ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-14/2022 от 26.01.2022 Пуровского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело №12-14/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тарко-Сале, ЯНАО 26 января 2022 года

Судья Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа Пустовой А.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главного специалиста отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.09.2021 №03/4-561/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении начальника Управления охраны окружающей среды общества с ограниченной ответственностью «РН-Пурнефтегаз» (далее также ООО «РН-Пурнефтегаз», Общество) ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главного специалиста отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №03/4-561/2021 от 23.09.2021 начальник Управления охраны окружающей среды ООО «РН-Пурнефтегаз» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнута административному штрафу в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1, обратилась в суд с жалобой, указывая об отсутствии ее вины в совершении вменяемых нарушений в области обращения с отходами производства и потребления. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

ФИО1, должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения жалобы были извещены надлежащим образом.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом.

Из требований статьи 14 указанного Федерального закона следует, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном приказом Минприроды России от 05 декабря 2014 года N 541 "Об утверждении Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности".

Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов (часть 1 статьи 20 Федерального закона N 89-ФЗ).

В развитие данных положений закона приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов.

Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 года N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, а также типовая форма паспорта отходов I - IV классов опасности.

В соответствии с указанными Правилами, паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.

Оспариваемым постановлением начальник Управления охраны окружающей среды ООО «РН-Пурнефтегаз» ФИО1, признана виновной в следующих нарушениях в области обращения с отходами производства и потребления:

- отсутствие паспорта отхода – подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15% (код по ФККО 9 11 201 11 31 4);

- отсутствие паспорта отхода тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%) (код по ФККО 4 68 112 02 51 4).

Приведённые обстоятельства, выявленные в ходе внеплановой выездной проверки и отраженные в акте проверки № 032-2021-в/А от 21.07.2021, послужили основанием для привлечения должностного лица ООО «РН-Пурнефтегаз» ФИО1 по настоящему делу к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В материалах дела об административном правонарушении имеется копия паспорта отходов тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%) (код по ФККО 4 68 112 02 51 4), утвержденная генеральным директором ООО «РН-Пурнефтегаз» (л.д. 75).

Указанный документ был представлен надзорному органу до рассмотрения дела об административном правонарушении, между тем, какой либо оценки в оспариваемом постановлении не получил.

При таких данных оспариваемое постановление подлежит изменению с исключением выводов о виновности начальника Управления охраны окружающей среды ООО «РН-Пурнефтегаз» ФИО1 в нарушении порядка обращения с отходами производства и потребления, выразившимся в отсутствии паспорта отхода - тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%) (код по ФККО 4 68 112 02 51 4).

Изучив доводы жалобы о том, что подтоварная вода не является отходами производства, поскольку вовлекается в дальнейший процесс добычи нефти, суд приходит к следующему.

В Федеральном классификационном каталоге отходов выделен отдельный вид отходов «подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15%» (код ФККО 9 11 201 11 31 4).

Согласно акту проверки № 032-2021-в/А от 21.07.2021, Общество осуществляет деятельность на Тарасовском нефтегазоконденсатном месторождении, продукцией которого является дегазированная обезвоженная нефть с остаточным содержанием воды 2%. Выделенная пластовая вода с содержанием нефтепродуктов до 40 мг/дм3 используется в системе поддержания пластового давления. Указанные обстоятельства Обществом не оспариваются.

Надзорный орган пришел к правильному выводу о том, что в данном случае речь идет о подтоварной воде, являющейся смесью воды с нефтью и другими примесями, и образуемой при разделении нефтяной эмульсии. Поскольку данная подтоварная вода накапливается и через промысловые трубопроводы поступает в систему поддержания пластового давления, Управлением Росприроднадзора был правильно определен вид данного отхода, как подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15%.

Доводы жалобы о том, что подтоварная вода вовлекается в дальнейший процесс добычи нефти, обоснованно не приняты надзорным органом, поскольку такое ее вовлечение в дальнейший процесс не изменяет правовой природы данного вещества, как отхода, а свидетельствует о дальнейшем обращении с ним - утилизации, под которой в соответствии со статьей 1 Закона об отходах понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Ссылка автора жалобы на Письмо Минприроды России от 11.05.2011 N 02-11-47/7129 "О квалификации попутно добываемых пластовых вод" является необоснованной.

Указанный документ содержит разъяснения относительно применения федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786, который, действительно, не содержал сведений о таком виде отходов, как «подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15%», однако утратил силу в связи с изданием Приказа Минприроды РФ от 30.09.2011 N 792.

При таких обстоятельствах следует признать правильными выводы надзорного органа о том, что отсутствие у Общества утвержденного в установленном порядке паспорта отхода – подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15% (код по ФККО 9 11 201 11 31 4), образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.

В соответствии с 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

На основании приказа от 28.05.2021 № 779-ЛС ФИО1 с 02.06.2021 по 01.08.2021 исполняла обязанности начальника Управления охраны окружающей среды ООО «РН-Пурнефтегаз».

Согласно должностной инструкции, начальник Управления охраны окружающей среды ООО «РН-Пурнефтегаз», ФИО1 относится к категории руководителей, является должностным лицом, выполняющим в Обществе организационно-распорядительные функции: осуществляет организацию и проведение экологической паспортизации; обеспечивает выполнение планов мероприятий, направленных на устранение природоохранного законодательства, выявленных при проведении производственного контроля.

Таким образом, ФИО1, являясь должностным лицом ООО «РН-Пурнефтегаз», ответственным за соблюдение требований природоохранного законодательства РФ, не исполнила обязанности по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I-IV классов опасности.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении № 03/4-461/2021 от 17.08.2021, актом проверки № 032-2021-в/А от 21.07.2021, должностной инструкцией ФИО1, иными документами.

Оснований полагать, что данные доказательства получены с нарушением закона, не имеется. Достоверность и допустимость данных доказательств сомнений не вызывает.

Исследованные доказательства в своей совокупности достаточны для установления виновности ФИО1, ее действия верно квалифицированы по ч. 9 ст. 8.2 КоАП - неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.

Обжалуемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, наказание в виде штрафа назначено в пределах санкции ч. 9 ст. 8.2 КоАП, в минимальном размере, является соразмерным и справедливым.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену обжалуемого постановления, на стадиях возбуждения производства и рассмотрения дела об административном правонарушении, допущено не было.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главного специалиста отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.09.2021 №03/4-561/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст.8.2 КоАП РФ в отношении начальника Управления охраны окружающей среды общества с ограниченной ответственностью «РН-Пурнефтегаз» ФИО1 - изменить.

Исключить из описательно-мотивировочной части оспариваемого постановления выводы об отсутствии у ООО «РН-Пурнефтегаз» паспорта отхода - тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%) (код по ФККО 4 68 112 02 51 4).

В остальной части оставить постановление без изменения, жалобу начальника Управления охраны окружающей среды ООО «РН-Пурнефтегаз» ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти суток.

Судья А.В. Пустовой