К делу № 12-14/22
РЕШЕНИЕ
г. Славянск на Кубани 25 января 2022 года
Славянский городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Ковальчук Н.В.
при секретаре судебного заседания Пашинской А.А.,
с участием
представителя ФИО2, ФИО3
представителя Россельхознадзора ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление главного государственного инспектора отдела государственного ветеринарного контроля и надзора на государственной границе РФ Южного межрегионального управления Россельхознадзора Южного межрегионального управления (...) от 21.10.2021 года,
установил:
Постановлением Главного государственного инспектора отдела государственного ветеринарного контроля и надзора на государственной границе РФ Южного межрегионального управления Россельхознадзора Южного межрегионального управления (...) от 21.10.2021 года генеральный директор ОАО Маслосырзавод «Славянский» ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ к наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе ФИО2 указал, что считает данное постановление незаконным и необоснованным по следующим основаниям. В ходе проведения внеплановой выездной проверки 15.09.2021 была выявлена обезличенная молочная продукция: молоко питьевое, ультрапастеризованное м.д.ж. 3,2%, объем 1,0 литра, количество 1461 шт., молоко питьевое, ультрапастеризованное м.д.ж. 2,5%, объем 1,0 литра, количество 657 шт., а так же в холодильной камере; железнодорожном рефрижераторе находилась сметана, м.д.ж. 20%, в пластиковых ведрах, в количестве 440 единиц. Данный факт свидетельствовал о нарушении 9.П.12 ст. 17,п.1,3,4 ст.5, п.1 ст.7, п1 ст.ЗО Технического регламента Таможенного союза № 021/2021 «О безопасности пищевой продукции», в связи с чем в отношении ОАО Маслосырзавод «Славянский» выдано предписание №406 ВП от 15.09.2021 г. По поводу выявленных нарушений ОАО Маслосырзавод «Славянский» отправило объяснения с приложенными документами в Россельхознадзор: в упаковках с молоком м.д.ж. 3,2%, 2,5% разлита вода, как тестовый образец, вода была вылита с упаковок в присутствии представителя ФИО5 Духно. По поводу сметаны м.д.ж. 20%, пластиковое ведро, объем 800 гр. - пояснили, что ОАО Маслосырзавод «Славянский» прекратил выпуск сметаны с 10 апреля 2021 года и прекратил декларацию на сметану м.д.ж. 20%. Данная сметана была готова для передачи на утилизацию, на продажу она не могла пойти в связи с вышедшим сроком годности. ОАО Маслосырзавод «Славянский» заключил договор (...) от 15.04.2021 г. строительного подряда с ООО «СТР-Юг» о капитальном ремонте цельномолочного цеха, работы были начаты с 19 апреля 2021 г. Своим действиями ОАО Маслосырзавод «Славянский» не принес вред жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений - согласно ч.2 ст. 14.43 Ко АП РФ. Часть 2 ст. 14.43 КоАП РФ применима только в случае, если была создана угроза причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникло причинение вреда жизни или здоровью граждан. В рассматриваемом случае, во-первых, товар никому из граждан не был реализован, т.е. не возникло угрозы причинения вреда жизни или здоровью. На момент проведения проверки обнаруженная готовая молочная продукция в реализацию не поступила, в ФГИС «Меркурий» зарегистрирована не была, в связи с чем в данном случае отсутствуют признаки события административного правонарушения. Просит суд признать незаконным постановление главного государственного инспектора отдела государственного ветеринарного контроля и надзора на государственной границе РФ Южного межрегионального управления Россельхознадзора ФИО6. (...) от (...), согласно которому признан виновным в совершении административного правонарушения и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ФИО2 - ФИО3 поддержала доводы, изложенные в жалобе и показала, что обнаруженные во время проверки упаковки с молоком были тестовыми образцами в связи с испытанием новой упаковочной линии. В пакеты была разлита вода и упаковки оставлены на хранение для испытания швов. В последствии, в присутствии представителя Россельхознадзора все упаковки были вскрыты, вода вылита, но несмотря на это, в отношении ген.директора ФИО2 составлен административный протокол по ч.2 ст. 14.43 КоАП РФ. В отношении обнаруженной сметаны показала, что цех по производству сметаны закрыт на заводе с 19 апреля 2021 года в связи с капитальным ремонтом. Обнаруженная сметана хранилась в рефрижераторе для утилизации и не являлась продукцией, хранение которой можно расценивать как выпуск в обращение. Указанная сметана была произведена 05.04.2021 года, в ходе производства установлено, что в упаковку для сметаны м.д.ж 20 % 800 гр, разлит сметанный продукт, поэтому продукция признана браком, о чем издан приказ № 146 от 06.04.2021 года, составлен акт для утилизации. Указанная продукция отсутствовала в программе «Меркурий» которая отслеживает оборот животноводческой продукции.
В судебном заседании представитель Россельхознадзора Южного межрегионального управления ФИО4 показал, что действительно, в его присутствии были вскрыты все упаковки молока, в которых была вода. В отношении сметаны, которая хранилась в рефрижераторе, ответственное лицо маслосырзавода в момент проверки не смог объяснить происхождение товара и представить документы на сметану.
Проверив на основании части 3 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации дело в полном объеме, суд приходит к выводу о том, что в действиях генерального директора ФИО2 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.43 КоАП РФ в виду следующего.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 14.43 КоАП Российской Федерации действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, соответствовать обязательным требованиям нормативных документов к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
В силу части 5 статьи 15 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011).
Согласно части 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим Техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Согласно части 2 статьи 22 ТР ТС 021/2011 заявитель обязан обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и иными техническими регламентами Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Молоко и молочная продукция являются объектом технического регулирования, в том числе Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции".
Из материалов дела следует, что 15.09.2021 года, в ходе проверки представителями Россельхознадзора ОАО «Маслосырзавод «Славянский», в камере хранения «Созревания сыров» на хранении находились упаковки с надписями: молоко питьевое, ультрапастеризованное м.д.ж. 3,2%, объем 1,0 литра, ГОСТ 31450-20132, количеством 1461 шт, молоко питьевое ультрапастеризованное. м.д.ж. 3.2%, объемом 1,0 литра, ГОСТ 31450-2013, количеством—1461 л., молоко питьевое ультуапастеризованное, м.д.ж. 2,5%, объемом 1,0 литра, ГОСТ 31450-2013, количеством 657 л.
При вскрытии указанных упаковок в присутствии представителя Россельхознадзора ФИО4 установлено, что в пакетах находится вода.
Указанный факт подтверждается письмом ООО «Технологии розлива» от 17.09.2021 года о том, что по условиям контракта № 1202 от 24.12.2020 года, заключенного между ОАО Маслосырзавод «Славянский» и ООО «Технологии розлива», в период с 30.08.2021 года по 03.09.2021 года производились пусконаладочные работы на оборудовании ОАО Маслосырзавод «Славянский», тестовый розлив на воде с упаковочную бумагу заказчика. В момент проведения теста была использована упаковочная бумага производителя ТетраПак (3,2% и 2,5%), в которую была разлита вода.
Таким образом, доводы представителя ФИО2 ФИО7 о том, что представители Россельхознадзора обнаружили тестовые образцы, которые были сделаны при пуске новой упаковочной линии, нашли свое подтверждение.
Обнаруженные тестовые образцы упаковки для «молоко питьевое» с водой внутри, не могут быть признаны продукцией ОАО «Маслосырзавод «Славянский», а следовательно, действия должностного лица по хранению тестовых образцов не содержат состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.43 КоАП РФ.
В ходе проверки 15.09.2021 года ОАО «Маслосырзавод «Славянский» в холодильной камере «железнодорожном рефрижераторе» обнаружена продукция- сметана, м.д.ж. 20%. в пластиковых ведрах, объемом 800 гр., ГОСТ 31452-2012 в количестве 440 единиц упаковки.
Из дела об административном правонарушении следует, что генеральный директор ОАО «Маслосырзавод «Славянский» допустил хранение продукции, сметаны м.д.ж. 20 %. Объем 800 гр, в количестве 440 шт, которая не имеет маркировки, содержащей сведения о дате изготовления, сроках годности, иных сведений, предусмотренных Законом или нормативными документами, что является нарушением: п.9, п. 12 ст. 17, п. 1, 3, 4 ст. 5, п. 1 ст.7, п. 1 ст. 30 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции "ТР ТС 021/2011 Утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N880 п.7, п. 2 ст. 3 Федерального Закона от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве безопасности пищевых продуктов».
Отношения в области организации питания, обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека и будущих поколений регулируются Федеральным законом от 02.01.200 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
Согласно п.п.2 ст. 3 указанного закона запрещается обращение пищевых продуктов, материалов и изделий:
которые являются опасными и (или) некачественными по органолептическим показателям;
которые не соответствуют представленной информации, в том числе имеют в своем составе нормируемые вещества в количествах, не соответствующих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации значениям, и (или) содержат предметы, частицы, вещества и организмы, которые образовались или были добавлены (внесены) в процессе производства пищевых продуктов (загрязнители), наличие которых может оказать вредное воздействие на человека и будущие поколения, информация о которых до потребителя не доведена, и (или) которые не имеют установленных сроков годности для пищевых продуктов, материалов и изделий (в отношении которых установление срока годности является обязательным) или срок годности которых истек, и (или) показатели которых не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, образцу, документам по стандартизации, технической документации;
в отношении которых установлен факт фальсификации;
в отношении которых не может быть подтверждена прослеживаемость;
которые не имеют маркировки, содержащей сведения о пищевых продуктах, предусмотренные законодательством Российской Федерации, либо в отношении которых не имеется таких сведений;
которые не имеют товаросопроводительных документов.
Согласно п.1 ст. 18 Таможенного регламента Таможенного Союза 021\2011, утилизации подлежит пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Согласно вышеизложенного, животноводческая продукция с истекшим сроком годности, а также продукция без информации об условиях хранения, дате выработки, сроке годности, признается некачественной и опасной и подлежит утилизации или уничтожению.
В ОАО Маслосырзавод «Славянский» введена Система менеджмента безопасности пищевой продукции, согласно указанного документа в результате проверки результативности процесса производства составляются акты, в том числе, акт о несоответствии, руководителем процесса является начальник лаборатории, вся несоответствующая и потенциально-небезопасная продукция находится под управлением Предприятия, начальник лаборатории инициирует процедуру изъятия изъятая продукция поступает на склад готовой продукции ОАО маслосырзавод «Славянский», кладовщик помещает ее в специально отведенное место.
Судом установлено, что обнаруженная во время проверки 15.09.2021 года продукция: сметана, м.д.ж 20 %, объем 800 гр.. в количестве 440 шт, хранилась в рефрижераторе для утилизации, а не для выпуска в обращение, что подтверждается представленными документами: актом проверки качества продукции от 05.04.2021 года, в соответствии с которым молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сметаны 05.04.2021 года, объем 800 гр., количество 440 шт, помещен в камеру хранения для утилизации в связи с тем, что разлит в упаковку, не соответствующую составу, журналом произведенной продукции.
Кроме того, судом установлено, что цех про производству сметаны на заводе закрыт с 10 апреля 2021 года, выпуск сметаны прекращен, как прекращена и декларация на сметану, что подтверждается письмом директора завода в Россельхознадзор, договорами строительного подряда на капитальный ремонт цельномолочного цеха.
Квалифицирующим признаком для части 2 статьи 14.43 КоАП Российской Федерации является причинение вреда жизни или здоровью граждан либо создание угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Причинение вреда жизни и здоровью носит объективный характер и требует только подтверждения причинно-следственной связи между нанесенным вредом и нарушениями требований технических регламентов.
В то же время, угроза причинения вреда жизни или здоровью граждан возникает в случае наличия условий, при которых эта угроза может наступить либо неизбежно, либо с высокой степенью вероятности.
В целях предотвращения угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан в соответствующих правилах и регламентах определены соответствующие параметры продукции, а также меры в отношении продукции, не соответствующей требованиям регламентов.
Между тем, вывод о том, что несоответствие требованиям технических регламентов обнаруженной продукции создает угрозу для жизни и здоровья граждан, не отражен ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о привлечении директора ОАО маслосырзавод «Славянский» к административной ответственности.
Таким образом, данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии объективной стороны вменяемого правонарушения.
В материалах административного дела также отсутствуют доказательства наличия квалифицирующего признака административного правонарушения по части 2 статьи 14.43 КоАП Российской Федерации - причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создание угрозы причинения такого вреда.
Учитывая указанное и фактические обстоятельства дела, прихожу к выводу о недоказанности наличия в действиях директора ОАО маслосыравод «Славянский» состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.43 КоАП Российской Федерации.
Исходя из вышеприведенных оснований и в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении от 21.10.2021 года подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление Главного государственного инспектора отдела государственного ветеринарного контроля и надзора на государственной границе РФ Южного межрегионального управления Россельхознадзора Южного межрегионального управления (...) от 21.10.2021 года в отношении генерального директора ОАО Маслосырзавод «Славянский», отменить, производство по делу, прекратить.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Копия верна
согласовано
Судья Ковальчук Н.В.