Судья Галахова И.В. Дело № 7-314/2023
№ 12-14/2023
Р Е Ш Е Н И Е
г. Астрахань 25 августа 2023 года
Судья Астраханского областного суда Ковалева А.П. при ведении протокола секретарем судебного заедания Михоновой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Моргуновой ФИО13 на решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 24 января 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Моргуновой ФИО14
установила:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Волгоградской области № от 17 ноября 2022 года Моргунова Л.Ю. признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 24 января 2023 года постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Волгоградской области изменено, наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей заменено на предупреждение.
В жалобе, поданной в Астраханский областной суд, Моргунова Л.Ю. ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы указывает, что отдел по управлению государственными закупками, имущественным отношениям, материально-технического обеспечения, эксплуатации и ремонта зданий Волгоградского областного суда предназначен для организации хозяйственного и транспортного обслуживания судей и работников аппарата суда, осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия по обеспечению суда материально-техническими средствами, надлежащему функционированию и обеспечению исправного состояния зданий, сооружений, помещений суда и иного оборудования. Вместе с тем, административная ответственность по части 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает не за отсутствие контроля со стороны руководителей структурных подразделений учреждения, а за неисполнение обязанностей по предоставлению необходимых сведений конкретным должностным лицом. Организация и ведение бюджетного (бухгалтерского) учета финансово - хозяйственной деятельности суда, контроль за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов суда в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, согласно Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21 декабря 2012 года № «Об утверждении Положения об аппарате федерального суда общей юрисдикции» возложены на финансово-бухгалтерский отдел суда. Кроме того, в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства, подтверждающие, что за вменяемый период обязанность по предоставлению сведений, предусмотренных Порядком учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств Федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 258н, была возложена на Моргунову Л.Ю.
В судебное заседание Моргунова Л.Ю. не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не представила.
В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Доложив дело и жалобу, выслушав представителя Управления Федерального казначейства по Волгоградской области Шлыкову Е.В., возражавшую против удовлетворения доводов жалобы, исследовав материалы дела, судья второй инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение более чем на десять рабочих дней получателем бюджетных средств установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств либо сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное и (или) денежное обязательство, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно пункту 2 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета по расходам предусматривает принятие и учет бюджетных и денежных обязательств.
Приказом Минфина России от 30 октября 2020 года № 258н утвержден Порядок учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства.
В соответствии с пунктом 2 Порядка от 30 октября 2020 года № 258н постановка на учет бюджетных обязательств осуществляется в соответствии со Сведениями о бюджетном обязательстве.
Пунктом 3 Порядка от 30 октября 2020 года № 258н установлено, что сведения о бюджетном обязательстве, не содержащие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, формируются в форме электронного документа в информационных системах Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства (далее – «информационная система») и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя или иного лица, уполномоченного действовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке от имени получателя средств федерального бюджета или органа Федерального казначейства в соответствующей информационной системе.
Сведения о бюджетном обязательстве, не содержащие сведения, составляющие государственную тайну, формируются получателем средств федерального бюджета или органом Федерального казначейства с учетом положений пунктов 8 и 22 Порядка от 30 октября 2020 года № 258н.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 8 Порядка от 30 октября 2020 года № 258н сведения о бюджетных обязательствах формируются в соответствии с указанным Порядком получателем средств федерального бюджета в части принимаемых бюджетных обязательств, возникших на основании документов-оснований, предусмотренных пунктом 5 графы 2 Перечня - не позднее трех рабочих дней, следующих за днем заключения государственного контракта, договора, указанных в данном пункте графы 2 Перечня.
Согласно пункту 5 графы 2 Перечня документом, на основании которого возникает бюджетное обязательство получателя средств федерального бюджета, является государственный контракт (договор) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о котором не подлежат включению в реестры контрактов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, международный договор (соглашение), за исключением договоров, указанных в 14 пункте Перечня.
Пунктом 9 Порядка от 30 октября 2020 года № 258н определено, что для внесения вменений в поставленное на учет бюджетное обязательство формируются Сведения о бюджетном обязательстве в соответствии с положениями пункта 8 Порядка от 30.10.2020 № 258н с указанием учетного номера бюджетного обязательства, в которое вносится изменение.
Из материалов дела следует, что между Учреждением и ФГУП «Охрана» Росгвардии заключен государственный контракт об охране собственности военизированными подразделениями от 30.12.2020 № (далее – «государственный контракт от 30 декабря 2020 года №») на сумму 535 230,72 рублей.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 8 Порядка от 30.10.2020 № 258н Учреждение обязано сформировать Сведения о бюджетном обязательстве по государственному контракту от 30 декабря 2020 года № не позднее 12 января 2021 года (включительно). Учреждением Сведения о бюджетном обязательстве №, подписанные электронной подписью 27 января 2021 года, по государственному контракту от 30 декабря 2020 года № сформированы 27 января 2021 года, то есть позже установленного срока на 11 рабочих дней.
Также между Учреждением и ООО «КонсультантПлюс Волгоград» заключен договор сопровождения экземпляров систем КонсультантПлюс от 11.01.2021 № (далее – «договор от 11.01.2021 №») на сумму 86 121,00 рублей. В соответствии с подпунктом «б» пункта 8 Порядка от 30.10.2020 №н Учреждение обязано сформировать Сведения о бюджетном обязательстве по договору от 11 января 2021 года № не позднее 14 января 2021 года (включительно). Учреждением Сведения о бюджетном обязательстве №, подписанные электронной подписью 4 февраля 2021 года, по договору от 11 января 2021 года № сформированы 4 февраля 2021 года, то есть позже установленного срока на 15 рабочих дней.
Между Учреждением и индивидуальным предпринимателем ФИО7 заключен государственный контракт на техническое обслуживание установок автоматической пожарной сигнализации и системы видеонаблюдения от 1 января 2021 года № (далее – «государственный контракт от 1 января 2021 года №») на сумму 40 000 рублей.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 8 Порядка от 30 октября 2020 года №н Учреждение обязано сформировать Сведения о бюджетном обязательстве по государственному контракту от 1 января 2021 года № не позднее 13 января 2021 года (включительно). Учреждением Сведения о бюджетном обязательстве №, подписанные электронной подписью 28 января 2021 года, по государственному контракту от 1 января 2021 года № сформированы 28 января 2021 года, то есть позже установленного срока на 11 рабочих дней.
Между Учреждением и индивидуальным предпринимателем ФИО8 заключен договор (абонентское сопровождение программных продуктов) от 11 января 2021 № № (далее – «договор от 11 января 2021 года № №») на сумму 84 000 рублей. В соответствии с подпунктом «б» пункта 8 Порядка от 30 октября 2020 года №н Учреждение обязано сформировать Сведения о бюджетном обязательстве по договору от 11 января 2021 года № № не позднее 14 января 2021 года (включительно). Учреждением Сведения о бюджетном обязательстве № №, подписанные электронной подписью 4 февраля 2021 года, по договору от 11 января 2021 года № № сформированы 4 февраля 2021 года, то есть позже установленного срока на 15 рабочих дней.
Между Учреждением и индивидуальным предпринимателем ФИО9 заключен договор от 11 января 2021 года № на сумму 19000 рублей. В соответствии с подпунктом «б» пункта 8 Порядка от 30 октября 2020 №н Учреждение обязано сформировать Сведения о бюджетном обязательстве по договору от 11 января 2021 № не позднее 14 января 2021 года (включительно). Учреждением Сведения о бюджетном обязательстве №, подписанные электронной подписью 4 февраля 2021 года, по договору от 11 января 2021 года № сформированы 4 февраля 2021 года, то есть позже установленного срока на 15 рабочих дней.
Между Учреждением и ПАО «ВымпелКом» заключен договор/государственный контракт об оказании услуг связи «Билайн» от 11 января 2021 года № (далее - договор/государственный контракт от 11 января 2021 года №) на сумму 40000 рублей. В соответствии с подпунктом «б» пункта 8 Порядка от 30 октября 2020 года №н Учреждение обязано сформировать Сведения о бюджетном обязательстве по договору/государственному контракту от 11 января 2021 № не позднее 14 января 2021 года (включительно). Учреждением Сведения о бюджетном обязательстве №, подписанные электронной подписью 10 февраля 2021 года, по договору/государственному контракту от 11 января 2021 № сформированы 10 февраля 2021 года, то есть позже установленного срока на 19 рабочих дней.
Между Учреждением и ПАО «ВымпелКом» заключен договор/государственный контракт об оказании услуг связи «Билайн» от 11 января 2021 № (далее – «договор/государственный контракт от 11 января 2021 года №») на сумму 60 000 рублей. В соответствии с подпунктом «б» пункта 8 Порядка от 30 октября 2020 года №н Учреждение обязано сформировать Сведения о бюджетном обязательстве по договору/государственному контракту от 11 января 2021 года № не позднее 14 января 2021 года (включительно). Учреждением Сведения о бюджетном обязательстве №, подписанные электронной подписью 10 февраля 2021 года, по договору/государственному контракту от 11 января 2021 года № сформированы 10 февраля 2021 года, то есть позже установленного срока на 19 рабочих дней.
Между Учреждением и индивидуальным предпринимателем ФИО7 заключено дополнительное соглашение № от 25 января 2021 года к государственному контракту № от 1 января 2021 года. В соответствии с подпунктом «б» пункта 8 Порядка от 30 октября 2020 года №н Учреждение обязано сформировать Сведения о бюджетном обязательстве по дополнительному соглашению № от 25 января 2021 года к государственному контракту № от 1 января 2021 года не позднее 28 января 2021 года (включительно). Учреждением Сведения о бюджетном обязательстве №, подписанные электронной подписью 11 марта 2021 года, по дополнительному соглашению № от 25 января 2021 года к государственному контракту № от 1 января 2021 года сформированы ДД.ММ.ГГГГ, то есть позже установленного срока на 28 рабочих дней.
Между Учреждением и <данные изъяты>» заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 26 января 2021 года № (далее – «договор от 26 января 2021 года №») на сумму 62 624,03 рублей. В соответствии с подпунктом «б» пункта 8 Порядка от 30 октября 2020 года №н Учреждение обязано сформировать Сведения о бюджетном обязательстве по договору от 26 января 2021 года № не позднее 29 января 2021 года (включительно). Учреждением Сведения о бюджетном обязательстве №, подписанные электронной подписью 16 марта 2021 года, по договору от 26 января 2021 года № сформированы 16 марта 2021 года, то есть позже установленного срока на 30 рабочих дней.
Между Учреждением и ООО «Концессии водоснабжения» заключен договор на оказание услуг по прочей деятельности от 01 июня 2021 года № (далее – «договор от 01.06.2021 №») на сумму 6000 рублей. В соответствии с подпунктом «б» пункта 8 Порядка от 30 октября 2020 года №н Учреждение обязано сформировать Сведения о бюджетном обязательстве по договору от 1 июня 2021 года № не позднее 4 июня 2021 года (включительно). Учреждением Сведения о бюджетном обязательстве №, подписанные электронной подписью 24 июня 2021 года, по договору от 1 июня 2021 года № сформированы 24 июня 2021 года, то есть позже установленного срока на 13 рабочих дней.
Между Учреждением и индивидуальным предпринимателем ФИО10 заключен договор на текущий ремонт телефонных линий от 28 мая 2021 года № (далее – «договор от 28 мая 2021 №») на сумму 217400 рублей. В соответствии с подпунктом «б» пункта 8 Порядка от 30 октября 2020 года №н Учреждение обязано сформировать Сведения о бюджетном обязательстве по договору от 28 мая 2021 года № не позднее 2 июня 2021 года (включительно). Учреждением Сведения о бюджетном обязательстве №, подписанные электронной подписью 24 июня 2021 года, по договору от 28 мая 2021 года № сформированы 24 июня 2021 года, то есть позже установленного срока на 15 рабочих дней.
Таким образом, ФИО1, являясь начальником отдела по управлению государственными закупками, имущественным отношениям, материально-технического обеспечения, эксплуатации и ремонта зданий Волгоградского областного суда, в нарушение требований пункта 2 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта «б» пункта 8 Порядка от 230 октября 2020 года №н, не обеспечила постановку на учет бюджетных обязательств в ГИИС «Электронный бюджет» в установленные сроки.
При таких обстоятельствах заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Волгоградской области пришел к правильному выводу о наличии в действиях Моргуновой Л.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законность и обоснованность постановления должностного лица в полном объеме проверены судьей районного суда.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние Моргуновой Л.Ю. правильно квалифицировано по части 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме под должностным лицом в названном Кодексе следует понимать, в том числе лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных или муниципальных организациях.
В этой связи, должностное лицо, а впоследствии и районный суд, пришли к правильному выводу о том, что старший специалист 1 разряда отдела по управлению государственными закупками, имущественным отношениям, материально-технического обеспечения, эксплуатации и ремонта зданий Волгоградского областного суда – ФИО11, являющаяся ответственной за постановку на учет бюджетных обязательств, не является должностным лицом, по смыслу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно подпункта 3.2.1 Должностного регламента федерального государственного гражданского служащего, замещающего в Волгоградском областном суде должность федеральной государственной гражданской службы начальника отдела управлению государственными закупками, имущественным отношениями, материально-технического обеспечения, эксплуатации и ремонта зданий, утвержденного Председателем Учреждения 1 марта 2021 года, определено, что начальник отдела по управлению государственными закупками, имущественным отношениям, материально-технического обеспечения, эксплуатации и ремонта зданий Учреждения осуществляет общее руководство отделом, несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на отдел.
В соответствии с подпунктом 3.2.2 Должностного регламента начальник отдела по управлению государственными закупками, имущественным отношениям, материально-технического обеспечения, эксплуатации и ремонта зданий Учреждения организует работы по заключению и исполнению государственных контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе коммунальных.
Пунктом 3.2.15 Должностного регламента определено, что начальник отдела по управлению государственными закупками, имущественным отношениям, материально-технического обеспечения, эксплуатации и ремонта зданий Учреждения выполняет отдельные служебные поручения председателя Волгоградского областного суда, либо лица его замещающего.
Согласно приказу Учреждения от 16 июля 2018 года № л/с «По личному составу» Моргунова Л. Ю. переведена на должность начальника отдела по управлению государственными закупками, имущественным отношениям, материально-технического обеспечения, эксплуатации и ремонта зданий Учреждения с 16 июля 2018 года.
Учитывая, что согласно письму Волгоградского областного суда постановка на учет бюджетных обязательств была возложена на отдел, ранее возглавляемый Моргуновой Л.Ю., доводы жалобы о том, что ответственность должна быть возложена на финансово-бухгалтерский отдел суда, является несостоятельными.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки в суде первой инстанции, они не опровергают наличие в действиях Моргуновой Л.Ю. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу решения.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что должностным лицом и районным судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения Моргуновой Л.Ю. к административной ответственности не нарушены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 4 части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену состоявшегося по делу судебного решения, при рассмотрении жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решила:
решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 24 января 2023 года оставить без изменения, жалобу Моргуновой ФИО15 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Астраханского
областного суда А.П. Ковалева