Дело № 12-150/2020 (УИД: 10RS0005-01-2020-000471-78)
Р Е Ш Е Н И Е
гор. Костомукша 25 июня 2020 года
Судья Костомукшского городского суда Республики Карелия Е.С. Бехтерев,
при секретаре И.П. Шапковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Костомукшского городского суда Республики Карелия жалобу муниципального казенного предприятия «Горводоканал Костомукшского городского округа» на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Тирронен Эльвиры Энверовны от 23 марта 2020 года № 10-01/2020/017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ в отношении заявителя,
у с т а н о в и л:
постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Тирронен Э.Э. от 23 марта 2020 года № 10-01/2020/017 МКП «Горводоканал КГО» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
С вынесенными постановлениями должностного лица не согласно МКП «Горводоканал КГО». В поданной в Костомукшский городской суд РК жалобе, просит постановление № 10-01/2020/017 от 23 марта 2020 года отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава вменяемого административного правонарушения. Требования мотивированы тем, что в соответствии с ч. 4 ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (в редакции, действующей с 01 января 2019 года), нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I и II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории, сточные воды, сбрасываемые в оз. Контокки-ярви, не содержат загрязняющих веществ I и II класса опасности. Предприятием осуществлялся сброс сточных вод в оз. Контокки-ярви, соответствующих предъявляемым нормативным требованиям. Само по себе наличие в сбросах веществ, превышающих предельные показатели, не является доказательством наличием причинно-следственной связи между действиями по сбросу и ухудшением состояния воды водоема.
Юридическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - МКП «Горводоканал КГО» своего представителя не направило, извещено надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Каких-либо ходатайств, в том числе об отложении разбирательства дела, не заявлено.
Должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, - старший государственный инспектор отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Тирронен Э.Э. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Заявила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, материалы дела об административном правонарушении № 10-01/2020/011, оценив доказательства в их совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ст. 8.33 КоАП РФ наступает за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов и влечет административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», ст. 22 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» при строительстве и иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Данная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ.
Частью 4 ст. 35, ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ предусмотрено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать вреда окружающей среде.
В силу п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов ПДК вредных веществ в водных объектах).
В соответствии с п. 2 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Федеральный закон № 7-ФЗ) юридические лица, осуществляющие эксплуатацию сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды, в том числе на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и сбросов загрязняющих веществ.
В судебном заседании установлено, что на основании решения Министерством природных ресурсов и экологии РК от 13 декабря 2017 г. № 342 МКП «Горводоканал Костомукшского городского округа» предоставлен для использования в промышленных целях (сброс сточных, в том числе дренажных, вод) водный объект - озеро Контокки-ярви (место сброса сточных вод: 64°35"43.8" С.Ш. 30°33"21.3" В.Д.). Срок водопользования установлен по 27 августа 2020 года.
Подпунктом 14 п. 2.3. Решения предусмотрено, что вода в оз. Контокки-ярви в месте сброса сточных, в том числе дренажных, вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать Нормативам качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13 декабря 2016 г. № 552: нефтепродукты - 0.05 мг/дм3; ион аммония - 0.5 мг/дм3; нитрит анион - 0.08 мг/дм3; нитрат ион - 40 мг/дм3; железо общ. - 0.1 мг/дм3; сульфаты - 100 мг/дм3; сухой остаток -1000 мг/дм3; хлориды - 300 мг/дм3; фосфаты - 0.05 мг/дм3; содержание взвешенных веществ в контрольном створе не должно увеличиваться по сравнению с естественными условиями более чем на 0.25 мг/дм3; БПКполн. не должно превышать 3 О2/дм3; водородный показатель (pН) не должен выходить за пределы 6.5-8.5, растворенный кислород должен быть не менее 6.0 мг/дм3; вода водного объекта в контрольном створе не должна оказывать хронического токсического действия на тест-объекты.
По результатам рассмотрения отчета МКП «Горводоканал КГО» о выполнении им условий водопользования за IV квартал 2019 года установлено, что предприятием допущено превышение нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ в сточных водах, сбрасываемых в оз. Контокки-ярви, в соответствии протоколом результатов количественного химического анализа воды от 22 ноября 2019 г. № 1976.19.01 (В), по таким показателям как: алюминий - в 5,75 раза (фактически 0,23 мг/дм3, норматив - 0,04 мг/дм3).
В соответствии с протоколом результатов количественного химического анализа воды от 22 ноября 2019 г. № 1974.19.01 (В) в воде водного объекта (озеро Контокки-ярви) в месте сброса сточных вод наблюдается превышение ПДК вредных веществ для рыбохозяйственных водоемов по следующим показателям: алюминий - в 3,25 раза (фактически 0,13 мг/дм3, норматив - 0,04 мг/дм3), железо - в 1,9 раза (фактически 0,19 мг/дм3, норматив - 0,1 мг/дм3).
В связи с этим в отношении МКП РК «Горводоканал Костомукшского городского округа» возбуждено дело об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.33 КоАП РФ.
Постановлением от 23 марта 2020 г. № 10-01/2020/017 МКП РК «Горводоканал Костомукшского городского округа» привлечено к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Указанные обстоятельства и вина МКП «Горводоканал КГО» в совершении административных правонарушений подтверждаются протоколами об административных правонарушениях, решением о предоставлении водного объекта в пользование; ситуационным планом; программой регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной; сведениями ЕГРЮЛ; отчетом предприятия о выполнении условий использования водного объекта со сведениями о качестве сточных вод за IV квартал 2019 года по форме 3.3; протоколами лабораторных исследований; иными материалами дела, которым должностным лицом дана правовая оценка на предмет их допустимости, достоверности, достаточности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доказательств наличия объективных причин невозможности соблюдения МКП «Горводоканал Костомукшского городского округа» требований природоохранного законодательства Российской Федерации в материалы дела не представлены.
Доводы жалобы о недоказанности причинно-следственной связь между действиями предприятия по сбросу и ухудшением состояния воды оз. Контокки-ярви нахожу несостоятельными.
Несмотря на то, что 01 января 2019 года отдельной процедуры утверждения органами государственной власти нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объектов III категории, а также необходимости получения данными объектами утвержденных уполномоченными органами государственной власти соответствующих разрешений и документов, законодательством РФ, не предусмотрено, однако указанные изменения законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды не исключают обязанности хозяйствующего субъекта осуществлять свою деятельность на основании полученного ранее разрешения на сброс загрязняющих веществ.
В соответствии с Протоколом от 01 июля 2016 г. № 10 комиссии Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству по установлению категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них, оз. Контокки-ярви относится к водным объектам высшей категории рыбохозяйственного значения.
В силу ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
На основании ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 166-ФЗ нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ.
Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения утверждены приказом Минсельхоза России от 13 декабря 2016 г. № 552.
Таким образом, обоснованным является вывод должностного лица о том, что сброс недостаточно очищенных сточных вод с превышением максимального содержания загрязняющих веществ представляет угрозу для среды обитания водных биологических ресурсов.
При этом, п. 11 ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что в отношении объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов установление НДС независимо от категории объекта по ряду загрязняющих веществ, в том числе аммоний-ион, алюминий (постановление Правительства РФ от 13 июля 2019 г. № 891 «Об утверждении Правил проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду»).
С учетом изложенного в действиях МКП «Горводоканал КГО» должностным лицом правомерно усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ.
Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, прихожу к выводу о том, что рассматриваемое правонарушение несет существенную угрозу охране окружающей среды и природопользования, в связи с чем оснований для назначения наказания в виде предупреждения не имеется. Также отсутствуют основания для признания правонарушения малозначительным.
Административное наказание назначено с соблюдением требований ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в соответствии с минимальной санкцией ст. 8.33 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, тяжести административного правонарушения, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Порядок и установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом допущено не было.
С учетом изложенного, постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Тирронен Э.Э. от 23 марта 2020 года № 10-01/2020/017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, в отношении МКП «Горводоканал Костомукшского городского округа» является законным и обоснованным.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Тирронен Эльвиры Энверовны от 23 марта 2020 года № 10-01/2020/018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, в отношении муниципального казенного предприятия «Горводоканал Костомукшского городского округа» оставить без изменения, а жалобу МКП «Горводоканал Костомукшского городского округа» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение десяти суток с момента получения копии решения суда через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья подпись Е.С. Бехтерев