ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-15 от 17.01.2017 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Дело № 12 – 15

Судья – Тензин Р.Ю.

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

город Мурманск

17 января 2017 года

Судья Мурманского областного суда Федорова И.А., рассмотрев жалобу защитника Акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» Дяткинского Д.А. на постановление судьи Кандалакшского районного суда Мурманской области от 21 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением судьи Кандалакшского районного суда Мурманской области от 21 ноября 2016 года юридическое лицо – АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее – АО «ГУ ЖКХ», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвернуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** рублей.

В поданной в Мурманский областной суд жалобе защитник АО «ГУ ЖКХ» Дяткинский Д.А., ссылаясь на то, что Общество не является субъектом инкриминированного ему административного правонарушения, просит производство по делу прекратить.

Ссылаясь на договор передачи во временное безвозмездное пользование водонасосной станции и очистных сооружений в ... заключенный _ _ 2015 года с ФГКУ «С» ***, указывает, что именно данное юридическое лицо в силу положений пункта 1 статьи 693 Гражданского кодекса РФ обязано было провести все необходимые технические мероприятия на переданных Обществу спорных объектах для соответствия качества питьевой воды требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.

Обращает внимание, что в целях технической эксплуатации, обслуживания и содержания объектов водопроводно-канализационного хозяйства Обществом с ООО «Н» заключен договор от _ _ 2015 года, согласно пункту 3.2.2 которого ответственность за соблюдение требований законодательства несет ООО «Н».

Выслушав защитников Общества Дяткинского Д.А. и Филиппову Д.В., поддержавших жалобу, проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения постановления судьи не нахожу.

В соответствии со статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе: выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно статье 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 года № 24 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения СанПиН 2.1.4.1074-01» (далее - Правила), которые устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.

Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил (п. 2.2 Правил).

Пунктом 3.1 Правил установлено, что питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.

В соответствии с пунктом 3.2 Правил качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

Согласно пункту 3.1.9 Гигиенических требований к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения качество воды у потребителя должно отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, предъявляемым к питьевой воде.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).

Основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении и проведении административного расследования послужило поступившее обращение гражданки У.* от _ _ 2016 года, проживающей ..., о несоответствии качества горячей и питьевой воды системы централизованного водоснабжения санитарно-эпидемиологическим требованиям (вода имеет коричневый цвет).

В соответствии с распоряжением Правительства РФ № 1089-р от 11.06.2015 АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» определено единственным исполнителем осуществляемых Министерством обороны России в 2015/2016 годах закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, обслуживанием казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры для нужд Министерства обороны России и подведомственных ему государственных, бюджетных и автономных учреждений.

Согласно постановлению администрации муниципального образования ...* от 15.07.2016г. «Об определении гарантирующей организации» АО «ГУ ЖКХ» определено гарантирующей организацией для работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием жилого, казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, учреждений ....

Как следует из материалов дела, _ _ 2016 года должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в Кандалакшском и Терском районах, городе Полярные Зори в зоне ответственности АО «ГУ ЖКХ» был произведен отбор проб воды: - водоисточника ... реки Т; - перед поступлением в распределительную сеть ...; - питьевой и горячей воды из распределительной сети ....

Отбор проб воды проводился должностным лицом в соответствии с требованиями ГОСТ 31862-2012 «Вода питьевая. Отбор проб», ГОСТ 31862-2012 «Вода. Общие требования к отбору проб», ГОСТ 31942-2012 «Вода. Отбор проб по микробиологическим показателям».

По результатам проведенной экспертизы от _ _ 2016 г. были выявлены нарушения обязательных требований, выразившихся в нарушении санитарно - эпидемиологических требований к питьевой и горячей воде, а именно: - проба воды источника водоснабжения ... реки Т по органолептическим (цветность), санитарно-химическим (железо) показателям не соответствует требованиям установленным п.5.2 прил.1 СанПин 2.1.5.980-00. «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» (фактически цветность - 100±10 градусов при норме не более 20 градусов, что превышает ПДК в 4,5-5,5 раз; содержание железа в воде 0,55 ± 0,14 мг/дм? при норме не более 0,3 мг/дм?, что превышает ПДК в 1,3-2,3 раза);

- проба воды перед поступлением в распределительную сеть ... по органолептическим (цветность), санитарно-химическим (железо) показателям не соответствует требованиям п.3.5 (таб. № 4), п.3.4, п.3.4.1 (таб.2) СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (фактически цветность - превышает ПДК в 4,5-5.5 раз; содержание железа в воде превышает ПДК в 1,1-1,9 раза);

- проба питьевой (холодной) воды из распределительной сети в ... по органолептическим (цветность), санитарно-химическим (железо) показателям не соответствует требованиям п. 3.5 (таб. № 4), п. 3.4, п. 3.4.1 (таб.2) СанПин 2.1.4.1074-01 (фактически цветность - превышает ПДК в 4,5-5,5 раз; содержание железа в воде превышает ПДК в 1,1-1,8 раза);

- проба воды из распределительной сети горячего водоснабжения ... по органолептическим (цветность), санитарно-химическим (железо) показателям не соответствует требованиям п.3.5 (таб. № 4), п. 3.4, п. 3.4.1 (таб.2) СанПин 2.1.4.1074-01 (фактически цветность - превышает ПДК в 4,5-5,5 раз; содержание железа в воде превышает ПДК в 1,2-2 раза).

В соответствии с государственным контрактом № * от _ _ .09.2015, заключенным между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и АО «К» (исполнитель), АО «УК ЖКХ» оказывает услуги водоснабжения и водоотведения для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны РФ организаций (л.д.105-129).

Согласно пункту 3.2.2 указанного Контракта исполнитель обязан обеспечивать соответствии оказываемых Услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.) установленным законодательством РФ;

проводить производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.01.2015 № 10, и производственный контроль состава и свойств сточных вод (пункт 3.2.7 контракта).

В связи с выявленным нарушением _ _ 2016 года уполномоченным должностным лицом в отношении юридического лица АО «УК ЖКХ» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решая вопрос об административной ответственности юридического лица, и анализируя выявленные в ходе расследования нарушения требований санитарного законодательства, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что действия (бездействие) АО «УК ЖКХ», выразившиеся в нарушении требований санитарного законодательства образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Выводы о наличии в действиях АО «УК ЖКХ» состава инкриминированного ему административного правонарушения подтверждаются исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Исходя из положений части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Привлекая АО «УК ЖКХ» к административной ответственности, судья исходил из того, что Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований санитарного законодательства. Доказательств иного не представлено и судьей не установлено.

Ссылка защитника в жалобе на заключенный АО «УК ЖКХ» с ООО «Н» договор оказания услуг по технической эксплуатации, обслуживанию и содержанию объектов и инженерных сетей водопроводно-канализационного хозяйства признана судьей районного суда несостоятельной, поскольку в соответствии с вышеуказанными постановлением Правительства РФ и государственным контрактом именно АО «ГУ ЖКХ» является гарантирующей организацией для работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием жилого, казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, учреждений ....

Постановление о привлечении АО «ГУ ЖКХ» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено правомочным судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции статьи 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях с учетом характера совершенного административного правонарушения и иных обстоятельств, предусмотренных ч. 3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доводы жалобы по существу сводятся к несогласию АО «ГУ ЖКХ» с привлечением к административной ответственности, а также неверному толкованию норм материального права, поэтому не могут быть приняты во внимание.

Обязанность АО «ГУ ЖКХ» обеспечить требуемое качество воды предусмотрена как законом, так и государственным контрактом, в связи с чем доводы жалобы о том, что юридическое лицо не является субъектом инкриминированного ему административного правонарушения, несостоятельны и опровергаются материалами дела.

Иные доводы, приведенные в жалобе, исследованы судьей, им в постановлении дана надлежащая правовая оценка, оснований для их переоценки не имеется.

Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Кандалакшского районного суда Мурманской области от 21 ноября 2016 года оставить без изменения, жалобу защитника АО «ГУ ЖКХ» Дяткинского Д.А. - без удовлетворения.

Судья

Мурманского областного суда

И.А.Федорова