ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1506/2022 от 14.09.2022 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

59RS0004-01-2022-004677-94

Дело № 12-1506/2022

Р Е Ш Е Н И Е

14 сентября 2022 года г.Пермь

Судья Ленинского районного суда г. Перми Порошин О.В.,

с участием защитника – адвоката Затонской Е.А.,

представителя заинтересованного лица – руководителя МКУ «Гортранс» Панькова В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Погадаевой ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки , зарегистрированной и проживающей по адресу: на постановление Административной комиссии Ленинского района города Перми № 661 от 05.07.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.1 Закона Пермского края № 460-ПК от 06.04.2015 «Об административных правонарушениях в Пермском крае»,

у с т а н о в и л:

Постановлением Административной комиссии Ленинского района города Перми № 661 от 05.07.2022 Погадаева Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.1 Закона Пермского края № 460-ПК от 06.04.2015 «Об административных правонарушениях в Пермском крае», а именно в том, что ДД.ММ.ГГГГ в 12.25 часов по адресу: , на остановочном пункте в направлении конечного пункта «по требованию «» при проверке сотрудниками КРС МКУ «Гортранс» установлено, что Погодаева Е.В. совершила поездку в автобусе маршрута , гос.номер , не приобрела билет, тем самым допустила факт безбилетного проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования.

Погадаевой Е.В. назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

Погодаева Е.В. обратилась в суд с жалобой, считает постановление незаконным и подлежащим отмене. Считает, что не проверены полномочия лиц, составивших акт о выявлении признаков административного правонарушения и протокола об административном правонарушении.

Лицо, указанное в акте в качестве свидетеля (ФИО10), с ее слов и со слов лица, составившего акт (ФИО11), являются работниками одной организации МКУ «Гортранс», что свидетельствует о заинтересованности свидетеля.

В акте о выявлении признаков административного правонарушения не содержится никаких сведений, что акт составляется сотрудниками КРС МКУ «Гортранс». В документах – акте и протоколе имеются существенные противоречия, которые свидетельствуют о незаконности составления акта и протокола.

В бланке акта имеется раздел об участии в его составлении представителя департамента транспорта администрации города Перми Насибовой Ш.Г., которая принимала непосредственное участие в выявлении административного правонарушения, также при ней были установлены данные о личности нарушителя и получены ее объяснения, протокол должен был быть составлен на месте правонарушения, тем самым нарушены требования ст.28.5 КоАП РФ.

Она не совершала безбилетный проезд в общественном транспорте. При посадке в автобус ее руки были заняты тяжелыми сумками, в салон заходило большое количество пассажиров, поэтому возможности остановиться у валидатора при входе в салон и заплатить проезд при посадке она не имела. Внутри салона валидаторы отсутствуют. Проезд был ею оплачен при выходе из салона автобуса. Акт о выявлении признаков административного правонарушения был составлен и подписан после выхода из салона автобуса, на улице.

В законодательстве субъекта РФ Пермского края отсутствуют нормативные документы, регулирующие порядок оплаты проезда в общественном транспорте, с указанием момента (времени) оплаты проезда – а именно, при входе в салон автобуса.

Обязанность пассажира подтвердить факт оплаты своего проезда предусмотрена ч.5 ст.20 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», из которого следует, что подтверждение оплаты проезда в городском сообщении происходит в порядке, установленном нормативным актом субъекта РФ с учетом положений п.1 ч.7, ч.17 ст. 20 ФЗ № 259. Указанным Федеральным законом в действующей редакции не установлено возложение штрафа на пассажира за безбилетный проезд.

Закон 460-ПК не содержит положений, устанавливающих ответственность за неисполнение пассажиром требований, предусмотренных п.1 ч.7 ст. 20 Закона 259-ФЗ – не подтверждении пассажиром факта оплаты.

Считает, что положения ч.1 ст. 8.1 Закона 460-ПК, возлагающие штраф за безбилетный проезд, противоречат Федеральному закону № 259-ФЗ и нарушают требования ч.1 ст.1.1 КоАП РФ. Полномочия у субъекта РФ на установление административных взысканий за безбилетный проезд законом субъекта об административных правонарушениях действующим федеральным законодательством не предусмотрены, в связи с чем ч.1 ст. 8.1 Закона 460-ПК не подлежат применению.

Просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Заявитель и представитель административной комиссии в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.

Защитник просила доводы жалобу удовлетворить, постановление отменить и дополнительно пояснила, что фактически у Погадаевой проверялось не наличие билета, а факт оплаты проезда. В ФЗ-259 нет понятия «безбилетный проезд», есть понятие «безбилетное лицо». Согласно п.65 Правил перевозки пассажиров и багажа от 01.10.2020 № 1586, безбилетное лицо – лицо, обнаруженное при проезде без билет при проверке соблюдения пассажиром порядка оплаты проезда, который согласно ч.ч.7, 17 ст.20 ФЗ-259 должен быть принят нормативным актом соответствующего субъекта РФ, однако такого нормативного акта в Пермском крае не принято.

Представитель МКУ «Гортранс» просил жалобу отклонить, постановление оставить без изменения в связи с тем, что при бесконтактном способе оплаты за проезд пассажир может получить в подтверждение оплаты электронный билет на свой мобильный телефон при условии установки на нем специального приложения, имеющегося на сайте МКУ «Гортранс». Электронная форма билета предусмотрена Федеральным законом № 259-ФЗ. Нормативный акт о порядке подтверждения пассажиром оплаты за проезд, предусмотренный п.1 ч.7 ст.20 ФЗ-259 в Пермском крае разработан, но еще не принят. Сотрудники МКУ «Гортранс» согласно Устава и вправе фиксировать факты безбилетного проезда и передавать материалы должностным лицам департамента транспорта администрации города Перми, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении по ст.8.1 ч.1 Закона Пермского края № 460 «Об административных правонарушениях в Пермском крае». Из смысла положений ч.6 ст.20 ФЗ-259 и п.п. «а» п.65 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом следует, что пассажир обязан оплатить стоимость проезда при входе в автобус (электротранспорт), так как обязан в любой момент поездки по требованию проверяющего уполномоченного лица подтвердить факт оплаты проезда. При проверке оплаты проезда при прикладывании банковской карты пассажира к валидатору проверяющего лица на нем появится информация, произведена ли оплата проезда данной банковской картой, время оплаты проезда, номер маршрута автобуса. Порядок проверки оплаты проезда инженерами сектора контроля оплаты проезда КРС МКУ «Гортранс» содержится в «Инструкции по организации сбора платы за проезд пассажиров … без участия кондукторов», утвержденной руководителем МКУ «Гортранс» 01.02.2022 г. Погадаева в своих объяснениях признала, что в момент проверки не оплатила проезд (в 12-25 час. согласно акта проверки), оплатила при выходе их автобуса в 12-34 час. согласно ответа МКУ «Гортранс» на запрос суда.

Оценив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему выводу.

Частью 1 ст.8.1 Закона Пермского края № 460-ПК от 06.04.2015 «Об административных правонарушениях в Пермском крае» установлена административная ответственность за безбилетный проезд, а равно провоз багажа (ручной клади) сверх установленных норм без оплаты в городском пассажирском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пятисот рублей.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» билет - перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира.

В соответствии с п.2 ч.5 ст.3.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ предметом муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве является соблюдение обязательных требований: … установленных в отношении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, не относящихся к предмету федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в области организации регулярных перевозок.

1. В соответствии с ч.ч.1, 4 ст.3.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом... Допускается использование билетов… с указанием части или всех реквизитов в электронном виде, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.6, п.1 ч.7, ч.ч.8, 17 ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ:

Ч.6. В течение всей поездки по требованию … должностного лица органа местного самоуправления либо должностного лица подведомственного такому органу государственного или муниципального учреждения, уполномоченного на осуществление проверки подтверждения оплаты проезда,… по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении, установленным в границах соответствующего субъекта Российской Федерации, пассажир обязан подтвердить факт оплаты своего проезда, перевозки детей, следующих вместе с ним, в случаях, если его проезд или перевозка детей подлежит оплате,

Ч.7. Порядок подтверждения пассажиром оплаты проезда, перевозки детей, следующих вместе с ним, в случаях, если его проезд или перевозка детей подлежит оплате,…при проезде по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении устанавливается:

1) при проезде по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении, установленным в границах одного субъекта Российской Федерации, - нормативным правовым актом такого субъекта Российской Федерации, принятым с учетом положений настоящей статьи;

Ч.8. Проверка подтверждения оплаты проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади при проезде по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении, установленным в границах одного субъекта Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом такого субъекта Российской Федерации, принятым с учетом положений настоящей статьи.

Ч.17. В случае выявления должностным лицом, уполномоченным на осуществление проверки подтверждения оплаты, в транспортном средстве лица, нарушившего порядок, установленный в соответствии с частью 7 настоящей статьи, должностное лицо, уполномоченное на осуществление проверки подтверждения оплаты, вправе требовать от нарушившего порядок лица документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а такое лицо обязано предъявить указанный документ. Уплата административного штрафа за это нарушение не освобождает лицо от оплаты проезда…

Решением Пермской городской Думы от 24.05.2016 № 96 "Об утверждении Правил организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Перми» (в редакции 25.01.2022 № 4), утверждены Правила.

В соответствии с п. 3.7 Правил, оплата проезда на муниципальных маршрутах может осуществляться по наличному и безналичному расчету.

Оплата проезда безналичным способом осуществляется с использованием транспортных карт (проездных билетов, льготных проездных документов), бесконтактных банковских карт, в том числе сформированных на электронном устройстве…

Из представленных материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 12.25 часов по адресу: , на остановочном пункте « в направлении конечного пункта «по требованию «» при проверке сотрудниками КРС МКУ «Гортранс» установлено, что Погадаева Е.В. совершила поездку в автобусе маршрута , гос.номер не приобрела билет. Из ответа МКУ «Гортранс» на запрос суда следует, что по банковской карте совершена оплата проезда на сумму 33 рубля ДД.ММ.ГГГГ в 12-34 час. в автобусе маршрута «М с указанием серии и номера электронного билета.

По факту выявленного нарушения в отношении Погадаевой Е.В. ДД.ММ.ГГГГ консультантом отдела пассажирских перевозок департамента транспорта администрации города Перми Насибовой Ш.Г. составлен протокол об административном правонарушении, 05.07.2022 вынесено обжалуемое постановление.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению как наличие события административного правонарушения, так и виновность лица в совершении административного правонарушения.

Доводы Погадаевой Е.В. и ее защитника в отношении полномочий лиц, составивших акт от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Погадаевой Е.В. о безбилетном проезде, лица, составившего протокол об административном правонарушении являются необоснованными. Факт того, что ФИО6 и свидетель ФИО7 являются сотрудниками МКУ «Гортранс» и их полномочия по проведению проверки оплаты за проезд в городском общественном транспорте на маршрутах регулярных перевозок подтверждаются Уставом МКУ «Гортранс», ответом МКУ «Гортранс» от 04.08.2022 на запрос адвоката, Положением о создании КРС МКУ «Гортранс».

Из акта проверки от 24.05.2022 не следует, что должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Насибова Ш.Г. принимала участие в проверке, подписанное ею уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не является частью акта проверки, ее полномочия на составление протокола об административном правонарушении по ст.8.1 ч.1 Закона Пермского края № 460 подтверждаются постановлением администрации г.Перми «Об утверждении Перечня должностных лиц администрации г.Перми, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» от 17.06.2015 № 378.

Вместе с тем, из буквального толкования содержания протокола об административном правонарушении и обжалуемого постановления, Погадаева Е.В. привлечена к административной ответственности за безбилетный проезд, а именно – за то, что она совершила поездку ДД.ММ.ГГГГ в 12-25 час. в автобусе маршрута , не приобрела билет. Однако из ее пояснений и ответа МКУ «Гортранс» следует, что она оплатила поездку в 12-34 час. при выходе из автобуса.

В соответствии с ч.ч.7,8 ст.20 ФЗ-259 порядок подтверждения пассажиром оплаты проезда на регулярном маршруте городского сообщения и проверка подтверждения пассажиром оплаты проезда устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым с учетом положений статьи 20 ФЗ-259.

По смыслу ч.17 ст.20 ФЗ-259 привлечение к административной ответственности за безбилетный проезд возможно в отношении лица, нарушившего порядок оплаты за проезд, установленный в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

Поскольку такой порядок подтверждения пассажиром оплаты проезда на регулярном маршруте городского сообщения и порядок проверки оплаты пассажиром за проезд в Пермском крае законодательно краевыми органами власти не принят, привлечение Погадаевой Е.В. к административной ответственности по ч.1 ст.8.1 Закона Пермского края № 460 «Об административных правонарушениях» нельзя признать законным. В протоколе об административном правонарушении и обжалуемом постановлении не указано конкретно, в чем именно состояло нарушение Погадаевой Е.В. порядка оплаты за проезд, который был ею оплачен при выходе из автобуса, поскольку такой порядок не принят в соответствии с ч.7 ст.20 ФЗ-259.

При таких обстоятельствах в действиях Погадаевой Е.В. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.1 Закона Пермского края № 460, обжалуемое постановление в силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ подлежит отмене, производство по делу следует прекратить.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление № 661 административной комиссии Ленинского района города Перми от 05.07.2022 в отношении Погадаевой ФИО12 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» - отменить за отсутствием состава административного правонарушения, жалобу Погадаевой ФИО13 - удовлетворить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Погадаевой Е.В. по ч.1 ст.8.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460 «Об административных правонарушениях в Пермском крае» прекратить.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Судья - О.В.Порошин