ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-150/17 от 17.01.2018 Приморского районного суда (Архангельская область)

Дело №12-2/2018

РЕШЕНИЕ

<...> 17 января 2018 года

Судья Приморского районного суда Архангельской области Лощевская Е.А.,

с участием заместителя Архангельского транспортного прокурора Смирнова Д.И., защитников должностного лица - ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по жалобе защитника должностного лица - генерального директора АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» ФИО3 – ФИО1 на постановление №786/АП-05/2017-Пс от 24 ноября 2017 года, вынесенное главным государственным инспектором отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ СЗФО ФИО4 в отношении генерального директора АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» ФИО3 о назначении административного наказания по ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ,

установил:

постановлением №786/АП-05/2017-Пс от 24 ноября 2017 года, вынесенным главным государственным инспектором отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ СЗФО ФИО4 должностное лицо – генеральный директор АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» (далее АО «2-ой АОАО») ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Защитник генерального директора АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» ФИО3 – ФИО1 обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит постановление от 24 ноября 2017 года отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указано, что основания для привлечения должностного лица – генерального директора АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» ФИО3 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, отсутствуют. Генеральный директор АО «2-ой АОАО» ФИО3, как должностное лицо, не является субъектом вменяемого административного правонарушения в связи с тем, что обеспечение транспортной безопасности авиапредприятия, в частности, принятие мер по воспрепятствованию проникновения любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ и ТС вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов или постов авиапредприятия не входит в обязанности генерального директора общества, исчерпывающий перечень которых предусмотрен Уставом АО «2-ой АОАО» и трудовым договором от <дата>, а также не относится к текущей деятельности общества, перечень видов деятельности раскрыт в пунктах 4.2.1., 4.2.2. Устава АО «2-ой АОАО». Генеральный директор АО «2-ой АОАО» ФИО3 не является должностным лицом, которое непосредственно несет ответственность по обеспечению транспортной безопасности на аэродроме «Васьково». На авиапредприятии создана и функционирует служба авиационной безопасности (далее - САБ), которую возглавляет начальник САБ. В соответствии с должностной инструкцией и трудовым договором начальника САБ именно он обеспечивает и, в том числе, несет персональную ответственность за предотвращение актов незаконного вмешательства. Согласно п. 13 Положения служба авиационной безопасности аэропорта обеспечивает выполнение требований Норм, правил и процедур по авиационной безопасности по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства и подчиняется непосредственно руководителю администрации аэропорта. Согласно Норм, правил и процедур по авиационной безопасности, являющихся приложением данного Положения, территория аэропорта и территория расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением должны регулярно патрулироваться нарядами службы авиационной безопасности (п.1); воздушные суда должны находиться под постоянной охраной службы авиационной безопасности (п.4). Эти обязанности на авиапредприятии вменены подразделению САБ под руководством начальника САБ. Начальник САБ и начальники смены являются должностными лицами, в обязанности которых непосредственно и конкретно входит обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной безопасности аэродрома «Васьково». Указание в постановлении на то, что к обязанностям генерального директора АО «2-ой АОАО» ФИО3 в трудовом договоре отнесено руководство всеми видами текущей деятельности общества является явно недостаточным для признания его виновным в совершении инкриминируемого правонарушения. Генеральный директор АО «2-ой АОАО» ФИО3 не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения. Вывод административного органа о недостаточности принимаемых руководством АО «2-ой АОАО» мер по антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств считает необоснованным. Данный вывод УГАН НОТЕ СЗФО Ространснадзора не обоснован и не подтвержден доказательствами, они не приведены в его постановлении, так как административный орган исходит из того, что нахождение посторонних лиц на контролируемой территории аэродрома и свидетельствует о неприятии АО «2-ой АОАО» всех необходимых мер по воспрепятствованию проникновения любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС вне установленных контрольно-пропускных пунктов. УГАН НОТЕ СЗФО Ространснадзора указывает в постановлении, что именно юридическим лицом АО «2-ой АОАО» нарушены требования транспортной безопасности, а именно п. 5.29 Требований, но привлекается к административной ответственности генеральный директор АО «2-ой АОАО». Генеральным директором АО «2-ой АОАО» выполнены все меры по обеспечению исполнения законодательства о транспортной безопасности, в частности, п.5.29 Требований. В задачи САБ АО «2-ой АОАО» входит, в том числе, пресечение актов незаконного вмешательства и охраны территории аэродрома «Васьково». Работники САБ выполняют возложенные на них обязанности в круглосуточном режиме. Территория аэродрома «Васьково» имеет ограждение. На территории аэродрома «Васьково» установлена и функционирует система видеонаблюдения. Охрану объектов ГСМ и КПП-5 (транспортное) осуществляет ФГУП <данные изъяты>. Утверждена и действует Инструкция по пропускному и внутриобъектовому режиму на предприятии. В данном случае факта незаконного проникновения нарушителями на охраняемую территорию аэродрома «Васьково» не было, так как 28 сентября 2017 года сотрудники РУФСБ России по Архангельской области на основании предписания начальника РУФСБ России по Архангельской области от 27 сентября 2017 года № 82/4/1-6608(в) осуществили проникновение на территорию аэропорта «Васьково» с целью изучения эффективности системы мер по антитеррористической защите АО «2-ой АОАО» на аэродроме «Васьково».

В судебном заседании защитники должностного лица ФИО1 (по доверенности), ФИО2 (по ордеру), поддержали доводы, изложенные в жалобе.

Заместитель Архангельского транспортного прокурора Смирнов Д.И. с доводами жалобы не согласился, полагает, что генеральный директор акционерного общества должен руководить всеми действиями общества и нести ответственность за ненадлежащую организацию охраны объекта.

Главный государственный инспектор отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ СЗФО ФИО4 просил рассмотреть дело в его отсутствии.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ в ходе рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях судом проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Выслушав участников процесса, исследовав в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, дополнительно предоставленные материалы, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона № 16-ФЗ от 09 февраля 2007 года «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В силу п. 10 ст. 1 Закона № 16-ФЗ под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Согласно ст. 1 Закона № 16-ФЗ зона транспортной безопасности - объект транспортной инфраструктуры - технологический комплекс включающий в себя аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств (подпункт «ж» пункта 5).

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

С учетом приведенных норм аэродром «Васьково» является субъектом транспортной инфраструктуры.

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 12 Закона № 16-ФЗ).

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08 февраля 2011 года № 40 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта (далее - Требования).

В силу пунктов 3, 4 Требования применяются в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта (далее - ОТИ и ТС), эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории РФ, являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и (или) физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.

Согласно п. 5.29 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан воспрепятствовать проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов).

Как следует из материалов дела, 28.09.2017 в 16 часов 40 минут условные нарушители с целью имитации диверсионно-террористического акта на объектах АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд», <данные изъяты> осуществили проникновение на охраняемую территорию аэропорта «Васьково». <данные изъяты>

В ходе рассмотрения дела должностное лицо пришло к выводу о том, что выявленные обстоятельства свидетельствуют о недостаточности принимаемых руководством АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» мер по антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, чем нарушены требования по обеспечению транспортной безопасности, а именно п. 5.29 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», утвержденных приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 40. Нахождение посторонних лиц на контролируемой территории аэродрома, которые не должны были находиться там, и установка потенциальными нарушителями муляжей взрывных устройств свидетельствуют о непринятии АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» всех необходимых мер по воспрепятствованию проникновения любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов).

При рассмотрении административного дела должностное лицо пришло к выводу о том, что генеральный директор обязан в пределах своей компетенции руководить всеми видами текущей деятельности Общества, и непринятием мер по воспрепятствованию проникновения любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС в не установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов), допустил административное правонарушение ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (неисполнение по обеспечению транспортной безопасности).

В связи с указанным генеральный директор АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» ФИО3 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20000 руб.

Между тем должностным лицом не было учтено следующее.

Согласно трудовому договору, заключенному АО «2-ой АОАО» с ФИО3, Устава АО «2-ой АОАО» генеральный директор Общества решает вопросы текущей деятельности, издает приказы, утверждает (принимает) локальные правовые акты по вопросам его компетенции, дает указания, определяет организационную структуру Общества.

Из пояснений защитников должностного лица в судебном заседании, представленных доказательств следует, что во исполнение своих обязанностей, генеральным директором АО «2-ой АОАО», в соответствии с ФЗ «О транспортной безопасности» и в целях защищенности объектов транспортной инфраструктуры на предприятии реализована система мер, направленных на реализацию антитеррористической защищенности ОТИ и ТС АО «2-ой АОАО», выполнены следующие действия в рамках его компетенции, заключающиеся в следующем:

- назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в АО «2- ой АОАО».

- назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры аэродром Васьково (ОТИ 4 категории).

- назначены на каждом транспортном средстве 3 категории (вертолеты Ми-8 и Ми-26, эксплуатируемые АО «2-ой АОАО) и группах транспортных средств (самолеты Ан-2 и Л-410) лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности ТС на период выполнения полетного задания.

- функции по обеспечению транспортной безопасности возложены на САБ авиапредприятия, а также на подразделение ФГУП <данные изъяты> (подразделение транспортной безопасности в соответствии с п.7.1 ст.1 ФЗ-16), привлеченное на договорной основе.

- разработаны и доведены до исполнителей внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, являющиеся приложениями к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ (гриф - ДСП).

- проведена оценка уязвимости ОТИ.

Выполнен ряд иных мероприятий, перечень которых приведен в объяснениях по жалобе.

Согласно Положению о службе авиационной безопасности АО «2-ой АОАО», утвержденной Генеральным директором АО «2-ой АОАО» 10 мая 2016 года, на предприятии создана и функционирует служба авиационной безопасности (далее - САБ).

В соответствии Положением САБ является самостоятельным структурным подразделением, возглавляется начальником службы, реализовывает комплекс мероприятий по обеспечению безопасности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность (п.1.2); основными задачами САБ является предотвращение совместно с правоохранительными органами и другими организациями от актов незаконного вмешательства в деятельность авиапредприятия в соответствии с нормами, правилами и процедурами по авиационной безопасности (п.2.1.1), во исполнение поставленных задач САБ разрабатывает и осуществляет меры противодействия актам незаконного вмешательства в отношении воздушных судов и объектов авиапредприятия, несет круглосуточное дежурство (п.2.2.3); осуществляет охрану складов АТБ, ГМТС и других наиболее важных объектов авиапредприятия: стоянок воздушных судов, ангаров самолетов Ан-2, Л-410 УВП-Э и вертолетов МИ-8 и Ми-26, КПП-2 объектов ССТ (п.2.2.6); осуществляет пропускной режим в контролируемую зону авиапредприятия (аэропорта), выявляет и задерживает правонарушителей, передает их правоохранительным органам (п.2.2.17); анализирует состояние авиационной безопасности авиапредприятия, предоставляет информацию руководству АО «2-ой АОАО», в Архангельское МТУ Росавиации и УГАН НОТЕ СЗФО Ространснадора в виде ежеквартальных отчетов по установленным формам (п.2.2.18).

Из должностной инструкции начальника САБ следует, что в его функциональные обязанности входит осуществление руководства деятельностью САБ по защите от противоправных действий и сохранности материальных ценностей на территории предприятия и расположенных на ней объектов, организация работ, направленных на обеспечение авиационной, транспортной и радиационной безопасности, сохранность материальных ценностей и имущества предприятия, осуществление контроля их выполнения, разработка плана мероприятий по обеспечению авиационной безопасности эксплуатантами воздушных судов, осуществление контроля мероприятий по обеспечению авиационной, транспортной и радиационной безопасности.

На основании раздела 4 Должностной инструкции начальника САБ, начальник службы несет ответственность за результаты и эффективность производственной деятельности САБ, невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкции; разработку и реализацию мер по предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность предприятия.

Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, на предприятии АО «2-ой АОАО» создана специальная служба, основными задачами которой является обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной безопасности, начальник САБ является непосредственным руководителем для всех сотрудников САБ, и, в силу своих должностных обязанностей несет персональную ответственность за организацию деятельности службы АБ и разработку и реализацию мер по предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность авиапредприятия.

Представление ФСБ России Регионального управления по Архангельской области, направленное в адрес АО «2-ой АОАО» по факту проверки 28 сентября 2017 года подтверждает, что условием, способствующим реализации угроз безопасности РФ, явилось ненадлежащее исполнение службой авиационной безопасности требований п. 5.29 и 5.37 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», утвержденных приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 40.

Таким образом, собранные по делу доказательства свидетельствуют о том, что проникновение нарушителей на объект АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» было допущено в результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей работниками службы авиационной безопасности АО «2-ой АОАО».

Довод прокурора в судебном заседании о том, что к полномочиям генерального директора АО «2-ой АОАО» отнесено руководство всеми видами текущей деятельности Общества является недостаточным для признания ФИО3 виновным в совершении инкриминируемого правонарушения.

Как видно из представленных доказательств, руководитель общества в пределах своей компетенции организовал работу, направленную на обеспечение антитеррористической защищенности Общества. Вынося обжалуемое постановление должностное лицо не указало, какие конкретно меры не были предприняты генеральным директором АО «2-ой АОАО», также об этом не было указано в ходе судебного разбирательства.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

С учетом установленных обстоятельств вывод должностного лица в постановлении о доказанности наличия вины генерального директора АО «2-ой АОАО» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ не обоснован.

Согласно требованию ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

С учетом установленных обстоятельств постановление №786/АП-05/2017-Пс от 24 ноября 2017 года, вынесенное главным государственным инспектором отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ СЗФО ФИО4 в отношении генерального директора АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» ФИО3 о назначении административного наказания по ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, подлежит отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Жалобу защитника должностного лица - генерального директора АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» ФИО1 удовлетворить.

Постановление №786/АП-05/2017-Пс от 24 ноября 2017 года, вынесенное главным государственным инспектором отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ СЗФО ФИО4 в отношении генерального директора АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» ФИО3 о назначении административного наказания по ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии данного решения.

Судья Е.А. Лощевская