УИД 86RS0003-01-2022-000195-17
дело № 12–14/2022
РЕШЕНИЕ
г. Стрежевой Томской области 26 мая 2022 г.
Судья Стрежевского городского суда Томской области Мисерев В.Н.,
с участием
защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в жалобу защитника АО «Томскнефть» ВНК А. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, начальника отдела государственного экологического надзора в П.№-ОН от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица – акционерного общества «Томскнефть» Восточной нефтяной компании (далее АО «Томскнефть» ВНК), , расположенного по адресу: 636780, ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, начальника отдела государственного экологического надзора в П.№-ОН от ДД.ММ.ГГГГ АО «Томскнефть» ВНК признано виновным по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник Общества А. обратилась в суд с жалобой и с дополнениями к жалобе. В обоснование жалобы указала, что действительно у Общества в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствовал проект образования отходов и лимитов на их размещение. Неоднократно в административный орган направлялись материалы для рассмотрения и утверждения проектов, но было, отказано указывая на замечания. Обществом велась работа по заключению договора с региональным оператором по обращению с ТКО и опрос рынка по поиску претендентов на прием, переработку, захоронение отходов производства. В связи с необходимостью проведения закупочных процедур, в соответствии с действующим в РФ антикоррупционным законодательством, договоры с региональным оператором и другими исполнителями были заключены во втором полугодии 2020 и 2021 г. В течение 2020-2021 г. значительно снизились финансовые возможности Общества, обусловленные неблагоприятной экономической обстановкой, в связи со снижением спроса на нефть и реализацией мероприятий по сокращению добычи нефти в рамках межправительственного соглашения ОПЕК+, а также несением вынужденных затрат Общества на мероприятия по предотвращению распространения COVID-19. Просят изменить назначенное наказание на предупреждение или отменить постановление административного органа и производство прекратить.
Защитник АО «Томскнефть» ВНК в судебном заседании жалобу поддержала в полном объеме.
Представитель административного органа, составившего протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явился.
Изучив доказательства по делу в их совокупности, заслушав участников производства по делу, оценив доводы жалобы защитника Общества, судья приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В силу пункта 2 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), пункта 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством, обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 2 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (пункт 7 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).
Такой Порядок был утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Пунктом 3 указанного Порядка определено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются для каждого объекта I категории, а в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" для объекта II категории в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Нормативы образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, проектной документации.
Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Из материалов дела следует, что согласно решению заместителя руководителя Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от ДД.ММ.ГГГГ№-рш (с учетом решения от ДД.ММ.ГГГГ) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка в отношении АО «Томскнефть» ВНК объектов добычи нефти и газа в границах Вахского месторождения, код объекта №-П, объектов добычи нефти и газа в границах Советского месторождения, код объекта №-П.
Объекты №-П, №-П являются объектами 1 категории негативного воздействия на окружающую среду.
По результатам проверки составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому АО «Томскнефть» ВНК в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляло деятельность в отсутствие согласованных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации проектов образования отходов и лимитов на их размещение на объектах: №-П, №-П.
Согласно материалам дела, приказом Управления № от ДД.ММ.ГГГГ Обществу был утвержден проект образования отходов и лимитов на их размещение сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на объекты АО «Томскнефть» ВНК (Советское, Вахское месторождение)
Приказом управления № от ДД.ММ.ГГГГ Обществу утвержден проект образования отходов и лимитов на их размещение сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на объект НВОС №-П.
Приказом управления № от ДД.ММ.ГГГГ Обществу утвержден проект образования отходов и лимитов на их размещение сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на объект НВОС №-П.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Томскнефть» ВНК административной ответственности, предусмотренной ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ.
Выводы о виновности АО «Томскнефть» ВНК подтверждаются протоколом об административном правонарушении №-ОН от ДД.ММ.ГГГГ, решением о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, а также пояснениями защитника АО «Томскнефть» ВНК, который подтвердил, что Общество осуществляло деятельность в отсутствие согласованных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации проектов образования отходов и лимитов на их размещение на объектах: №-П, №-П.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно материалам дела, Общество неоднократно обращалось с заявлениями об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, но Росприроднадзором выносились решения об отказе (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), в связи с наличием недостоверной информации, связанной с наличием арифметических и логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями, указанными Порядка.
Обществу направлялись уведомления от Росприроднадзора с мотивированными обоснованиями принятых решений об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В данных уведомлениях четко прописывались допущенные ошибки, с указанием разделов, страниц проекта. Указывалось на необходимость устранения данных ошибок. Само Общество не оспаривало данный факт.
Таким образом, судом установлено, что АО «Томскнефть» ВНК, не приняло достаточных мер к утверждению нормативов. То обстоятельство, что Общество направляло заявки с допущенными в них ошибками, а также недостоверной информацией и не предпринимало мер к своевременному устранению данных ошибок, не позволяет суду признать в качестве уважительной причины отсутствие утверждения вышеуказанных нормативов в установленные сроки и осуществление деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие согласованных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации проектов образования отходов и лимитов на их размещение на объектах: №-П, №-П.
Деяние общества правильно квалифицировано по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволяют прийти к выводу о том, что Обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, вывод должностного лица о виновности АО «Томскнефть» ВНК в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, является правильным и обоснованным. Законных оснований не согласиться с выводами должностного лица не имеется.
С учетом характера правонарушения, оснований для признания его малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП, а также назначения наказания в виде предупреждения - нет.
Административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей назначено в размере, установленном санкцией части 7 статьи 8.2 Кодекса КоАП РФ.
При производстве по делу юридически значимые обстоятельства должностным лицом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно, оснований для отмены или изменения оспариваемых решения и постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1, ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, начальника отдела государственного экологического надзора в П.№-ОН от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу защитника АО «Томскнефть» ВНК - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.
Судья (подписано) В.Н. Мисерев
Верно
Судья В.Н. Мисерев