ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-14/2022 от 22.06.2022 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Ильинская Ю.В.

Дело № 77-469/2022

(№ 12-14/2022)

РЕШЕНИЕ

г. Киров 22 июня 2022 года

Судья Кировского областного суда Русских Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Подосиновского района Кировской области Попова Н.А. на решение судьи Подосиновского районного суда Кировской области от 06.05.2022,

принятое по протесту прокурора на постановление начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Кировской области Западно-Уральского управления Ростехнадзора Гнетулло М.В. от 15.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ,

в отношении администрации Подосиновского городского поселения Подосиновского района Кировской области,

установил:

09.11.2021 г. прокурором Подосиновского района Кировской области Поповым Н.А. возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ, в отношении юридического лица - администрации Подосиновского городского поселения Подосиновского района Кировской области.

Постановлением начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Кировской области Западно-Уральского управления Ростехнадзора Гнетулло М.В. от 15.03.2022 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ, возбужденное в отношении администрации Подосиновского городского поселения Подосиновского района Кировской области, прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением судьи Подосиновского районного суда Кировской области от 06.05.2022 по результатам рассмотрения протеста прокурора Подосиновского района Кировской области Попова Н.А. указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, а протест прокурора - без удовлетворения.

В принесенном протесте прокурор Подосиновского района Кировской области Попов Н.А. выражает несогласие с решением, считая его незаконным. Указывая на фактические обстоятельства дела, установленные прокуратурой района, а также выводы должностного лица Западно-Уральского управления Ростехнадзора и судьи районного суда, со ссылкой на положения ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», п.п. 7, 8 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 г. № 889 (далее - Правила № 889), пп. «а» п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», считает, что администрация Подосиновского городского поселения Подосиновского района Кировской области обоснованно привлечена к административной ответственности по ст. 9.11 КоАП РФ, так как диспозиция данной нормы предусматривает административную ответственность, в том числе, за нарушение правил эксплуатации тепловых сетей.

Обращает внимание, что при вынесении постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении должностное лицо сослалось на Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, утвержденный приказом Ростехнадзора от 02.03.2021 г. № 8 (далее - Перечень). Вместе с тем, данный Перечень, как указывает само должностное лицо, не является нормативно-правовым актом, а представляет собой руководство в работе для должностных лиц Ростехнадзора. При этом в постановлении о прекращении дела об административном правонарушении должностное лицо также отмечает, что объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, образуют действия (бездействие) лиц при использовании топлива, электрической и тепловой энергии, устройстве и эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, а также реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки с нарушением положений соответствующих правил (например, Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 г. № 115) (далее - Правила № 115).

В связи с изложенным полагает, что Правила № 115 не являются единственным нормативно-правовым актом, регулирующим правила и порядок эксплуатации тепловых сетей, а, поскольку вывод сетей теплоснабжения в ремонт является одним из элементов их эксплуатации, то к объективной стороне административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, в числе прочих, необходимо относить и нарушение Правил № 889. Считает вывод должностного лица в указанной части несостоятельным, поскольку из него следует, что нарушение Правил № 889 при изложенных прокуратурой района обстоятельствах не обеспечено мерами публично-правовой ответственности.

Кроме того, обращает внимание, что в качестве одного из типовых нарушений в отношении генерирующих объектов и объектов электросетевого хозяйства указанный выше Перечень предусматривает незавершение запланированных капитальных ремонтов основного и вспомогательного оборудования, в том числе, тепловых сетей, т.е., нарушение п.п. 7, 8 Правил № 889 администрацией Подосиновского городского поселения выразилось фактически в незавершении запланированного капитального ремонта тепловых сетей (п. 5 Типовых нарушений в отношении генерирующих объектов и объектов электросетевого хозяйства), за что предусмотрена административная ответственность по ст. 9.11 КоАП РФ.

Полагает, что отсутствие указания прокурора в постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в качестве нарушения на незавершение запланированного капитального ремонта тепловых сетей, с учетом фактического наличия в действиях администрации Подосиновского городского поселения такого нарушения, не является основанием для прекращения дела в связи с отсутствием состава административного правонарушения, а также не исключает возможность привлечения виновного лица к установленной законом ответственности. Утверждает, что с учетом п.п. 4, 6 ч. 1 ст. 29.10, ст. 26.11 КоАП РФ у должностного лица не имелось препятствий к дополнению постановления о привлечении к административной ответственности, в случае его вынесения, ссылками на нормативно-правовые акты, нарушенные администрацией Подосиновского городского поселения, которые фактически дополняли бы позицию прокуратуры района и не влияли бы на фактические обстоятельства, имеющие значение для дела. На основании изложенного просит решение судьи отменить и возвратить дело на новое рассмотрение в орган, правомочный его рассматривать.

Лицо, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении, - администрация Подосиновского городского поселения Подосиновского района Кировской области ФИО2 и прокурор Подосиновского района Кировской области Попов Н.А. извещены о дате, времени и месте рассмотрения протеста надлежащим образом, ходатайств об отложении его рассмотрения не заявляли.

Согласно письменному ходатайству от 09.06.2022 глава администрации Подосиновского городского поселения ФИО2, полномочия которой подтверждены выпиской из ЕГРЮЛ от 10.03.2022 (л.д. 127), просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.

При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть протест прокурора в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Кировской областной прокуратуры Шибановой Н.Е., принесенный протест поддержала, просила решение судьи отменить.

Должностное лицо, вынесшее постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, - начальник отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Кировской области Западно-Уральского управления Ростехнадзора Гнетулло М.В. в судебном заседании против удовлетворения протеста возражал, обратив внимание на то, что ст. 9.11 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил эксплуатации тепловых сетей, однако эксплуатация тепловых сетей осуществлялась, а само нарушение связано с несвоевременным выводом в ремонт тепловых сетей по причине невыполнения контракта подрядчиком. Указывает, что доказательств каких-либо нарушений, допущенных при эксплуатации тепловых сетей, касающихся, например, несоблюдения нормативов температуры энергоносителя, прокурором не представлено. При этом ответственность за нарушение порядка вывода в ремонт объектов электроэнергетики предусмотрена ст. 9.18 КоАП РФ, в то время как ответственность за нарушение порядка вывода в ремонт тепловых сетей нормы гл. 9 КоАП РФ не предусматривают. Считает, что в рассматриваемом случае ненадлежащее обеспечение населения коммунальной услугой не может квалифицироваться по ст. 9.11 КоАП РФ. Кроме того, вопреки утверждению прокурора, ремонт участка тепловой сети не являлся капитальным, а Типовые нарушения в отношении генерирующих объектов и объектов электросетевого хозяйства, на п. 5 которых имеется ссылка в протесте, касаются именно электросетевого хозяйства, а не тепловых сетей. Обращает внимание суда на некорректно изложенную позицию, указанную в протесте от 12.02.2022 на стр. 5, абз. 3 и 4, ранее воспроизведенную Ростехнадзором в вопросах и ответах, но не касающуюся тепловых сетей.

Представитель Западно-Уральского управления Ростехнадзора Конышева А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы должностного лица административного органа Гнетулло М.В.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы протеста, заслушав участников судебного заседания, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, заключается в действиях (бездействии) лиц, связанных с использованием топлива, электрической и тепловой энергии, с устройством и эксплуатацией электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, с реализацией и транспортировкой энергоносителей, топлива и продуктов его переработки с нарушением положений соответствующих правил.

Таким образом, указанная статья имеет бланкетный характер, поскольку предполагает нарушение конкретных правил и норм, утвержденных Правительством РФ, Минэнерго России либо другими федеральными органами исполнительной власти.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, могут быть граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

В связи с этим существенное значение для разрешения дела о таком административном правонарушении является выяснение вопроса о том, какие требования правил, регулирующих, в частности, эксплуатацию тепловых сетей, были нарушены в результате действий (бездействия) указанных выше субъектов.

Как следует из материалов дела, на основании решения прокурора Подосиновского района Кировской области Попова Н.А. от 02.11.2021 г. (л.д. 28) прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере ЖКХ в деятельности администрации Подосиновского городского поселения (юридический адрес: Кировская область, Подосиновский район, пгт. Подосиновец, ул. Советская, д. 77), по результатам которой прокурором Подосиновского района Кировской области 09.11.2021 г. в отношении юридического лица - администрации Подосиновского городского поселения возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ (л.д. 23 - 25).

Согласно постановлению о возбуждении производства по делу об административном правонарушении допущенное администрацией Подосиновского городского поселения правонарушение выразилось в следующем.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «Отеплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения.

В силу требований ч. 1 ст. 21 Закона № 190-ФЗ в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.

В соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона № 190-ФЗ порядок вывода в ремонт тепловых сетей устанавливается Правительством РФ, в связи с чем постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 г. № 889 «О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей» утверждены Правила вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей (далее - Правила).

Согласно пп. «б» п. 2 Правил «вывод в ремонт» - временная остановка работы оборудования тепловых сетей, которая осуществляется в целях проведения комплекса технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление исправного состояния указанных объектов либо на изменение технико-экономических показателей состояния этих объектов, и во время которой допускается ограничение или прекращение теплоснабжения потребителей тепловой энергии.

В соответствии с пп. «д» п. 2 Правил «плановый ремонт» - ремонт тепловых сетей, осуществляемый в сроки, установленные обязательными требованиями нормативных правовых актов и (или) инструкциями по эксплуатации оборудования.

В силу требований п. 4 Правил вывод в ремонт осуществляется в соответствии со сводным годовым планом ремонтов тепловых сетей (далее - сводный план), утверждаемым органом местного самоуправления на основании результатов рассмотрения заявок на вывод в плановый ремонт (далее - заявка), а также уведомлений о внеплановом ремонте.

Согласно п.п. 7, 8 Правил сводный план разрабатывается органом местного самоуправления на основании рассмотрения заявок. Сводный план должен содержать даты ремонта и обеспечивать, в числе прочего, проведение плановых ремонтов в перерыве между отопительными периодами либо в ходе отопительного периода, но без ограничения теплоснабжения потребителей тепловой энергии.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством РФ.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354).

Согласно пп. «а» п. 33 Правил № 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

Пунктом 3 Правил № 354 установлено, что условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме является предоставление коммунальных услуг в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг, соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, приведенным в Приложении № 1 к Правилам № 354.

В силу положений п. 14 Приложения № 1 к Правилам № 354 предъявляемым требованием к качеству предоставления коммунальной услуги в виде отопления является, в числе прочего, бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода с допустимой продолжительностью перерыва в предоставлении вышеуказанной коммунальной услуги не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца и не более 16 часов единовременно.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «Отеплоснабжении» органы местного самоуправления организуют обеспечение надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе, принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями илитеплосетевыми организациями своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

В связи с тем, что сети теплоснабжения, расположенные по адресам: <адрес>, поставлены на баланс администрации Подосиновского городского поселения ине переданы какой-либо ресурсоснабжающей (теплосетевой) организации в аренду, хозяйственное ведение или по концессионному соглашению, в данном случае администрацию Подосиновского городского поселения необходимо рассматривать как теплосетевую организацию.

Постановлением администрации Подосиновского района от 23.04.2020 утверждена Программа мероприятий по подготовке к осенне-зимнему периоду 2020 - 2021 годов по Подосиновскому району.

Согласно Программе администрация Подосиновского городского поселения как собственник тепловых сетей, принятых на баланс распоряжением администрации Подосиновского городского поселения от 14.05.2015 «О постановке на баланс и включении в реестр муниципального имущества», в рамках подготовки объектов ЖКХ к отопительному сезону должна выполнить конкретные мероприятия, в частности: ремонт участка тепловой сети в <адрес> (здание котельной) - <адрес> (МКД) - <адрес> (здание детского сада) - <адрес> (МКД) - <адрес> (МКД), <адрес> (здание котельной) - <адрес> (здание школы), <адрес> (здание котельной) - <адрес> (здание детского сада), а также капитальный ремонт системы отопления по <адрес> (от котельной). При этом Программой установлен срок исполнения вышеуказанных мероприятий до 01.11.2020, однако до настоящего времени администрацией Подосиновского городского поселения ремонтные работы в полном объеме не выполнены. Кроме того, аналогичные мероприятия предусматривались разделом 5.2 Заключения по техническому паспорту Подосиновского района.

Вместе с тем, в ходе проверки прокуратурой района установлено, что между администрацией Подосиновского городского поселения и <данные изъяты> заключен муниципальный контракт от 31.05.2021 г. на выполнение ремонтных работ тепловых сетей от здания котельной по адресу: <адрес>, срок исполнения которого был установлен до 30.07.2021.

В последующем <данные изъяты> в одностороннем порядке отказалось от исполнения вышеуказанного муниципального контракта в связи со сложным положением на финансовом рынке (рост цен на металл более чем на 250 %), в результате чего с 13.09.2021 данный контракт считается расторгнутым.

Анализ претензионной-исковой работы, а также хода выполнения работ по данному контракту свидетельствует о том, что администрацией Подосиновского городского поселения меры к своевременному расторжению контракта по инициативе заказчика не принимались в течение августа - сентября 2021 года, несмотря на то, что срок исполнения муниципального контракта от истек 30.07.2021, и контракт был расторгнут 14.09.2021 исключительно по инициативе подрядчика. Контракты на выполнение ремонтных работ вышеуказанных сетей теплоснабжения заключены лишь 16.09.2021, то есть в период прохождения отопительного сезона 2021 - 2022 годов, по ним установлены необоснованно длительные сроки исполнения без учета требований п. 14 Приложения № 1 к Правилам № 354.

Таким образом, ремонтные работы на сетях теплоснабжения начаты в октябре 2021 года, то есть за пределами подготовительного осенне-зимнего периода, в связи с чем с 24.10.2021 без отопления остались жители многоквартирных домов по адресам: <адрес>, а также здания МКДОУ д/с <данные изъяты> и ОП <данные изъяты> МО МВД России <данные изъяты>.

02.11.2021 отопление восстановлено в многоквартирном жилом доме по <адрес>, жилом доме по <адрес>, в зданиях МКДОУ д/с <данные изъяты> и ОП <данные изъяты> МО МВД России <данные изъяты>. 06.11.2021 отопление восстановлено в многоквартирном жилом доме по <адрес>, 08.11.2021 - по <адрес>.

Отключение теплоснабжения жилых многоквартирных домов, социальнозначимых объектов существенно нарушает права граждан - потребителей данной коммунальной услуги на благоприятные условия проживания, может создать угрозу жизни и здоровью человека, возникновения и распространения заболеваний среди населения ввиду снижения температуры в жилых помещениях, а также препятствует осуществлению общественно-значимых функций социальных учреждений и государственных органов.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Администрация Подосиновского городского поселения Подосиновского района Кировской области имела возможность для соблюдения требований вышеуказанного законодательства. Объективно непреодолимых или непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля органа местного самоуправления, при соблюдении той степени добросовестности и осмотрительности, которая требовалась от него в целях выполнения обязанностей, предусмотренных законодательством, не имелось.

Таким образом, по мнению прокурора Подосиновского района Кировской области, юридическое лицо – администрация Подосиновского городского поселения в нарушение п.п. 7, 8 Правил в период с 30.07.2021 по 14.09.2021 не организовала плановый ремонт сетей теплоснабжения по адресам: <адрес> в перерыве между отопительными периодами 2020 - 2021 и 2021-2022 годов либо в ходе отопительного периода 2021 - 2022 годов, но без ограничения теплоснабжения потребителей тепловой энергии, чем допустила нарушение правил пользования тепловых сетей, которое выразилось в необеспечении надежности теплоснабжения потребителей на территории Подосиновско городского поселения, необеспечении подачи теплоносителя с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком, что является административным правонарушением, предусмотренным ст. 9.11 КоАП РФ. Временем совершения правонарушения является период с 30.07.2021 по 14.09.2021.

Постановление прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 09.11.2021 с материалами дела направлено для рассмотрения в Западно-Уральское управление Ростехнадзора.

Постановлением заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Кировской области Западно-Уральского управления Ростехнадзора ФИО1 от 01.12.2021 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ, в отношении юридического лица - администрации Подосиновского городского поселения Подосиновского района прекращено.

Решением судьи Подосиновского районного суда Кировской области от 09.02.2022 указанное постановление отменено в связи с допущенным должностным лицом существенным нарушением процессуальных требований, связанным с рассмотрением дела без участия прокурора при отсутствии сведений о надлежащем извещении последнего о времени и месте рассмотрения дела. Дело возвращено должностному лицу Западно-Уральского управления Ростехнадзора на новое рассмотрение.

По результатам нового рассмотрения дела постановлением начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Кировской области Западно-Уральского управления Ростехнадзора Гнетулло М.В. от 15.03.2022 производство по делу об административном правонарушении, возбужденное 09.11.2021 прокурором Подосиновского района Кировской области Поповым Н.А. в отношении юридического лица - администрации Подосиновского городского поселения <адрес> по ст. 9.11 КоАП РФ, вновь прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Как отмечено в постановлении должностным лицом административного органа, пункт 1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 г. № 115 (далее - ПТЭТЭ), определяет, что ПТЭТЭ устанавливают требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок, а, следовательно, нарушение субъектами ПТЭТЭ подпадает под диспозицию ст. 9.11 КоАП РФ. Пунктом же 1 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 г. № 889, определено, что данные Правила устанавливают порядок вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей. Таким образом, ст. 9.11 КоАП РФ не предусматривает ответственность за вмененное юридическому лицу нарушение указанных Правил.

Судья районного суда, рассмотрев протест прокурора Подосиновского района Кировской области Попова Н.А. на постановление начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Кировской области Западно-Уральского управления Ростехнадзора Гнетулло М.В. от 15.03.2022, счел правильным вывод последнего о том, что вмененное прокурором юридическому лицу - администрации Подосиновского городского поселения нарушение Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей не предусматривает ответственность по ст. 9.11 КоАП РФ, в связи с чем оставил постановление должностного лица административного органа без изменения, а протест - без удовлетворения.

Оснований не согласиться с выводами судьи, вопреки доводам протеста, не усматриваю, так как в силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Вместе с тем, согласно постановлению прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении администрации Подосиновского городского поселения вменяется нарушение в период с 30.07.2021 по 14.09.2021 пунктов 7 и 8 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, согласно которым:

- сводный план разрабатывается органом местного самоуправления на основании рассмотрения заявок. Проект сводного плана должен быть разработан не позднее 30 октября года, предшествующего планируемому году (п. 7 Правил);

- сводный план должен содержать даты ремонта и обеспечивать: а) возможность выполнения всех выводов в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей, запланированных в заявках; б) синхронизацию вывода в ремонт технологически связанных источников тепловой энергии и тепловых сетей; в) учет утверждаемых субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике графиков вывода в ремонт объектов, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; г) проведение плановых ремонтов в перерыве между отопительными периодами либо в ходе отопительного периода, но без ограничения теплоснабжения потребителей тепловой энергии (п. 8 Правил).

Как усматривается из материалов дела и указано в постановлении прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, постановлением главы администрации Подосиновского района Кировской области от 23.04.2020 г. утверждена Программа мероприятий по подготовке к осенне-зимнему периоду 2020 - 2021 годов по Подосиновскому району, включающая, в том числе, объекты ремонта, собственниками которых является администрация Подосиновского городского поселения, со сроком исполнения 01.11.2020 (л.д. 36 - 43).

Однако ни из материалов дела, ни из постановления прокурора не следует, какие нарушения допущены юридическим лицом при составлении данной программы и ее утверждении главой администрации района. Сами по себе положения пунктов 7 и 8 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, касающиеся разработки сводного годового плана ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей не содержат каких-либо требований к эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей и не могут рассматриваться как требования правил, за нарушение которых предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 9.11 КоАП РФ.

Указания на иные «правила пользования тепловых сетей», отсылку к которым содержит диспозиция ст. 9.11 КоАП РФ, и которые были нарушены администрацией Подосиновского городского поселения, постановление прокурора также не содержит.

Приведенные прокурором в постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении указания на то, что администрацию Подосиновского городского поселения необходимо рассматривать как теплосетевую организацию, ремонтные работы на сетях теплоснабжения в пгт. Подосиновец были начаты в октябре 2021 года, то есть за пределами подготовительного осенне-зимнего периода, в связи с чем с 24.10.2021 без отопления остались жители многоквартирных домов и административные здания по конкретным адресам, бездействие администрации Подосиновского городского поселения повлекло необеспечение надежности теплоснабжения потребителей на территории городского поселения, необеспечение подачи теплоносителя с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком, а отключение теплоснабжения жилых многоквартирных домов, социальнозначимых объектов существенно нарушает права граждан - потребителей данной коммунальной услуги на благоприятные условия проживания, со ссылкой, помимо Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, на положения Жилищного кодекса РФ, Федерального закона «Отеплоснабжении», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, может свидетельствовать о наличии в деянии признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами. Однако возможность переквалификации вменяемого администрации Подосиновского городского поселения деяния при рассмотрении должностным лицом дела об административном правонарушении исключена, что вытекает из разъяснений, содержащихся в п. 20 постановления Пленума Верховного Суд РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Содержащийся в протесте прокурора довод о том, что нарушение администрацией Подосиновского городского поселения пунктов 7 и 8 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей выразилось фактически в незавершении запланированного капитального ремонта тепловых сетей, а должностное лицо административного органа вправе было дополнить обстоятельства вменяемого администрации Подосиновского городского поселения деяния в указанной части, не может быть признан обоснованным, так как указанные пункты Правил касаются разработки сводного плана и его содержания, при этом не содержат требований непосредственно к проведению капитального ремонта тепловых сетей.

Кроме того постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, как и протокол об административном правонарушении, является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо. Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, лишено возможности самостоятельно дополнить указанное постановление, так как это нарушило бы требования ч. 2 ст. 28.2, ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ и право на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности.

При таких обстоятельствах судья районного суда принял по делу обоснованное и законное решение об оставлении постановления должностного лица Западно-Уральского управления Ростехнадзора без изменения, так как согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Из анализа вышеприведенных норм права, с учетом положений ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ, отмечается, что по протесту прокурора состоявшееся решение судьи может быть отменено только в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Доводы же протеста не опровергают выводов судьи районного суда и не свидетельствуют о том, что им допущены существенные нарушения предусмотренных КоАП РФ процессуальных требований.

Оценив исследованные доказательства в их совокупности, прихожу к выводу, что районным судьей при рассмотрении дела какие-либо существенные нарушения процессуальных требований не допущены.

Несогласие прокурора с оценкой должностным лицом Западно-Уральского управления Ростехнадзора и судьей районного суда имеющихся в деле доказательств, установленных обстоятельств дела и с толкованием ими норм КоАП РФ, а также указанных выше положений законодательства, на основании которых прокурором в постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении сделаны выводы о наличии в деянии администрации Подосиновского городского поселения всех признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, не свидетельствует о том, что должностным лицом и судьей допущены существенные нарушения КоАП РФ и предусмотренных данным Кодексом процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Таким образом, правовых оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда, постановления должностного лица Западно-Уральского управления Ростехнадзора, а также для удовлетворения протеста не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Подосиновского районного суда Кировской области от 06.05.2022,

принятое по протесту прокурора Подосиновского района Кировской области на постановление начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Кировской области Западно-Уральского управления Ростехнадзора Гнетулло М.В. от 15.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Подосиновского городского поселения Подосиновского района Кировской области, - оставить без изменения,

а протест прокурора Подосиновского района Кировской области Попова Н.А. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Кировского областного суда Л.В. Русских

Решение24.06.2022