Судья – ФИО. Дело № 12-1501/18
Р Е Ш Е Н И Е
25 октября 2018 года город Южно-Сахалинск
Судья Южно-Сахалинского городского суда Лукша Е.Н., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу законного представителя ООО «Амуррыбпром» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 28 августа 2018 года по делу о привлечении названного общества к административной ответственности по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка № городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 28 августа 2018 года ООО «Амуррыбпром» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 1 385 279 рублей, этим же постановлением с общества в доход федерального бюджета взыскан материальный ущерб в размере 267 542 рубля.
На указанное постановление законным представителем ООО «Амуррыбпром» ФИО1 принесена жалоба, в которой он просит его отменить, ссылаясь на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения и оснований для взыскания с него материального ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ООО «Амуррыбпром» Литвину Я.Н., поддержавшую жалобу по изложенным в ней основаниям, представителя ПУ ФСБ России по Сахалинской области ФИО2, возразившего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
Из материалов дела видно, что 28 февраля 2018 года в 16 часов 00 минут Сахалинского времени в координатах 47о51 северной широты и 139о38 восточной долготы в исключительной экономической зоне Российской Федерации осмотровой группой ПУ ФСБ России по Сахалинской области осмотрено рыболовное судно <данные изъяты>», порт приписки Советская Гавань, судовладелец ООО «Амуррыбпром», под управлением капитана ФИО В результате осмотра установлено, что судно осуществляет промышленное рыболовство по добыче краба стригуна-опилио на основании разрешения №, выданного Амурским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству 19 декабря 2017 года, разрешенные сроки добычи водных биологических ресурсов – 16-22 января, 29 января – 3 февраля, 7-12 февраля, 14-15 февраля, 25-26 февраля, 1-2 марта 2018 года. На момент осмотра судна на его борту находилось 13 551 кг живого краба стригуна-опилио, а также 38 крабовых ловушек. Между тем, согласно промысловому журналу 26 февраля 2018 года с 12 часов 10 минут до 23 часов 40 минут на борт судна было выбрано 1 600 крабовых ловушек, которые на борту судна фактически отсутствовали. Таким образом, судно фактически осуществляло рыболовство в запрещенный разрешением на добычу водных биологических ресурсов период. В 18 часов 00 минут силами экипажа судна началась выборка порядков с крабовыми ловушками на борт судна. Всего было выбрано 1 600 ловушек, в которых находилось 2 883 экземпляра краба стригуна-опилио весом 3 221, 58 кг.
В соответствии с частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
Согласно части 1 статьи 12.4 Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» лица, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне, имеют право осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», приемку, обработку, перегрузку, транспортировку, хранение и выгрузку уловов водных биоресурсов, производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
Пунктами 9, 10 статьи 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предусмотрено, что рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
Промышленное рыболовство - это предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов.
На основании части 1 статьи 43.1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» правила рыболовства, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна, являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Утвержденные Приказом Минсельхоза России от 21 октября 2013 года № 385 Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна регламентируют деятельность, в том числе, российских юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Указанные лица обозначены в Правилах как пользователи водными биологическими ресурсами.
В соответствии с пунктами 9.5, 11.1 и 11.3 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна при осуществлении промышленного рыболовства пользователи ведут документацию, отражающую ежедневную рыбопромысловую деятельность: промысловый журнал; при осуществлении рыболовства запрещается осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов (за исключением добычи (вылова) разрешенного прилова), а также без выделенных квот (объемов) добычи (вылова) водных биоресурсов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; вести учет и представлять сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов с искажением фактических размеров улова, его видового состава, используемых орудий добычи (вылова), сроков, видов использования и способов добычи (вылова), а также без указания района добычи (вылова) или с указанием неверного наименования района добычи (вылова).
На основании пункта 2 части 1 статьи 2 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов основывается на принципе приоритета сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов.
Пунктом 10 части 1 статьи 26 названного Федерального закона предусмотрено, что в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться ограничения рыболовства, а именно: минимальный объем добычи (вылова) водных биоресурсов на одно судно.
Минимальные суточные объемы добычи (вылова) крабов на одно судно, осуществляющее промышленное рыболовства в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна установлены Приказом Минсельхоза России от 27 ноября 2013 года № 438, в соответствии с которым минимальный суточный объем добычи (вылова) краба стригуна-опилио в подзоне Приморье на одно судно длиной от 65 до 34 метров составляет 2 т южнее мыса Золотой и 1,5 т севернее мыса Золотой.
Таким образом, право на добычу водных биологических ресурсов предоставляется с определенными ограничениями по срокам их добычи.
Такие ограничения направлены на ограничение сроков нахождения судна в районе промысла с действующим разрешением на добычу водных биологических ресурсов.
Добычу краба стригуна-опилио можно осуществлять в любое время в течение календарного года, но в пределах определенного количества судосуток, рассчитанных исходя из выделенной квоты и минимального суточного объема добычи краба.
При этом, право на добычу водных биологических ресурсов удостоверяется разрешением на их добычу.
В этой связи, установив крабовые ловушки 26 февраля 2018 года (последний разрешенный день добычи краба) и не выбрав их в этот же день, ООО «Амуррыбпром» фактически превысило максимально допустимый срок добычи квот, выделенных обществу, то есть, фактически осуществило рыболовство без учета ограничений рыболовства, установленных вышеназванным законодательством что повлекло незаконную добычу краба стригуна-опилио весом 3 221, 58 кг.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях конкретных физических лиц, которые в силу закона, трудового договора представляют это лицо в отношении с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, поэтому действия юридического лица рассматриваются как действия этого лица. Правильный подбор и расстановка кадров, допуск к полномочиям, контроль за деятельностью работников – все это является проявлением разумной внимательности и осмотрительности лица, направленных на обеспечение его деятельности.
На период совершения административного правонарушения обязанности капитана исполнял ФИО, состоящий в трудовых отношениях с ООО «Амуррыбпром», в связи с чем названное общество имело все необходимые полномочия и возможности для соблюдения капитаном и управляемым им судном требований законодательства, однако мер к соблюдению требований законодательства экипажем СРТМ «Председатель Ганслеп» не приняло.
При таких обстоятельствах и, принимая во внимание, что вступившим в законную силу постановлением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 28 мая 2018 года ФИО по описанным выше обстоятельствам привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вывод судьи о наличии в действиях ООО «Амуррыбпром» состава указанного административного правонарушения является правильным.
Между тем, основания для взыскания с ООО «Амуррыбпром» причиненного окружающей среде ущерба с учетом выраженного в жалобе несогласия (наличием спора) лица с административным правонарушением судья Южно-Сахалинского городского суда не усматривает, в связи с чем вывод судьи в обоснование размера причиненного ущерба и о его взыскании с ООО «Амуррыбпром» подлежит исключению из мотивированной и резолютивной частей решения, соответственно.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление мирового судьи судебного участка № городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 28 августа 2018 года оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО «Амуррыбпром» ФИО1 – без удовлетворения.
Исключить из мотивированной части постановления судьи указание о наличии оснований для взыскания имущественного ущерба и расчет такого ущерба, соответственно.
Исключить из резолютивной части постановления судьи указание на взыскание с ООО «Амуррыбпром» в доход федерального бюджета материального ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам, в размере 267 542 рубля.
Судья Южно-Сахалинского городского суда Е.Н. Лукша