УИД 23RS0040-01-2024-000091-72
К делу №12-14/2024
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
08 февраля 2024 года Первомайский районный суд города Краснодар в составе
председательствующей Медоевой Е.Н.
при секретаре Бесчастном А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Крышка Е. С. на постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО3 №23-037/ДЛ/6 от 21.12.2023г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника отдела финансового обеспечения муниципальных образований края в управлении межбюджетных отношений и государственного заказа министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Крышка Е.С.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края №23-037/ДЛ/6 от 21.12.2023г. начальник отдела финансового обеспечения муниципальных образований края в управлении межбюджетных отношений и государственного заказа министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Крышка Е.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере - 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Крышка Е. С. обжаловала его в Первомайский районный суд г. Краснодара.
В обоснование жалобы указано, что оспариваемое постановление является необоснованным и противоречащим закону, а выводы о виновности должностного лица являются поверхностными и преждевременными, в связи с чем начальник отдела финансового обеспечения муниципальных образований края в управлении межбюджетных отношений и государственного заказа министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Крышка Е.С. просит принятое департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края постановление по делу об административном правонарушении №23-037/ДЛ/6 от 21.12.2023г. отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании заявитель Крышка Е.С. доводы жалобы поддержала, просила обжалуемое постановление признать незаконным и отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Представитель департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения рассматриваемой жалобы, по основаниям, указанным в письменном отзыве. Просила оставить постановление без изменения, жалобу без удовлетворения.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, в том числе законность и обоснованность привлечения лица к административной ответственности.
Согласно части 3 статьи 139 Бюджетного кодекса РФ условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта РФ устанавливаются законами субъекта РФ и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Нормами подпункта 10 статьи 158 БК РФ предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств, обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных БК РФ, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, заключены соглашения между Министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края и администрацией муниципального образования г-к. Сочи Краснодарского края от 14 февраля 2022 г. № 201-825- 2022-03726000000-052 (в редакции от 23 ноября 2022 г.), администрацией муниципального образования г. Горячий Ключ от 14 февраля 2022 г. № 201-825-2022-03709000000-051 (в редакции от 30 декабря 2022 г.), о предоставлении субсидий из бюджета Краснодарского края бюджетам муниципальных образований на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (капитальный ремонт зданий и сооружений, благоустройство территорий, прилегающих к зданиям и сооружениям муниципальных образовательных организаций, за исключением мероприятий, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.3) определено, что администрация обязана в том числе обеспечивать достижение значений показателей результативности (результатов) использования субсидии (пункт 4.3.3 соглашений).
Непосредственным результатом реализации мероприятия 1.13 ГП № 939 в 2022 году является количество муниципальных образовательных организаций, в которых проведены работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, по благоустройству территорий, прилегающих к зданиям и сооружениям муниципальных образовательных организаций - 69 единиц.
Основанием для привлечения Крышка Е.С. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, послужили изложенные в постановлении должностного лица обстоятельства, согласно которым Крышка Е.С., в нарушении подпункта 10 статьи 158 БК РФ, пункта 5.3 Правил № 939, пункта 4.1.2 Соглашений о предоставлении субсидий должным образом не осуществлен контроль за расходованием бюджетных средств в части необеслечения выполнения условий соглашений, выразившееся в не соблюдении муниципальными образованиями условия предоставления субсидии бюджету муниципального образования из бюджета Краснодарского края, в результате не достижения показателей результативности (результатов) использования субсидии, установленных соглашением о предоставлении субсидий.
Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными приведенным КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Для установления наличия либо отсутствия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, принятия должных мер, направленных на соблюдение получателями межбюджетных субсидий целей, порядка и условий их предоставления, судом исследованы представленные материалы дела, из которых установлено следующее.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04 октября 2011 I. № 1129 утверждены Правилами предоставления и распределения субсидий из бюджета Краснодарского края местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края (далее Порядок).
Согласно пункту 3 Правил № 1129, если субсидии предоставляются в рамках государственных программ Краснодарского края, Порядок предоставления и распределения этих субсидий устанавливается соответствующими государственными программами Краснодарского края или нормативным правовым актом главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 г. № 939 утверждена государственной программа Краснодарского края «Развитие образования».
Пунктом 1.13 Перечня основных мероприятий ГП № 939 утверждено мероприятие - Предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (капитальный ремонт зданий и сооружений, благоустройство территорий, прилегающих к зданиям и сооружениям муниципальных образовательных организаций, за исключением мероприятий, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.3).
Приложение № 10 к ГП № 939 содержит правила предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в рамках реализации отдельных мероприятий ГП № 939, в том числе мероприятия 1.13.
В соответствие с пунктом 5.1 Правил № 939 условиями предоставления субсидии являются, в том числе заключение соглашения между Министерством и местной администрацией муниципального образования Краснодарского края о предоставлении субсидии в соответствии с условиями Правил № 939.
Согласно пункту 5.3 Правил № 939 в Соглашение включаются положения, установленные пунктом 7 Правил № 1129, в том числе, значения показателей результативности (результатов) использования субсидии и обязательства муниципального образования Краснодарского края по их достижению.
В силу положений пункта 6(1) Порядка Соглашение о предоставлении субсидии заключается в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной министерством финансов Краснодарского края.
Пунктом 7 Правил № 1129 определено, что соглашение должно содержать, в том числе, положения:
1) сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов местного бюджета муниципального образования Краснодарского края, источником финансового обеспечения которых является субсидия, а также о достижении установленных значений показателей результативности (результатов) использования субсидии
1) об обязательстве муниципального образования Краснодарского края по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственности за неисполнение предусмотренных соглашением обязательств (подпункт 9).
Положениями Соглашений о предоставлении субсидий определена сторона соглашения, которая принимает обязательство по исполнению соглашения, для которой устанавливается соглашением ответственность за неисполнение предусмотренных соглашением обязательств, а также принимаемые стороной меры в случае нарушения обязательств, предусмотренных соглашением, и этой стороной является муниципальное образование Краснодарского края.
В целях реализации мероприятия 1.13 Программы в 2022 году между Министерством и администрацией муниципального образования городской округ город-курорт Сочи заключено соглашение от 14 февраля 2022 г. № 201-825-2022-03726000000-052 о предоставлении субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования Краснодарского края на капитальный ремонт зданий и сооружений, благоустройство территорий, прилегающих к зданиям и сооружениям муниципальных образовательных организаций (далее Соглашение № 201-825-2022-03726000000-052) и между Министерством и администрацией муниципального образования город Горячий Ключ заключено соглашение от 14 февраля 2022 г. № 201-825-2022-03726000000-051 о предоставлении субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования Краснодарского края на капитальный ремонт зданий и сооружений, благоустройство территорий, прилегающих к зданиям и сооружениям муниципальных образовательных организаций (далее Соглашение № 201 -825-2022-03720000000-051).
Заключенные соглашения с местными администрациями содержат раздел 3 с наименованием «Порядок, условия предоставления Субсидии, срок и порядок перечисления Субсидии в бюджет муниципального образования Краснодарского края», и соответствующие наименованию пункты 3.1 - 3.3.
Так, пунктом 3.2 указанного раздела Соглашений определены условия предоставления субсидий, соответствующие требованиям Правил № 1129 и Правил № 939, а именно:
а) наличие муниципального правового акта, устанавливающего расходное обязательство Муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется Субсидия;
б) наличие в бюджете Муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета Муниципального образования) бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства Муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется Субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из краевого бюджета Субсидии, в объеме, предусмотренном пунктом 2.1 настоящего Соглашения;
в) заключение Соглашения в соответствии с пунктами 6(1), 7 Правил предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края, утвержденных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4 октября 2011 г. № 1129.
Иных условий предоставления субсидий соглашениями не предусмотрено.
Разделом 4 соглашений определены права и обязанности каждой сторон, которые возникают в ходе исполнения соглашения, но не являются условиями предоставления субсидий.
Таким образом, пункты 4.1.2, 4.3.4 Соглашения включены в раздел 4, тогда как Порядок, условия предоставления Субсидии, срок и порядок перечисления Субсидии в бюджет муниципального образования Краснодарского края регулируются положениями пункта 3 Соглашения.
Кроме того, подпунктами 6.1.1 пункта 6.1 раздела 6 соглашений определены уполномоченные органы, осуществляющие взаимодействие с Министерством, на который со стороны муниципальных образований возложены функции по исполнению (координации исполнения) соглашения, а также являющиеся администраторами доходов в отношении субсидии из бюджета Краснодарского края на реализацию мероприятий 1.13.
Таким образом, довод департамента о том, что принятое Министерством обязательство по обеспечению соблюдения администрациями условий предоставления субсидий и других обязательств, в том числе по достижению показателя результативности, предусмотренного соглашением, регулируется порядком предоставления субсидий и является условием их предоставления, несостоятелен и не отвечает требованиям действующего законодательства.
Кроме того, доводы о том, что Крышка Е.С. не исполнены (ненадлежащим образом исполнены) должностные обязанности, а также осуществлен ненадлежащий контроль за обеспечением соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении, что повлекло не обеспечение Министерством условий предоставления субсидии бюджету муниципального образования городской округ город-курорт Сочи и муниципального образования город Горячий Ключ из средств бюджета Краснодарского края в 2022 году, в результате не достижения планового значения показателя результативности (результатов) использования субсидии, установленных Приложением 3 к Соглашениям, является несостоятельным ввиду следующего.
Как установлено судом в ходе судебного разбирательства, Крышка Е.С. являясь начальником отдела в управлении Министерства не имеет административно-управленческого ресурса, позволяющего влиять на должностных лиц органов местного самоуправления, а также на глав муниципальных образований в целях мотивирования их на конкретные действия, в том числе на выполнения условий расходования субсидии, являющихся их обязанностью.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Вместе с тем, вопреки требований указанных норм права, в оспариваемом постановлении не приведено, на основании каких документов (доказательств) сделаны выводы о том, что за Крышка Е.С., как за должностным лицом, закреплена обязанность принятия мер по обеспечению Министерством результативности использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и мер по контролю за достижением показателя результативности (результатов) использования субсидий.
Кроме того, департаментом в ходе проведения проверки не проведена оценка правовых актов, регулирующих вопросы реализации государственных программ Краснодарского края, ввиду чего выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам, а именно не соответствуют правовым актам Министерства, которыми закреплены ответственные лица за реализацию мероприятий государственной программы Краснодарского края «Развитие образования», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 г. № 939, и принятых в соответствии с требованиями пункта 4.3 Порядка принятия решения о разработке, формирования, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Краснодарского края, утвержденных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 мая 2014 г. № 430.
Указанные правовые акты Министерства в силу Порядка № 430 имеют публичный доступ и подлежат официальному опубликованию (размещению) на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Более того, должностным лицом при вынесении оспариваемого постановления, не приведено, на основании каких документов (доказательств) сделаны выводы о том, что за Крышка Е.С., как за должностным лицом, закреплена обязанность принятия мер по обеспечению Министерством результативности использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и мер по контролю за достижением показателя результативности (результатов) использования субсидий.
Кроме того, как следует из материалов дела, в адрес глав муниципальных образований Краснодарского края направлялись письма Министерства, в которых обозначалась необходимость обеспечить достижение в 2022 году результативности предоставления субсидии по мероприятию 1.13 (письма от 29 июня 2022 г. № 47- ОМ 3-11049/22, от 28 июля 2022 г. №47-01-13-12914/22, от 19 сентября 2022 г. № 47-01-13-16631/22, от 17 октября 2022 г. № 47-01-13-18683/22, от 28 октября 2022 г. № 47-01-13-19560/22).
Указанные письма Министерства подтверждают проведение постоянной работы с главами муниципальных образований, направленных на их побуждение к достижению показателей результативности (результатов) предоставления субсидий, они составлены и подписаны лицами, которые в соответствии с Планом реализации ГП «Развитие образования», утвержденным приказом Министерства от 30 декабря 2021 г. № 4001 (в редакции, утвержденной приказом Министерства от 30 декабря 2022 г. № 3447), определены ответственные за реализацию мероприятия 1.13.
Достижение показателя результативности (результатов) использования субсидий, установленных Соглашением, является обязанностью муниципального образования, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность должностным лицам администраций муниципальных образований, установленная частью 3 статья 15.15.3 КоАП.
Тогда как, частью 1 статьи 15.15.3 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 15.14 КоАП.
При описанных условиях, суд не усматривает в действиях начальника отдела финансового обеспечения муниципальных образований края в управлении межбюджетных отношений и государственного заказа министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Крышка Е.С. нарушений порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Часть 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов.
Указанное деяние предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, представляет собой действие или бездействие, заключающееся в нарушении главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов.
Субъектом правонарушения по ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ являются должностные лица главного распорядителя бюджетных средств, предоставляющего межбюджетные трансферты.
С субъективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
При таких обстоятельствах, в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения, поскольку условия предоставления межбюджетных трансфертов заявителем нарушены не были.
Положениями ст. 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Соблюдение положений ст. 24.1 КоАП РФ означает, что привлечение к административной ответственности возможно при совокупности 2 условий: доказанности состава правонарушения в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.
В силу статей 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходимо установить состав административного правонарушения, включающий 4 элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону, что выясняется на основании доказательств, полученных при производстве по делу об административном правонарушении и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.
При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности
В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие события административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, суд пришел к выводу, что постановление по делу об административном правонарушении №23-037/ДЛ/6 от 21.12.2023г. подлежит отмене, а производство по делу прекращению, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
жалобу должностного лица - начальника отдела финансового обеспечения муниципальных образований края в управлении межбюджетных отношений и государственного заказа министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Крышка Е. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №, выдан Отделом УФМС России по <адрес> в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения №, зарегистрированной по адресу: <адрес>, удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО3 №23-037/ДЛ/6 от 21.12.2023г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника отдела финансового обеспечения муниципальных образований края в управлении межбюджетных отношений и государственного заказа министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Крышка Е.С. отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалоба на решение может быть подана в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья
Первомайского районного суда города Краснодар Е.Н. Медоева.