Р Е Ш Е Н И Е
город Боровск 11 марта 2022 года 20 августа 2021 года
Калужская область
Судья Боровского районного суда Калужской области Гришина Л.В.,
рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области от 24 декабря 2021 года, которым
акционерное общество «Колос», ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: <...>,
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.5.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 70000 рублей,
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области от 24 декабря 2021 года АО «Колос» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.5.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 70000 рублей, а именно в Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области из Межрегионального отдела финансового и хозяйственного обеспечения Межрегионального управления Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области поступила служебная записка о несвоевременном предоставлении АО «Колос» отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2020 г.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 №1417 «Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» утверждено Положение о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 №2010 «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров» утверждены Правила представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров.
В соответствии с п. 10 Положения и п. 12 Правил Декларация и Отчетность предоставляются производителем товаров в отношении товаров, произведенных на территории Российской Федерации и упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации в срок до 1 апреля года, следующего за I отчетным периодом.
В адрес Управления от АО «Колос» поступили Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств и Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров на бумажном носителе позже установленного законодательством срока, а именно ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметкой специалиста Управления, т.е. с нарушением установленного срока до 01 апреля года, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, АО «Колос» допустило нарушение, выразившееся в несвоевременном предоставлении отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2020 г.
Не согласившись с указанным постановлением АО «Колос» обратилось в суд с жалобой в которой не оспаривая факта допущенного нарушения, указало, что обществом своевременно внесены все необходимые платежи связанные с оплатой экологического сбора, проведена работа по утилизации отходов от использования товаров. Общество относится в малым предприятиям. Основным видом деятельности предприятия является производство хлебобулочных изделий. В связи с чем просило отменить постановление о назначении наказания в отношении АО «Колос».
В судебном заседании представитель АО «Колос» пояснила, что действительно была несвоевременно направлена отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов и декларация о количестве выпущенной в обращение товаров и упаковки, однако все необходимые действия связанные с утилизацией и внесению платы по экологическим сборам были выполнены своевременно и просила применить при назначении наказания положения ст. 4.1.1 КоАП, так как ранее АО «Колос» не привлекалось к административной ответственности и не допускало нарушений.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого постановления, при этом, огласив жалобу АО «Колос», исследовав материалы, имеющиеся в деле, суд приходит к следующему.
В силу статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
На основании статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год.
В соответствии с положениями статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1).
В силу статьи 24.2 указанного Федерального закона обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации, либо со дня уплаты экологического сбора (пункт 9); отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (пункт 17).
Порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 указанной статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 16).
Порядок, формы и сроки представления производителями, импортерами товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации установлены Правилами представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 года №2010.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В судебном заседании установлено, что в Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области из Межрегионального отдела финансового и хозяйственного обеспечения Межрегионального управления Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области поступила служебная записка о несвоевременном предоставлении АО «Колос» отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2020 г.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 №1417 «Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» утверждено Положение о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 №2010 «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров» утверждены Правила представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров.
В соответствии с п. 10 Положения и п. 12 Правил Декларация и Отчетность предоставляются производителем товаров в отношении товаров, произведенных на территории Российской Федерации и упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации в срок до 1 апреля года, следующего за I отчетным периодом.
В адрес Управления от АО «Колос» поступили Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств и Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров на бумажном носителе позже установленного законодательством срока, а именно ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметкой специалиста Управления, т.е. с нарушением установленного срока до 01 апреля года, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, АО «Колос» допустило нарушение, выразившееся в несвоевременном предоставлении отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2020 г.
Указанные обстоятельства не оспариваются АО «Колос».
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области от 24 декабря 2021 года АО «Колос» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.5.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 70000 рублей.
Однако, как неоднократно указывал в своих правовых позициях Конституционный Суд РФ, правосудие по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах (Определение от 12 апреля 2005 года №113-О).
Применительно к производству по делам об административных правонарушениях, указанная правовая позиция предполагает обязанность установления полноценной и объективной картины произошедших событий, а также виновности лица в совершенном правонарушении, и как следствие возлагает обязанность назначения виновному лицу справедливого и соответствующего характеру совершенного правонарушения наказания, отвечающего целям восстановления социальной справедливости.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В соответствии с части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено указанное постановление.
АО «Колос» 10 августа 2017 года включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, о чем в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» имеются общедоступные сведения.
При рассмотрении дела и назначении административного наказания должностным лицом не установлено обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Однако как установлено в судебном заседании АО «Колос» признало свою вину, правонарушение было выявлено в связи с исполнением АО «Колос» своей обязанности и направлением отчетности в управление Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области, правонарушение АО «Колос» совершено впервые.
Из обстоятельств данного дела не следует и материалы дела не содержат объективных доказательств причинения в результате действий АО «Колос» вреда или возникновения угрозы причинения вреда именно жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинение имущественного ущерба также не наступило.
Исходя из приведенных правовых положений, с учетом всех установленных по делу обстоятельств, характера совершенного правонарушения, постановление должностного лица в части назначенного АО «Колос» наказания законным признать нельзя.
С учетом наличия совокупности условий, предусмотренных частью 1 статьи 4.1.1 и частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд приходит к выводу, что имеются основания для замены назначенного АО «Колос» административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.
С учетом обстоятельств данного дела, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, принимая во внимание наличие обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ в качестве условий для установления предупреждения, учитывая обстоятельства, связанные с личностью лица, привлеченного к административной ответственности, его финансового положения, в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъекта права, прихожу к выводу о возможности замены назначенного юридическому лицу наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области от 24 декабря 2021 года подлежат изменению путем замены назначенного АО «Колос» административного наказания в виде административного штрафа в размере 70000 рублей на предупреждение.
Вопреки доводам жалобы оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области от 24 декабря 2021 года подлежат изменению путем замены назначенного АО «Колос» административного наказания в виде административного штрафа в размере 70000 рублей на предупреждение.
В остальной части постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области от 24 декабря 2021 года, вынесенные в отношении АО «Колос» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу АО «Колос» без удовлетворения.
Судья