Дело № 12-7/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Туапсе «20» января 2022 года
Судья Туапсинского городского суда Краснодарского края Кошевой B.C.,
при секретаре судебного заседания Пахомовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя генерального директора по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды ООО «РН-Туапсинский НПЗ» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) МПГ по делу об административном правонарушении от 07.07.2021 г.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) МПГ№ от 07.07.2021 заместитель генерального директора по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды ООО «РН-Туапсинский ПНЗ» ФИО1 привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 2 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в Туапсинский городской судс жалобой на постановление, просит его отменить, производство по делу прекратить, мотивировав, свои требовании тем, что считает данное постановление о назначении наказания незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии с 4.1 ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. В соответствии с приказом Общества № от 27.03.2019 г. назначены ответственные лица за соблюдение требований в области охраны окружающей среды, организацию и осуществление работ по обращению с отходами производства и потребления 1-5 классов опасности, безопасное содержание и эксплуатацию мест накопления отходов, проведение производственного контроля в области обращения с отходами, т.е. ответственные лица осуществляют соблюдение требований в области охраны окружающей среды и управление отходами производства и потребления в определенных структурных подразделениях Общества согласно действующего законодательства, а также ЛНД Общества и Компании.
Приказом №-Л от 12.03.2020 г. на должность заместителя генерального директора по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды назначен ФИО1 Согласно доверенности № от 23.12.2020 г. ФИО1 уполномочивается от имени Общества принимать эколого-значимые решения. Заместитель генерального директора по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды имеет подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Предъявленные ЮМУ Росприроднадзора требования являются не законными и не обоснованными.
Проведение государственной экологической экспертизы в отношении представленной проектной документации, в соответствии с Заключением ГГЭ № в ЕГРЗ №2018 от 10.12.2018 ФАУ «Главгосэкспертиза России» лист 3 п. 1.4. «Сведения о заключении государственной экологической экспертизы» не предусмотрено.
По объектам указанным в п.2 Разрешения на строительство выдавались в период 2012-2013г. Государственная экспертиза корректировки ПД получена до 1 января 2019 года (10.12.2018 г.)
Заключение органа федерального государственного экологического надзора выдается с целью подтвердить что строительство (реконструкция) объекта капитального строительства осуществлено в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Кроме того подаватель жалобы ссылается на то, что приказ Росприроднадзора издан 28.06.2019г., а Разрешения на строительство выдавались в период 2012-2013г. Государственная экспертиза корректировки ПД получена до 1 января 2019 года (10.12.2018 г.).
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
На момент выдачи разрешения на строительство выдача заключений органа федерального государственного экологического надзора в отношении объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории не требовались, соответственно Заключение органа федерального государственного экологического надзора в отношении указанных объектов также не требуется. В связи с чем просит отменить спорное постановление, производство по делу прекратить.
В судебное заседание представитель заместитель генерального директора по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды ООО «РН-Туапсинский НПЗ» ФИО1, не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель Южного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора), не явился, просили оставить постановление по делу об административном правонарушении без изменения, а жалобу без удовлетворения, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным по изложенным в возражениях доводам.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, заслушав участников процесса, суд находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При рассмотрении жалобы на постановление судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
По части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
При рассмотрении настоящей жалобы судом установлено, что Южным межрегиональным Управлением (Росприроднадзора) в период с 12.05.2021 г. по 08.06.21 г. проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «РН-Туапсинский НПЗ».
В соответствии с Приказом №-Л от 12.03.2020 г., заместителем генерального директора по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды ООО «РН-Туапсинский НПЗ» ФИО1.
В соответствии с п. 2.1 «Должностной инструкции...», заместитель генерального директора по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды обязан обеспечить работы в Обществе по охране окружающей среды.
ООО «РН-Туапсинский НПЗ» является нефтеперерабатывающим предприятием мощностью свыше 12 млн. тонн, производящим из него на существующем оборудовании различные виды жидкого и газообразного топлива.
Предприятие осуществляет деятельность по адресу: . ООО «РН-Туапсинский НПЗ» расположен на одной производственной площадке северо-восточной части , кадастровый номер земельного участка №, категория земель: земли населенных пунктов (под производственную территорию).
В соответствии со ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране остужающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
ООО «РН-Туапсинский НПЗ» представлен Приказ № от 27.03.2019 в соответствии с которым ответственными лицами за соблюдение требований в области охраны окружающей среды, организацию и осуществление работ по обращению с отходами производства и потребления 1-5 классов опасности, безопасное содержание и эксплуатацию мест накопления отходов, проведение производственного экологического контроля в области обращения с отходами являются:
Цех очистных сооружений - начальник цеха. Приказом №-Л от 29.10.2020 начальником цеха очистных сооружений назначен ФИО2. При этом, согласно Протокола №И от 28.05.2021 АНО ДПО «Центра подготовки, переподготовки и повышения квалификации «Кубанский», ОЕЛ прошел обучение по программе «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления».
Цех № «Первичная переработка нефти» - начальник цеха. Приказом №-Л от 22.01.2021 начальником технологического цеха № первичной переработки нефти назначен НРВ. При этом, согласно Протокола №И от 28.05.2021 АНО ДПО «Центра подготовки. переподготовки и повышения квалификации «Кубанский», НРВ прошел обучение по программе «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления».
Участок складского хозяйства - начальник участка. Приказом №-Л от 05.06.2020 начальником складской базы назначен БДЭ. При этом, сведения о наличии у БДЭ подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности при проведении проверки юридическим лицом ООО «РН-Туапсинский НПЗ» не представлены.
Здравпункт - заведующая здравпунктом. Приказом №-Л от 11.05.2021 заведующей здравпунктом назначена МЕЭ. При этом, сведения о наличии у МЕЭ подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности при проведении проверки юридическим лицом ООО «РН-Туапсинский НПЗ» не представлены, отсутствуют.
Таким образом, при проведении проверки установлено, что в нарушение ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридическое лицо ООО «PH-Г уапсинский НПЗ» по адресу: . 1 4кол объекта HBOC №П) осуществлялась деятельность: в период с 22.01.2021 без специальной подготовки начальника технологического цеха № первичной переработки нефти НРВ в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; в период с 05.06.2020 по настоящее время без специальной подготовки начальника складской базы БДЭ в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; в период с 11.05.2021 по настоящее время без специальной подготовки заведующей здравпунктом МЕЭ в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Указанное является несоблюдением должностным лицом ООО «РН-Туапсинский НПЗ» ФИО1 экологических требований при вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Кроме того, в ходе проведения проверки в отношении ООО «РН-Туапсинский НПЗ» в рамках межведомственного взаимодействия, администрацией Туапсинского городского поселения Туапсинского района представлена информация «о наличии действующих разрешений на строительство у ООО «РН-Туапсинский НПЗ»», а также «о вводе объектов в эксплуатацию»:
Разрешение на строительство № Ремонтно-механический цех. Инженерная база. (гит. 840-01). Проектная документация «ПИР. Новый нефтеперерабатывающий завод» по теме: корректировка проектной документации «Новый НПЗ мощностью 12 млн. т/год на территории ООО «РН-Туапсинский НПЗ», состоящей из II-ой и III-ей очередей строительства объектов ООО «РН-Туапсинский НПЗ» и разработка проектной документации по объекту: «Комбинированная установка №. Объект 110-10. Секция 5000-Флексикокинг». Положительное заключение государственной экспертизы № в ЕГРЗ №2018 от 10.12.2018. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № от 11.03.2019.
Разрешение на строительство № узел фильтрации реактивного топлива (тит. 910-06). Проектная документация «ПИР. Новый нефтеперерабатывающий завод» по теме: корректировка проектной документации «Новый НПЗ мощностью 12 млн. т/год на территории ЮЮ «РН-Туапсинский НПЗ», состоящей из II-ой и III-ей очередей строительства объектов ООО «РН-Туапсинский НПЗ» и разработка проектной документации по объекту: «Комбинированная установка №. Объект 110-10. Секция 5000-Флексикокинг». Положительное заключение государственной экспертизы № в ЕГРЗ № от 10.12.2018. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № от 05.03.2019.
Разрешение на строительство RU23534110-649 Распределительный пункт (тит. 871-03). Проектная документация «ПИР. Новый нефтеперерабатывающий завод» по теме: корректировка проектной документации «Новый НПЗ мощностью 12 млн. т/год на территории ООО «РН-Тупсинский НПЗ», состоящей из II-ой и III-ей очередей строительства объектов ООО «РН- Туапсинский НПЗ» и разработка проектной документации по объекту: «Комбинированная установка №. Объект 110-10. Секция 5000-Флексикокинг». Положительное заключение государственной экспертизы № в ЕГРЗ №2018 от 10.12.2018. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № от 01.03.2019.
В соответствии с частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 года № 190-ФЗ установлено, что федеральный государственный экологический надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.
В соответствии с п. 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по результатам федерального государственного экологического надзора осуществляет выдачу заключения федерального экологического надзора.
В соответствии с п. 9 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода объекта в эксплуатацию необходимо заключение федерального государственного экологического
В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 28.06.2019 № 347 «Об утверждении методических рекомендаций по выдаче Федеральной службой по надзору в сфере природопользования заключений органа федерального государственного экологического надзора в отношении объектов капитального строительства» пунктом 2 Рекомендаций определена процедура осуществления федерального государственного экологического надзора и выдачи заключений органа федерального государственного экологического надзора в отношении: объектов капитального строительства, расположенных: в исключительной экономической зоне Российской Федерации; на континентальном шельфе Российской Федерации; во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации; на землях особо охраняемых природных территорий; на искусственных земельных участках на водных объектах; объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.
Выдача заключения органа федерального государственного экологического надзора осуществляется территориальным органом Росприроднадзора, на территории осуществления полномочий которого строятся, реконструируются объекты капитального строительства, относящиеся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, либо иным территориальным органом по поручению центрального аппарата Росприроднадзора.
ООО «РН-Туапсинский НПЗ» не обращалось в адрес Южного межрегионального управления Росприроднадзора за выдачей заключения органа федерального государственного экологического надзора по объектам капитального строительства:
Ремонтно-механический цех. Инженерная база. (тит. 840-01). Проектная документация ПИР. Новый нефтеперерабатывающий завод» по теме: корректировка проектной документации «Новый НПЗ мощностью 12 млн. т/год на территории ООО «РН-Туапсинский НПЗ», состоящей из II-ой и III-ей очередей строительства объектов ООО «РН-Туапсинский НПЗ» и разработка проектной документации по объекту: «Комбинированная установка № 1. Объект 110-10. Секция 5000-Флексикокинг»;
Узел фильтрации реактивного топлива (тит. 910-06). Проектная документация «ПИР. Новый нефтеперерабатывающий завод» по теме: корректировка проектной документации «Новый №3 мощностью 12 млн. т/год на территории ООО «РН-Туапсинский НПЗ», состоящей из II-ой и III-ей очередей строительства объектов ООО «РН-Туапсинский НПЗ» и разработка проектной документации по объекту: «Комбинированная установка № 1. Объект 110-10. Секция 5000- Флексикокинг»;
Распределительный пункт (тит. 871-03). Проектная документация «ПИР. Новый нефтеперерабатывающий завод» по теме: корректировка проектной документации «Новый НПЗ мощностью 12 млн. т/год на территории ООО «РН-Туапсинский НПЗ», состоящей из II-ой и III-ей очередей строительства объектов ООО «РН-Туапсинский НПЗ» и разработка проектной документации по объекту: «Комбинированная установка № 1. Объект 110-10. Секция 5000- Флкексикокинг».
Указанные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении должностным лицом – заместителем генерального директора по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды ООО «РН-Туапсинский НПЗ» ФИО1 требований в области охраны окружающей среды, при вводе в эксплуатациию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, а также требования пункта 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса, а именно объекты капитального строительства введены в эксплуатацию в отсутствии заключений федерального экологического надзора, что является несоблюдением экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Таким образом, административным органом было установлено, что указанные требования законодательства должностным лицом заместителем генерального директора по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды ООО «РН-Туапсинский НПЗ» ФИО1 выполнены не были.
Факт совершения административного правонарушения и виновность в его совершении подтверждаются следующими доказательствами: протоколом об административном нарушении № 04-23-387-П от 24.06.2021г., другими материалами дела, что является нистративным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП, иными доказательствами, которым была дана судебная оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия должностного лица – заместителя генерального директора по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды ООО «РН-Туапсинский НПЗ» ФИО1 правильно квалифицированы по ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении настоящего дела административным органом не нарушены требования ст. 1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости государственного инспектора, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности не нарушен, неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу заместителя генерального директора по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды ООО «РН-Туапсинский НПЗ» ФИО1 по делу не усматривается.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ, не установлено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены, административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая вышеизложенное, прихожу к выводу, что обжалуемое постановление является законным, обоснованным и оснований для его отмены или изменения не имеется.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления должностного лица не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу заместителя генерального директора по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды ООО «РН-Туапсинский НПЗ» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) МПГ по делу об административном правонарушении от 07.07.2021 г.- оставить без удовлетворения.
Постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) МПГ по делу об административном правонарушении от 07.07.2021 г. - оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента его получения в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Туапсинский городской суд.
Судья: ____подпись______
Копия верна:
Судья
Туапсинского городского суда ФИО3
Подлинник решения суда находится
в материалах дела № 12-7/2022
Туапсинского городского суда Краснодарского края
УИД 23RS0054-01-2021-001808-48