ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-150/19 от 23.05.2019 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 12-150/2019

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

23 мая 2019 года г. Хабаровск

Судья Кировского районного суда г. Хабаровска С.Н. Опалей, рассмотрев жалобу защитника Кузнецова Д.В. на постановление государственного инспектора труда ГИТ в Хабаровском крае от 22 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ООО «СпецТехРесурс-ДВ»,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением и.о. прокурора Кировского района г.Хабаровска ФИО1 от 01 марта 2019 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении ООО «СпецТехРесурс-ДВ». Данное постановление направлено в Государственную инспекцию труда в Хабаровском крае для рассмотрения по существу.

Постановлением государственного инспектора труда ГИТ в Хабаровском крае ФИО2 от 22 марта 2019 года ООО «СпецТехРесурс-ДВ» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, выразившегося в нарушении норм трудового законодательства, предусмотренных ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», ст. 212 ТК РФ, а именно, в непроведении специальной оценки условий труда на всех рабочих местах.

Защитник Кузнецов Д.В. обратился в Кировский районный суд г. Хабаровска с жалобой, в которой просит отменить постановление, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение норм материального и процессуального права. Указывает, что государственным инспектором не установлен факт причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также причинения имущественного ущерба при несвоевременном проведении специальной оценки условий труда; Общество до вынесения оспариваемого постановления добровольно исполнило предписание от 01.03.2019, заключив 19.02.2019 договор с ООО «ПИК» на выполнение работ по специальной оценке условий труда, что является обстоятельством, смягчающим административную ответственность, вместе с тем, инспектором не обоснованно указано об отсутствии смягчающих ответственность обстоятельств. Указывает на строгость назначенного наказания, неправомерное не применение положений ст. 4.1.1 КоАП РФ по замене административного наказания на предупреждение, поскольку юридическое лицо ранее к административной ответственности не привлекалось.

В суд законный представитель ООО «СпецТехРесурс-ДВ», его защитник Кузнецов Д.В. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены ходатайств об отложении рассмотрения дела, не заявляли. В силу п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.

Старший помощник прокурора Кировского района г. Хабаровска Лозовицкая А.А. с доводами жалобы согласилась, просила изменить постановление в части назначенного наказания на предупреждение, указывая на его строгость при наличии альтернативного вида наказания, отсутствия доказательств причинения вреда жизни и здоровью людей, с учетом того, что к административной ответственности Общество привлекается впервые, является субъектом малого и среднего предпринимательства.

В суд должностное лицо ГИТ в Хабаровском крае ФИО2 не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В письменном отзыве просила рассмотреть дело в ее отсутствие, и указала, что непроведение специальной оценки условий труда не рабочем месте не позволяет определить действуют ли на работника при осуществлении трудовых обязанностей на данном рабочем месте опасные или вредные производственные факторы. Это может привести к возникновению угрозы жизни и здоровья данного работника. Если работник фактически работает во вредных условиях труда, при непроведенной СОУТ, то ему причинен и имущественный ущерб, так как непроведение СОУТ лишает работника права на гарантии и компенсации за работу во вредных или опасных условиях. Просила постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Изучив доводы жалобы, заслушав заключение старшего помощника прокурора Кировского района г. Хабаровска Лозовицкой А.А., проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Частью 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение.

Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Статьей 212 ТК РФ определено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Абзацем 11 части 2 статьи 212 ТК РФ установлено, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются вступившим в силу с 01 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

На основании частей 1, 2 и части 4 статьи 8 Закона о специальной оценке условий труда, обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагается на работодателя, итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ; специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 указанного Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора; специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании решения прокурора от 07.02.2019 с целью соблюдения требований трудового законодательства, в том числе Трудового кодекса РФ, Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации, в связи с указанием прокурора края об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о занятости защиты от безработицы, трудового законодательства в части полноты и своевременности выплаты заработной платы, прокуратурой Кировского района г.Хабаровска в период с 07 февраля по 01 марта 2019 года проведена проверка в отношении ООО «СпецТехРесурс-ДВ», по результатам которой выявлены нарушения требований трудового законодательства в части непроведения специальной оценки условий труда на всех рабочих местах и 22.02.2019 ООО «СпецТехРесурс-ДВ» прокурором внесено представление об устранении нарушений требований Трудового кодекса РФ (л.д. 11-13).

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ООО «СпецТехРесурс-ДВ» дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ и привлечения его к ответственности.

Факт совершения ООО «СпецТехРесурс-ДВ» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, его виновность подтверждены имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 01.03.2019; решением о проведении проверки от 07.02.2019; представлением об устранении нарушений требований Трудового кодекса РФ от 22.02.2019; копией договора № 0263/СОУТ от 19.02.2019 по выполнению работ по специальной оценке условий труда; копией объяснения Кузнецова Д.В. от 19.02.2019; копией штатного расписания от 09.01.2018; сведениями о застрахованных лицах; Уставом; Выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «СпецТехРесурс-ДВ» и иными материалами дела.

Кроме того, данный факт по существу в жалобе не оспаривается.

Таким образом, вывод должностного лица административного органа о виновности ООО «СпецТехРесурс-ДВ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, является правильным.

Доказательств, подтверждающих наличие объективных причин, препятствовавших выполнению требований законодательства, материалы дела не содержат.

Доводы жалобы не ставят под сомнение наличие в действиях ООО «СпецТехРесурс-ДВ» объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а также законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного ООО «СпецТехРесурс-ДВ» административного правонарушения. Так, в силу ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В связи с чем, доводы жалобы в этой части являются несостоятельными.

Ссылка защитника в жалобе на исполнение предписания об устранении выявленных нарушений, путем заключения 19.02.2019 договора на выполнение работ по специальной оценке условий труда и отсутствии причинения вреда и имущественного ущерба не исключает вины юридического лица в инкриминируемом правонарушении.

Таким образом, ООО «СпецТехРесурс-ДВ являясь работодателем для работников предприятия обязано было соблюдать трудовое законодательство, исходя из положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, у Общества имелась возможность для соблюдения норм трудового законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, доводы жалобы являются несостоятельными.

Жалоба не содержит доводов, опровергающих законность оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении, и оснований к отмене постановления, предусмотренных ст. 30.7 КоАП РФ, не имеется.

Вместе с тем, имеются основания для изменения постановления должностного лица административного органа в части назначенного наказания.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ судья по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении вправе вынести решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении наказания учитываются характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Факт совершения ООО «СпецТехРесурс» административного правонарушения должным образом установлен, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Рассматривая вопрос о справедливости назначенного Обществу наказания, прихожу к выводу, что по сути, Общество нарушило одно положение ТК РФ выразившееся в непроведении специальной оценки условий труда, отягчающих обстоятельств при рассмотрении дела не установлено, в качестве смягчающего обстоятельства следует учесть привлечение впервые к административной ответственности, Общество является субъектом малого предпринимательства, к тому же на момент вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и вынесения постановления должностным лицом административного органа о привлечении к административной ответственности Общество заключило договор на выполнение работ по специальной оценке условий труда.

Следовательно, вывод должностного лица административного органа об отсутствии смягчающих наказание обстоятельств, является неверным, а доводы жалобы в этой части обоснованными.

Санкция ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает в качестве альтернативного наказания предупреждение.

Вместе с тем, должностным лицом сделан вывод о том, что оснований для назначения обществу административного наказания в виде предупреждения не имеется. Однако, с указанным выводом согласиться нельзя по вышеизложенным основаниям.

При таких обстоятельствах, назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа в сумме 60 000 рублей, не соответствует характеру совершенного им правонарушения, его материальному положению, характеру деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела, мнения прокурора, полагаю возможным назначенное Обществу наказание в виде административного штрафа изменить на предупреждение.

Административное наказание в виде предупреждения будет отвечать принципам справедливости и соразмерности совершенному ООО «СпецТехРесурс-ДВ» правонарушению.

Существенных процессуальных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и жалобу на постановлении, не допущено.

Допущенная инспектором труда Государственной инспекции труда описка в постановлении в части указания года его вынесения не является основанием к его отмене, поскольку материалами дела подтверждается факт его вынесения именно 22.03.2019г. и подлежит исправлению в порядке ст. 29.12.1 КоАП РФ.

С учетом изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Хабаровском крае от 22 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ООО «СпецТехРесурс-ДВ» - изменить.

Назначенное ООО «СпецТехРесурс-ДВ» наказание в виде штрафа изменить, назначив наказание в виде предупреждения, исключив указание о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 60000 рублей.

В остальной части постановление государственного инспектора труда ГИТ в Хабаровском крае от 22 марта 2019 года оставить без изменения.

Жалобу защитника Кузнецова Д.В. – удовлетворить частично.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Кировский районный суд г. Хабаровска.

Судья (подпись)

Копия верна, Судья С.Н. Опалей

<данные изъяты>

<данные изъяты>