в атмосферу. При этом количество объектов негативного воздействия на окружающую среду после последней актуализации не менялось.

В обжалуемом постановлении указано, что документов, подтверждающих факт попытки внесения данных в систему, а именно 595 источников не представлены, что является необоснованным доводом, в связи с вышеизложенным.

Таким образом, вменяемое обществу административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.46 КоАП РФ, не образует ни события административного правонарушения, ни его состава. То есть выводы надзорного органа о вменяемом обществу нарушении не имеют под собой никаких оснований для привлечения общества к административной ответственности. В связи с чем просит признать незаконным и отменить обжалуемое постановление, прекратить производство по делу об административном правонарушении на основании ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием события и состава административного правонарушения.

Вместе с тем, в случае принятия решения о привлечении общества к административной ответственности считает возможным учесть обстоятельства, смягчающие ответственность, отсутствие отягчающих вину обстоятельств, отсутствие причиненного имущественного ущерба государству и отсутствие причиненного вреда окружающей среде, признать данное правонарушение малозначительным и ограничиться устным замечанием.

В судебном заседании представители ООО «Газпром трансгаз Саратов» - ФИО1 и ФИО2 доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям, просили обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить либо в случае принятия решения о привлечении общества к административной ответственности признать данное правонарушение малозначительным и ограничиться устным замечанием.

В судебное заседание представитель Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд, выслушав участников судебного процесса, изучив и исследовав материалы дела об административном правонарушении, представленные материалы, доводы жалобы, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 8.46 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, влечет наложение административного штрафа от тридцати тысяч до ста тысяч рублей на юридических лиц.

В силу пункта 6 статьи 69.2 Федерального закона Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с предоставлением юридическими и индивидуальными предпринимателями сведений: о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Из материалов дела следует, что в соответствии с решением о проведении выездной проверки (плановой) от 19.07.2021г. №720/п/Т (учетный номер КНМ в ЕРКНМ: 36210021000200385019) Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в ООО «Газпром трансгаз Саратов», филиале Кирсановское ЛПУМГ на объекте НВОС: Линейный объект, филиал Кирсановского ЛПУМГ (код 68-0168-000202-Л), находящийся по адресу: 393383, <адрес>, в период с 29 июля 2021г. по 11 августа 2021г. была проведена выездная проверка по соблюдению требований природоохранного законодательства в рамках федерального государственного экологического надзора (реестровый номер №10001423050).

По результатам проведенной проверки были выявлены нарушения экологических требований, выразившиеся в невыполнении или несвоевременном выполнении обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, о чем составлен акт выездной проверки №720/п/Т от 11 августа 2021 года, выявлено в том числе следующее нарушение: предприятие не подало заявление для актуализации сведений в реестре об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду с момента проведения инвентаризации и изменения количества источников, что является нарушением п. 6 ст. 69.2 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Газпром трансгаз Саратов» к административной ответственности, предусмотренной ст.8.46 КоАП РФ, о чем было вынесено соответствующее постановление.

Фактические обстоятельства совершенного обществом административного правонарушения подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, а именно: актом выездной проверки № 720/п/Т от 11.08.2021 (л.д.13-19), протоколом № 04-201/2021 от 20.08.2021 (л.д. 73об.-74), постановлением № 04-364/2021 от 21.12.2021 (л.д. 64-66), свидетельством № DDGLHO0F от 14.03.2019 (л.д. 32-33), расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для Кирсановского ЛПУМГ (л.д. 34-36), расчета нормативов допустимых выбросов (л.д. 37-40), проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу АГРС и линейной части Кирсановского ЛПУМГ (л.д. 4144), проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу промплощадок Кирсановского ЛПУМГ (л.д. 45-47), свидетельство № 5200558 от 29.11.2021 (л.д. 48-49), свидетельство № AOWFMZ57 от 22.12.2016 (л.д. 50).

Как следует из материалов дела местом совершения административного правонарушения считается местонахождение линейного объекта, филиала Кирсановское ЛПУМГ, датой и временем совершения правонарушения считается 11.08.2021 года, 16 часов 00 минут.

Кроме того, на дату вынесения обжалуемого постановления ООО «Газпром трансгаз Саратов» филиал Кирсановское ЛПУМГ устранило вышеуказанное нарушение и получило свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду от 29.11.2021 № 5200558.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Действие общества правильно квалифицировано по ст. 8.46 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами действующего законодательства РФ.

Вместе с тем, суд учитывает следующее.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При этом согласно постановлению о назначении административного наказания по делу № 04-364/2021 от 21.12.2021 при совершенном правонарушении отсутствуют неблагоприятные последствия, затрагивающие интересы граждан, общества и государства, данное нарушение не наносит имущественного ущерба и не причиняет вред окружающей среде, ООО «Газпром трансгаз Саратов» филиал Кирсановское ЛПУМГ устранило данное правонарушение, ранее не привлекалось к административной ответственности, обстоятельства, отягчающие административную ответственность, отсутствуют.

Также согласно правовой позиции, изложенной в вышеуказанном Пленуме Верховного Суда Российской Федерации, при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит ограничений о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена и зависеть от конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Следовательно, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Доказательств наличия существенной угрозы общественным отношениям в сфере охраны окружающей среды и природопользования в материалах дела не имеется, также допущенное правонарушение не причинило значительного вреда интересам граждан, обществу и государства, не привело к иным негативным последствиям, суд считает признать административное правонарушение малозначительным.

Согласно п. 3 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии обстоятельства, предусмотренного ст.2.9 КоАП РФ, выносится решение об отмене указанного постановления и о прекращении производства по делу.

Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тамбовской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 № 04-364/2021 от 21 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Саратов» филиал Кирсановское ЛПУМГ – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении на основании ст.2.9 КоАП РФ прекратить ввиду малозначительности административного правонарушения, с объявлением Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Саратов» филиал Кирсановское ЛПУМГ устного замечания.

Решение суда может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Кирсановский районный суд Тамбовской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Хорошкова Е.Е.