Дело № 12-150/2021
УИД 18RS0005-01-2021-002045-22
Р Е Ш Е Н И Е
14 июля 2021 года г. Ижевск
Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего – судьи Черединовой И.В.,
с участием прокурора – Пушиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе защитника Тойдоровой Е.В. на постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Устиновского района г. Ижевска от 20 апреля 2021 г. о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 20.2 ч. 5 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
В отношении несовершеннолетнего ФИО1М-Р. составлен протокол № 665696 от 05.02.2021 г. об административном правонарушении по ст. 20.2 ч. 5 КоАП РФ.
Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Устиновского района г. Ижевска от 20 апреля 2021 г. ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 20.2 ч. 5 КоАП РФ, со взысканием административного штрафа в размере 5.000 руб. с законного представителя ФИО2
Защитник ФИО1 - адвокат по ордеру Тойдорова Е.В. в жалобе просит постановление и определение отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения. Полагает, что ФИО1 31.01.2021 г. случайно оказался на Центральной площади г. Ижевска, где проходил несанкционированный митинг в поддержку Навального, покинуть место проведения митинга и выполнить требования сотрудников полиции возможности не имел, по причине помещения митингующих в оцепление сотрудниками полиции. Доказательств о том, что проводимое мероприятие имело статус несанкционированного митинга, материалы дела не содержат. Считает постановление незаконным и подлежащим отмене, как вынесенное с существенным нарушением норм материального и процессуального права, отсутствия доказательств факта совершения ФИО1 административного правонарушения. Полагает, что имеются недостатки, влекущие возвращение протокола об административном правонарушении, лицу его составившему. Считает, что заседание комиссии проведено с нарушением процедуры, предусмотренной КоАП РФ, не соответствует состав комиссии фактическим данным. Прокурор о дне, времени и месте рассмотрения административного дела не извещен. Административное дело возбуждено неуполномоченным на то лицом. Просит отменить постановление и определение Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Устиновского района г. Ижевска, производство по делу прекратить.
В судебном заседании ФИО1 и его защитник адвокат по ордеру Тойдорова Е.В. на доводах жалобы настаивают в полном объеме, просят постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Устиновского района г. Ижевска – по доверенности ФИО3 с доводами жалобы защитника не согласна в полном объёме, полагает, что постановление законно и обоснованно.
Помощник прокурора Устиновского района Пушина Е.В. в судебном заседании полагает, что комиссией в ходе рассмотрения допущены процессуальные нарушения, которые влекут безусловную отмену постановления и возвращения административного материала на новое рассмотрением.
Суд, выслушав позицию участников процесса, заключение прокурора, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, приходит к следующему.
При рассмотрении дела установлено, что в отношении ФИО1М-Р. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренному ст. 20.2 ч. 5 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а, именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Из материалов административного дела следует, что 31 января 2021 г. в период времени с 12.20 час. до 12.50 час. ФИО1, якобы, принял участие в несогласованном публичном мероприятии в форме митинга на территории Центральной площади у <...> напротив кафе «KFS», совместно с другими участниками несанкционированного митинга, игнорируя требования уполномоченных должностных лиц Управления МВД России по г. Ижевску о прекращении несанкционированного митинга, умышленно продолжая свое участие в несогласованном публичном мероприятии - несанкционированном митинге, чем нарушил п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ.
Действия ФИО1 квалифицированы по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть отменено и дело возвращено на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных указанным кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пп. 24.1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов создания административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации.
Согласно постановлению от 20.04.2021 г. заседание комиссии проходило в следующем составе: ФИО4, ФИО5, ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 Отсутствуют члены комиссии ФИО12, ФИО13, ФИО14 Помощник прокурора не явился.
Из протокола Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Устиновского района г. Ижевска следует, что заседание начато 29.03.2021 г. в 13.30 час. в составе: ФИО4, ФИО5, ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО14, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО13, члены комиссии ФИО15, ФИО16, ФИО12 отсутствуют, с участием помощника прокурора Пушиной Е.В.
В ходе рассмотрения, заседание комиссии отложено на 20.04.2021 г. в 13.00 час., в указанные дату и время заседание комиссии продолжено в составе: ФИО4, ФИО3, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 и ФИО11 Отсутствуют члены комиссии – ФИО12, ФИО13 ФИО14, ФИО5, ФИО6 Во время заседания комиссии явились в 13.45 час. члены комиссии ФИО5 и ФИО6
При решении вопроса о привлечении ФИО1М-Р. к административной ответственности в голосовании участвовали 8 членов комиссии, ФИО6 и ФИО5 участие в голосовании не принимали.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.11.2013 г. № 995 «Об утверждении примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности определяется законодательством субъекта Российской Федерации.
Деятельность комиссий основывается на принципах законности, демократизма, поддержки семьи с несовершеннолетними детьми и взаимодействия с ней….
Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.11.2013 г. № 995 «Об утверждении примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»:
пункт 8 - в состав комиссии входят председатель комиссии, заместитель (заместители) председателя комиссии, ответственный секретарь комиссии и члены комиссии;
членами комиссии являются руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики, а также могут являться представители иных государственных (муниципальных) органов и учреждений, представители общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, депутаты соответствующих представительных органов, другие заинтересованные лица.
председателем, заместителем председателя, ответственным секретарем и членом комиссии может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.
пункт 12 - члены комиссии обладают равными правами при рассмотрении и обсуждении вопросов (дел), отнесенных к компетенции комиссии,
пункт 15 - заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов. Члены комиссии участвуют в ее заседании без права замены;
пункт 17 – решение комиссии принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии;
пункт 17.1 - при голосовании член комиссии имеет один голос и голосует лично
пункт 17.3 – в протоколе заседания комиссии указываются, в том числе, сведения о присутствующих и отсутствующих членах комиссии, иных лицах, присутствующих на заседании; результаты голосования по вопросам, обсуждаемым на заседании комиссии.
В соответствии с указанным постановлением Правительством Удмуртской Республики № 623 от 23.12.2020 г. утверждено Положение о муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Удмуртской Республике.
Решениями Городской Думы г. Ижевска от 26.06.2008 г. № 428, от 26.11.2020 г. № 48,от 13.04.2021 г. № 48 утверждены количественные и персональные составы Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании «Город Ижевск».
Из протокола заседания комиссии следует, что 29 марта 2021 г. и 20 апреля 2021 г. при продолжении заседания участвует иной поименно состав комиссии.
Указанное выше позволяет сделать вывод, о незаконности состава комиссии ввиду произошедшей замены членов комиссии при рассмотрении одного и того же материала о привлечении лица к административной ответственности, соответственно, результат голосования членов комиссии является недействительным.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования главы 29 КоАП РФ не соблюдены.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы может быть принято решение об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение коллегиального органа в случае существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что данные нарушения являются существенными, затрагивают процессуальные гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности, на всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела, полагаю, что обжалуемые постановление административного органа подлежат отмене.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает необходимым постановление о привлечении к административной ответственности отменить и возвратить на новое рассмотрение в орган, правомочному рассмотреть дело, в связи с наличием существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных указанным кодексом, так как указанные нарушения не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В свою очередь, разрешая вопрос об отмене постановления на основании указанной нормы, суд принимает во внимание то обстоятельство, что вменяемое правонарушение датировано 31.01.2021 г. и в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения решения не истек.
Суд не анализирует доводы жалобы в части виновности либо невиновности ФИО1М-Р. в связи с тем, что они должны быть исследованы и оценены Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Устиновского района г. Ижевска при новом рассмотрении.
Hа основании изложенного, pуководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Устиновского района г. Ижевска от 20 апреля 2021 г. о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 20.2 ч. 5 КоАП РФ, и определение об определении порядка оплаты административного штрафа от 20.04.2021 г. отменить, жалобу адвоката Тойдоровой Е.В. удовлетворить частично.
Административное дело в отношении ФИО1М-Р. о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 20.2 ч. 5 КоАП РФ, возвратить Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Устиновского района г. Ижевска на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня получения копии судебного акта через суд вынесший настоящее решение.
Судья Устиновского районного суда
гор. Ижевска Удмуртской Республики – Черединова И.В.