Судья Устинов О.О. К делу № 12-1501/2017
Р Е Ш Е Н И Е
«25» апреля 2017 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Борс Х.З., рассмотрев жалобу представителя < Ф.И.О. >2 по доверенности < Ф.И.О. >4 на решение судьи Ленинского районного суда <...> от 16.02.2017 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края < Ф.И.О. >3 от <...><...>< Ф.И.О. >2, занимавший должность временно исполняющего обязанности руководителя государственного казенного учреждения Краснодарского края «Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда <...> от <...> постановление административного органа оставлено без изменения, жалоба < Ф.И.О. >2 без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель < Ф.И.О. >2 по доверенности < Ф.И.О. >4 просит решение судьи первой инстанции отменить.
В обоснование доводов жалобы указал, что решение судьи первой инстанции подлежит отмене, поскольку при его вынесении, судьей не дана оценка документально подтвержденным доводам заявителя и неверно применены нормы материального и процессуального права. В действиях < Ф.И.О. >2 отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ, равно как и его вина. Направленные сведения отклонены Министерством финансов Краснодарского края, поскольку по его мнению до <...> отсутствовала обязанность получателей средств краевого бюджета направлять сведения об обязательстве по государственным контрактам, сумма которых не превышает установленный Центральным Банком России предельный размер расчетов наличными деньгами в России между юридическими лицами. Направлению в орган бюджетного контроля подлежали сведения лишь по контрактам, сумма которых превышала <...> рублей. Судьей первой инстанции оставлено без рассмотрения и удовлетворения ходатайство заявителя о привлечении к участию в деле Министерства финансов Краснодарского края. < Ф.И.О. >2 является ненадлежащим субъектом административного правонарушения по ст. 15.15.7 КоАП РФ, поскольку он временно исполнял обязанности директора и не был ознакомлен с его должностными обязанностями, дополнительного соглашения или нового трудового договора в рамках определенных полномочий с ним не заключалось. Уставом государственного казенного учреждения Краснодарского края «Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса» не предусмотрена должность временно исполняющего обязанности директора. Должностная инструкция не предусматривала наделение < Ф.И.О. >2 полномочиями и обязанностями по постановке на учет в Управлении казначейского контроля Министерства финансов Краснодарского края сведений по принятым бюджетным обязательствам, что исключает возможность привлечения его к административной ответственности по ст. 15.15.7 КоАП РФ. Постановление административного органа вынесено с нарушением процессуального порядка, выразившегося в ненадлежащем уведомлении заявителя о времени рассмотрения протокола и проведения заседания по рассмотрению протокола от <...><...> формально, без принятия к учету сведений и доводов, которые им заявлялись. Принятие решения о виновности < Ф.И.О. >2 принималось заместителем руководителя административного органа единолично, исходя из субъективной оценки и с учетом сложившейся практики, без учета доводов и объяснений < Ф.И.О. >2 Кроме того, < Ф.И.О. >2 не был уведомлен надлежащим образом о времени рассмотрения постановления.
Кроме этого, представитель < Ф.И.О. >2 по доверенности < Ф.И.О. >4 обратился с ходатайством о восстановлении срока обжалования решения судьи по тем, основаниям, что копия оспариваемого решения получена им <...>, жалоба в суд направлена <...>.
< Ф.И.О. >2, уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился. Заявлений и ходатайств относительно рассмотрения жалобы не представил.
Представитель Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края по доверенности < Ф.И.О. >5 в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, просил решение судьи первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В силу положений ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
На основании ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Как следует из материалов дела, копия оспариваемого решения получена представителем < Ф.И.О. >2 по доверенности < Ф.И.О. >4<...>, жалоба в суд направлена <...>. Учитывая это, судья краевого суда приходит к выводу о том, что срок на обжалование решения судьи Ленинского районного суда <...> от <...> не пропущен, необходимости в восстановлении процессуального срока не имеется.
Судья вышестоящей инстанции, выслушав представителя Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края по доверенности < Ф.И.О. >5, проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, полагает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 26.1. КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушении.
Из материалов дела следует, что при проведении проверки соблюдения бюджетного законодательства при расходовании средств, выделенных государственному казенному учреждению Краснодарского края «Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса» (далее-Учрежедение) на обеспечение деятельности, реализацию отдельных мероприятий государственных программ Краснодарского края за 2014-2016 годы, установлено, что Учреждением допущено нарушение порядка учета бюджетных обязательств, выразившееся в несвоевременном предоставлении в Управление казначейского контроля Министерства финансов Краснодарского края сведений для постановки на учет принятого бюджетного обязательства.
Административным органом принято упомянутое постановление, которое решением судьи по результатам рассмотрения жалобы признано законным и обоснованным.
Вина < Ф.И.О. >2 подтверждается протоколом об административном правонарушении от <...><...><...>, актом выездной проверки и объяснением < Ф.И.О. >2
Статьей 15.15.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно пункту 2 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от <...><...>н утвержден Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета (далее - Порядок учета бюджетных обязательств).
Согласно пункту 1.2 данного Порядка бюджетные обязательства, принимаемые в соответствии с государственными контрактами, иными договорами (соглашениями), заключенными с физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, или в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, подлежат учету в органах Федерального казначейства.
Положения пункта 2.1 Порядка учета бюджетных обязательств обязывают получателя средств федерального бюджета представить в орган Федерального казначейства сведения об обязательстве, возникшем на основании государственного контракта, договора, соглашения на предоставление межбюджетных трансфертов, соглашения о предоставлении субсидии юридическому лицу, нормативного правового акта о предоставлении субсидии юридическому лицу (далее - документ-основание) представляются в орган Федерального казначейства не позднее шести рабочих дней со дня заключения государственного контракта, договора, соглашения на предоставление межбюджетных трансфертов (абзацы 7, 8 пункта 2.1 Порядка учета бюджетных обязательств, в редакции Приказа Министерства финансов Российской Федерации от <...><...>н).
Учреждение в соответствии с уставом, утвержденным приказом Министерства промышленности и энергетики Краснодарского края от <...><...> является юридическим лицом, находящимся в ведении Министерства промышленности и энергетики Краснодарского края, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств краевого бюджета и на основании бюджетной сметы (пункты 14 и 1.8 Устава).
В силу ст. 152 Бюджетного кодекса РФ, Учреждение является участником бюджетного процесса.
В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы, операции с бюджетными средствами казенного учреждения осуществляются через лицевые счета, открытые ему в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
На основании ст. 162 Бюджетного кодекса РФ Учреждение как участник бюджетного процесса (получатель бюджетных средств) обладает рядом бюджетных полномочий, в том числе по принятию и исполнению бюджетных обязательств.
Под бюджетными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правого образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому лицу, иному публично-правовому образованию, средства из соответствующего бюджета (статья 6 Бюджетного кодекса РФ).
Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, и предусматривает, в том числе принятие бюджетных обязательств путем заключения государственных контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (п.п.1, 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ).
Согласно статье 220.1 Бюджетного кодекса РФ, учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в финансовом органе субъекта Российской федерации в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации.
Лицевые счета в финансовом органе субъекта Российской Федерации открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации.
Порядок открытия и ведения лицевых счетов Министерством финансов Краснодарского края утвержден приказом Министерства финансов Краснодарского края от <...><...>, согласно которому операции со средствами краевого бюджета по постановке на учет бюджетных обязательств отражаются на лицевом счете получателя бюджетных средств (пункт 3.3).
Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств краевого бюджета утвержден приказом Министерства финансов Краснодарского края от <...><...> (далее-Порядок).
Согласно пунктам 1.2, 1.3 Порядка, бюджетные обязательства, принимаемые в соответствии с государственными контрактами, иными договорами (соглашениями), заключенными с физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями или в соответствии с краевыми законами, иными нормативными правовыми актами подлежат учету в Министерстве финансов Краснодарского края на лицевом счете получателя бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка, основанием для постановки на учет Министерством финансов Краснодарского края бюджетного обязательства являются сведения о принятом бюджетном обязательстве по утвержденной форме, которые должны быть представлены в Управление казначейского контроля Министерства финансов края, в котором открыт соответствующий лицевой счет получателя бюджетных средств, не позднее шести рабочих дней со дня заключения государственного контракта(договора, соглашения на предоставление межбюджетных трансфертов, соглашения о предоставлении субсидии юридическому лицу, правового акта о предоставлении субсидии юридическому лицу), на основании которого принято бюджетное обязательство. Указанное условие действовало с <...> по <...>.
Бюджетные обязательства, возникающие у получателей средств краевого бюджета в соответствии с государственными контрактами (договорам, соглашениям), сумма которых не превышает установленный Центральным банком Российской Федерации предельный размер расчетов наличным деньгами в Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами и расчеты, по которым осуществляются наличными деньгами, принимаются к учету в порядке, установленном в пункте 2.2 Порядка на основании принятых к исполнению Министерством финансов Краснодарского края документов для оплаты денежных обязательств.
Согласно Указаниям Центрального банка Российской Федерации от <...><...>-У и от <...><...>-У, предельный размер расчетов наличными деньгами в рамках одного договора установлен в размере <...> рублей.
Из содержания пунктов 2.1, 2.2 Порядка следует, что при заключении Учреждением контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд на сумму менее 100000 рублей и оплата по которым осуществляется по безналичному расчету, постановка на учет Министерством финансов Краснодарского края возникших бюджетных обязательств производится на основании сведений об обязательстве, а не на основании принятых к исполнению платежных документов.
Как следует из материалов дела, между Учреждением в лице временно исполняющего обязанности руководителя < Ф.И.О. >2 и ООО «<...>» заключен контракт от <...><...>, предметом которого является оказание услуг по заправке и восстановлению картриджей на общую сумму <...> тыс. рублей.
Согласно информации, предоставленной Министерством финансов Краснодарского края от <...><...>, сведения о принятом по контракту от <...><...> бюджетном обязательстве Учреждением представлены в Министерство финансов Краснодарского края по системе электронного документооборота с применением электронно-цифровой подписи – <...>. Бюджетному обязательству присвоен учетный номер – <...>.
В соответствии с порядком сведения для постановки на учет принятого бюджетного обязательства должны быть направлены в Управление казначейского контроля Министерства финансов Краснодарского края не позднее шести рабочих дней со дня заключения контракта, а именно не позднее <...>.
В нарушение пункта 2.1 Порядка Учреждением допущено превышение установленного шестидневного срока предоставления сведений об обязательстве на 27 рабочих дней.
Представление в Управление казначейского контроля Министерства финансов Краснодарского края сведений о принятом бюджетном обязательстве с нарушением срока, установленного Порядком учета бюджетных обязательств, вопреки утверждению заявителя, влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 15.15.7 КоАП РФ.
Действия должностного лица < Ф.И.О. >2, не исполнившего надлежащим образом свои служебные обязанности, квалифицированы по данной статье в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениями бюджетного законодательства Российской Федерации, а доводы жалобы сводятся к субъективной оценке норм закона, выводы о виновности должностного лица < Ф.И.О. >2 в совершении указанного административного правонарушения не опровергают.
Довод жалобы о том, что < Ф.И.О. >2 не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, нельзя признать состоятельным.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ст. 273 Трудового кодекса РФ, руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
В силу п. 2.4 Порядка, сведения по принятым бюджетным обязательствам должны быть подписаны руководителем получателя средств краевого бюджета или уполномоченным им лицом, с отражением расшифровки подписи, содержащей фамилию и инициалы, должности уполномоченного лица и даты подписания документа, оформленной словестно-цифровой подписью.
В соответствии с уставом Учреждения, утвержденным приказом Министерства промышленности и энергетики Краснодарского края от <...><...>, согласованным Департаментом имущественных отношений Краснодарского края, Учреждение возглавляет руководитель, назначаемый на эту должность и освобождаемый от нее Уполномоченным органом в установленном законодательством порядке.
Согласно уставу, руководитель Учреждения действует на принципе единоначалия и несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Краснодарского края, уставом и заключенным с ним трудовым договором.
На основании приказа Министерства промышленности и энергетики Краснодарского края от <...><...>-Л в период времени с <...> по <...> временно исполняющим обязанности руководителя Учреждения являлся < Ф.И.О. >2
Согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Таким образом, < Ф.И.О. >2, временно исполняющий обязанности руководителя государственного казенного учреждения Краснодарского края «Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса» являлся единственным должностным лицом, обладающим полномочиями по постановке на учет в Управлении казначейского контроля Министерства финансов Краснодарского края сведений по принятым бюджетным обязательствам.
При исполнении служебных обязанностей временно исполняющий обязанности руководителя государственного казенного учреждения Краснодарского края «Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса» < Ф.И.О. >2 обязан соблюдать бюджетное законодательство Российской Федерации.
Неисполнение должностным лицом < Ф.И.О. >2 своих обязанностей по соблюдению обязанности по учету бюджетных обязательств, возникающих в соответствии с заключенным контрактом от <...><...> об оказании услуг по заправке и восстановлению картриджей, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ.
Доводы жалобы представителя < Ф.И.О. >2 по доверенности < Ф.И.О. >4 о том, что направлению в орган бюджетного контроля подлежали сведения лишь по контрактам, сумма которых превышала <...> рублей, несостоятельны и опровергаются материалами дела, в связи с чем, не являются основанием для отмены решения судьи первой инстанции и не опровергают выводов, изложенных в указанном решении.
Доводы жалобы о том, что в действиях < Ф.И.О. >2 отсутствует состав административного правонарушения по ст. 15.15.7 КоАП РФ, опровергаются материалами дела, в частности протоколом об административном правонарушении от <...> № <...> и актом выездной проверки.
Доводы жалобы представителя < Ф.И.О. >2 по доверенности < Ф.И.О. >4 о том, что постановление административного органа вынесено с нарушением процессуального порядка, выразившегося в ненадлежащем уведомлении заявителя о времени рассмотрения протокола и проведения заседания по рассмотрению протокола от <...><...> несостоятельны и опровергаются имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями о надлежащем извещении < Ф.И.О. >2 и сведениями почтовых идентификаторов о получении корреспонденции.
Иные доводы представителя < Ф.И.О. >2 по доверенности < Ф.И.О. >4, содержащиеся в его жалобе, не имеют правового значения и не влияют на законность оспариваемого им решения.
Исследованные судьей первой инстанции доказательства во взаимосвязи с положениями ст. 26.2 КоАП РФ, в своей совокупности подтверждают вину временно исполняющего обязанности руководителя государственного казенного учреждения Краснодарского края «Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса» < Ф.И.О. >2 в совершении исследуемого правонарушения, оснований подвергнуть сомнению доказательства, положенные в основу оспариваемого решения, у судьи вышестоящей инстанции, не имеется.
При рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении судьей первой инстанции установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, представленные материалы дела исследованы всесторонне, полно и объективно, им дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия временно исполняющего обязанности руководителя государственного казенного учреждения Краснодарского края «Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса» < Ф.И.О. >2 квалифицированы верно, административное наказание за совершенное административное правонарушение назначено в пределах санкции, установленной законом, согласуется с обстоятельствами дела, отвечает целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда не допущено.
Оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу решения судьи не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ судья,
РЕШИЛ:
Решение судьи Ленинского районного суда <...> от <...> оставить без изменения, жалобу представителя < Ф.И.О. >2 по доверенности < Ф.И.О. >4 - без удовлетворения.
Судья Борс Х.З.