ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1508/2022 от 31.08.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Федорова А.Л. Дело №12-1508/2022

Дело №77-1408/2022

Р Е Ш Е Н И Е

31 августа 2022 года город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Сабитов И.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пупковым С.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника Марихиной Ольги Николаевны на решение судьи Советского районного суда города Казани от 31 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сагитова Дамира Наилевича.

Проверив материалы дела, судья

УСТАНОВИЛ:

постановлением командира 2 роты 1 батальона ПДПС ГИБДД УМВД России по городу Казани Яруллина Н.А. №18810316222110052696 от 29 марта 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда города Казани от 31 мая 2022 года, директор ООО «Барслайн» Сагитов Д.Н. (далее по тексту – заявитель) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), подвергнут административному штрафу в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, защитник Марихина О.Н. просит состоявшиеся акты отменить, производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить.

В судебном заседании Сагитов Д.Н., его защитник Марихина О.Н. поддержали жалобу по изложенным в ней доводам. Просили принять во внимание, что транспортное средство «MAN» государственный регистрационный знак .... приобретено ООО «Барслайн» у официального дилера. Автомобиль оснащен тахографом в соответствии с требованиями Европейского соглашения (далее - ЕСТР), включен в реестр российских перевозчиков, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок, что подтверждается представленным в дело уведомлением Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2021 года №845 утверждены новые правила допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок. Согласно данным правилам, с 1 сентября 2021 года допуск российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок подтверждается внесением записей в вышеуказанный реестр. Считают, что к спорным отношениям не применимы положения Приказа Минтранса России от 28 октября 2020 года №440, предусматривающие в качестве подтверждения допуска к международным перевозкам транспортных средств, наличие карты МАП.

Изучение материалов дела, проверка доводов жалобы позволяют прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 11.23 КоАП РФ административным правонарушением признается выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон №196-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона №196-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.10.2018 N 386-ФЗ) определено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны, помимо прочего, оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Категории оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также виды сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений Федерального закона № 196-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 года №1213 установлено, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Минтрансом России по согласованию с ФСБ России и МВД России, порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Минтрансом России.

Во исполнение данного постановления, Минтрансом России издан приказ от 28 октября 2020 года № 440 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" (далее – приказ Минтранса России №440).

Из материалов дела усматривается, что Сагитову Д.Н. вменено в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.23 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.

9 февраля 2022 года в 08 часов 00 минут, Сагитов Д.Н. будучи ответственным лицом за выпуск на линию и эксплуатацию транспортных средств, допустил выпуск на линию автомобиля «MAN» государственный регистрационный знак ...., под управлением с нарушением требований к использованию тахографа, а именно без карты допуска к международным автомобильным перевозкам (МАП).

Принимая оспариваемое постановление, должностное лицо, с выводами которого согласился судья районного суда, исходило из доказанности вины заявителя в совершении вмененного ему административного правонарушения.

При оценке доводов жалобы необходимо руководствоваться следующим.

В силу статей 2.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

По делу об административном правонарушении помимо прочего выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно представленным в дело доказательствам, ООО «Барслайн» является собственником транспортного средства «MAN» государственный регистрационный знак ...., имеет допуск к осуществлению коммерческих международных перевозок грузов (л.д. 12, 13). Названный автомобиль оснащен контрольным устройством в соответствии с требованиями ЕСТР, включен в реестр российских перевозчиков, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок (л.д. 10, 49).

Из взаимосвязанных положений статей 28.2, 29.10 КоАП РФ следует, что о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 КоАП РФ. Данный протокол является процессуальным документов, в котором фиксируется противоправное деяние лица (подробное, исчерпывающее описание события правонарушения), формируется вмененное обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.

Постановление о назначении административного наказания помимо прочего должно содержать мотивированное решение со ссылкой на доказательства, подтверждающие вину привлекаемого лица в совершении административного правонарушения при обстоятельствах, описанных в протоколе.

Из описания в постановлении события административного правонарушения следует, что Сагитов Д.Н., являясь ответственным лицом за выпуск на линию и эксплуатацию транспортных средств, допустил выпуск на линию автомобиль «MAN» государственный регистрационный знак .... с нарушением требований к использованию тахографа, а именно: без карты МАП. Данное обстоятельство, мнению должностного лица, свидетельствует о нарушении требований Федерального закона №196 и Приказа Минтранса РФ № 440.

Вместе с тем, должностным лицом оставлено без внимание следующее.

Действительно, согласно п. 2 Приказа Минтранса РФ №440 (в редакции на дату выявления вменяемого правонарушения), допуск к международным автомобильным перевозкам транспортных средств, оснащенных контрольными устройствами (тахографами) в соответствии с требованиями ЕСТР, подтверждается наличием карты допуска МАП.

Основания и порядок получения удостоверения допуска и карты МАП регулируются Федеральным законом от 24 июля 1998 года №127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (далее по тексту - Федеральный закон №127-ФЗ).

Правила допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2021 года № 845.

В силу пункта 3 указанных Правил, допуск российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок производится Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (ее территориальными органами) и подтверждается внесением соответствующих записей в реестр российских перевозчиков, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок, формирование и ведение которого осуществляются уполномоченным органом.

В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 года №247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", в случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом большей юридической силы.

Следует указать, что Приказ Минтранса РФ №440 является подзаконным нормативным актом и не может устанавливать обязательные требования в отношении того же объекта и предмета регулирования, которые установлены в Федеральном законе.

Указанное означает, что применительно к рассматриваемым обстоятельствам, необходимо руководствоваться положениями Федерального закона №127-ФЗ.

Пунктами 7.3, 7.2 статьи 2 названного закона закреплено, что допуск российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок производится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере транспорта (его территориальными органами).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере транспорта, осуществляется в соответствии с пунктом 7.6 настоящей статьи и правилами, указанными в пункте 8 настоящей статьи, формирование и ведение реестра российских перевозчиков, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок.

То есть, помимо ведения реестра российских перевозчиков, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок, никаких иных официальных и юридически значимых способов подтверждения допуска российских перевозчиков к международным автомобильным перевозкам действующее федеральное законодательство не предусматривает, как и не предусматривает обязательное наличие у такого субъекта правоотношений карты МАП.

Следовательно, в данном случае выводы в постановлении должностного лица и в решении судьи районного суда, сводящиеся к утверждению о наличии в действиях заявителя признаков объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.23 КоАП РФ ошибочны, основаны на неправильном толковании подлежащих применению норм права.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, строившиеся по делу акты нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене.

Производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

жалобу защитника Марихиной Ольги Николаевны удовлетворить.

Постановление командира 2 роты 1 батальона ПДПС ГИБДД УМВД России по городу Казани Яруллина Н.А. №18810316222110052696 от 29 марта 2022 года и решение судьи Советского районного суда города Казани от 31 мая 2022 года, вынесенные в отношении Сагитова Дамира Наилевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Сагитова Дамира Наилевича прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса, должностным лицом, вынесшим постановление, либо опротестовано прокурором в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Сабитов И.Н.

Определение05.09.2022