ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-14/2022ГОРОД от 07.02.2022 Мегионского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

УИД 86RS0010-01-2021-002607-57

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

07 февраля 2022 года дело № 12-14/2022 город Мегион

Судья Мегионского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО1, с участием лица, привлекаемого к административной ответственности - начальника отдела охраны окружающей среды ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» ФИО2, рассмотрев жалобу должностного лица Публичного акционерного общества «Славнефть-Мегионнефтегаз» ФИО2 на постановление начальника отдела государственного экологического надзора в г. Нижневартовске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 № 486-ОН от 03.12.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ в отношении должностного лица ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отдела государственного экологического надзора в г. Нижневартовске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 № 486-ОН от 03.12.2021 должностное лицо ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, должностное лицо ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» ФИО2 подала жалобу, в которой просит постановление признать незаконным и отменить, указывая, что ее виновность в нарушении природоохранного законодательства отсутствует, считает, что внесение оплаты за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы гексана в атмосферный воздух стационарным источниками не предусмотрено.

В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности - начальник отдела охраны окружающей среды ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» ФИО2 жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.

Начальник отдела государственного экологического надзора в г. Нижневартовске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

Заслушав защитника ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» ФИО4, должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности ФИО2, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Как усматривается из материалов административного дела, Северо-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора на основании Приказа от 23.06.2021 № 1120, проведена плановая выездная проверка юридического лица ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз».

Актом № 139 от 29.07.2021, составленным по итогам плановой выездной проверки, должностным лицом, осуществляющим надзорную деятельность в области охраны окружающей среды, установлен факт невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы загрязняющих веществ (по гексану) в атмосферный воздух стационарными источниками за 2019, 2020 год.

В адрес Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования юридическим лицом ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» представлены Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019, 2020 год. В декларациях о плате за негативное воздействие за 2019-2020 гг. должностным лицом установлено, что обществом не исчислена плата по веществу «гексан» (применена нулевая ставка). Согласно статистической отчетности 2-ТП (воздух) количество выбросов (по веществу-гексан) составило 2501,97 тонн, из них 1630,425 тонн за 2019 год, 871,545 тонн за 2020 год.

По факту непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения начальником отдела государственного экологического надзора в г. Нижневартовске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 вынесено определение от 30.11.2021 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении по ст. 8.41 КоАП РФ.

Статьей 1 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) определены понятия: загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду, загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.

В силу пункта 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе, за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). В соответствии с пунктом 1 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.

В соответствии со статьёй 4.1 Закона № 7-ФЗ перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, устанавливается Правительством Российской Федерации. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации № 1316-р от 8 июля 2015 г. утвержден Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах", в т.ч. в отношении летучих органических соединений.

Согласно части 7 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (в ред. до 01.01.2019), нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и временно согласованных выбросов, а также выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух установлен Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. № 183.

Приказом Минприроды России от 25 июля 2011 г. № 650 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ)" утверждены форма разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (приложение 2 к Регламенту). Неотъемлемой частью разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух являются нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и веществам, оформляемые в форме приложения. В нормативах указывается наименование и код загрязняющего вещества. Код загрязняющего вещества установлен в Перечне веществ, загрязняющих атмосферный воздух, разработанном акционерным обществом «НИИ Атмосфера». Указанный Перечень предназначен для предприятий и организаций, в которых проводятся работы, связанные с охраной окружающей среды, в том числе для территориальных органов Росприроднадзора.

Перечень загрязняющих веществ содержит, в числе прочих, следующие разделы: - Перечень загрязняющих веществ в алфавитном порядке (список № 1), - Перечень загрязняющих веществ в порядке возрастания кодов (список № 2); - Перечень летучих органических соединений (ЛОС) в порядке возрастания кодов (список № 3).

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации № 1316-р от 8 июля 2015 г. «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды», углеводороды предельные С1-С5 (исключая метан) и углеводороды предельные С6-С10 поименованы в группе «Летучие органические соединения (ЛОС)». Вещества, относящиеся к летучим органическим соединениям, указаны в списке № 3 Перечня загрязняющих веществ - «Перечень ЛОС в порядке возрастания кодов».

Согласно Списку № 3 к летучим органическим соединениям относятся в том числе гексан (код 0403).

Таким образом, гексан относится к предельным углеводородам группы «летучие органические соединения (ЛОС)».

Вышеизложенные обстоятельства позволяют суду сделать вывод об осуществлении обществом выбросов углеводородов предельных С6-С10, в отношении которых установлены ставки платы Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. № 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах".

Для загрязняющего вещества «гексан», согласно указанному Постановлению ставка платы не предусмотрена. Вместе с тем, вышеуказанные загрязняющие вещества в соответствие со Справочником ФГБУ УралНИИ «Экология» относятся к углеводородам предельным С6-С10.

Таким образом, в отношении общества правомерно доначислена плата за негативное воздействие на окружающую среду в отношении гексана - по ставкам платы за углеводороды предельные С6-С10.

Согласно приказу о переводе на другую работу № 52-к от 14.01.2016 следует, что ответственным лицом, осуществляющим контроль за составление и направление Декларации о плате за негативное воздействие в обществе является начальник отдела охраны окружающей среды ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» ФИО2.

В соответствии с п. 2.10 должностной инструкции начальника отдела охраны окружающей среды ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз», утвержденной 13.11.2018 генеральным директором общества и подписанной работником, на должностное лицо, начальника отдела охраны окружающей среды ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» ФИО2 возложена обязанность по организации выполнения расчета платежей за загрязнение окружающей среды на объектах общества.

На основании п. 2.11 должностной инструкции начальник отдела охраны окружающей среды ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» организует ведение и своевременное представление отчетности в соответствии с требованиями действующего природоохранного законодательства Российской Федерации и локальных нормативных актов ОАО «СН-МНГ».

Факт совершения административного правонарушения и виновность должностного лица ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» ФИО2 в совершении вменяемого ей административного правонарушения при указанных выше обстоятельствах подтверждается: приказом о проведении плановой выездной проверки юридического лица - ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» № 1120 от 23.06.2021; актом проверки № 139 от 29.07.2021; сведениями об охране атмосферного воздуха за 2019 год; сведениями об охране атмосферного воздуха за 2020 год; сведениями об охране атмосферного воздуха за 2019 год; сведениями об охране атмосферного воздуха за 2020 год; декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год; декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год; сведениями об охране атмосферного воздуха за 2019 год; копией приказа о переводе на другую работу № 52-к от 14.01.2016; копией должностной инструкции начальника отдела охраны окружающей среды от 13.11.2018; протоколом по делу об административном правонарушении № 684-ОН от 30.11.2021; определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 30.11.2021; постановлением о назначении административного наказания № 486-ОН от 03.12.2021.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о виновности должностного лица ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.

Довод жалобы о том, внесение оплаты за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы гексана в атмосферный воздух стационарными источниками не предусмотрено не обоснован, поскольку загрязняющие вещества в соответствие со Справочником ФГБУ УралНИИ «Экология» относятся к углеводородам предельным С6-С10. Указанный справочник предназначен для предприятий и организаций, в которых проводятся работы, связанные с охраной окружающей среды, в том числе для территориальных органов Росприроднадзора. Вещества, относящиеся к летучим соединениям, указаны в списке справочника, согласно которому к ним отнесены в том числе: бутан, пентан, этан, гексан; согласно таблице № 1 «Группы загрязняющих веществ, представленных в справочнике к углеводородам предельным отнесены 15 загрязняющих веществ, в том числе и гексан.

То обстоятельство, что выданные Северо-Уральским Межрегиональным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) содержат гексан как отдельное наименование загрязняющего вещества от группы летучих органических соединений, включая углеводороды предельные, не освобождает общество от обязанности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

То обстоятельство, что гексан относится к предельным углеводородам является общеизвестным фактом, не требующим доказывания.

Таким образом, доводы жалобы о недоказанности вины должностного лица ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» ФИО2 в совершении административного правонарушения безосновательны и по существу направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено должностному лицу ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» ФИО2 в пределах санкции ст. 8.41 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

При рассмотрении жалобы не установлены основания для отмены постановления должностного лица, поэтому рассмотренная жалоба не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление начальника отдела государственного экологического надзора в г. Нижневартовске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 № 486-ОН от 03.12.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ в отношении должностного лица ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» ФИО2 оставить без изменения, жалобу должностного лица ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» ФИО2 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья <данные изъяты> ФИО1

<данные изъяты>