УИД 60RS0002-01-2021-003968-55
Судья Граненков Н.Е. Дело № 21-245/2021 Дело № 12-150/2021
П С К О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Псковского областного суда Малыгина Г.В.,
при секретаре Ищенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России № 2 по Псковской области ФИО1 на решение судьи Великолукского городского суда Псковской области от 04 октября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «<.....>» <Г.>, (дд.мм.гг.) года рождения,
УСТАНОВИЛ:
постановлением и.о.начальника Межрайонной ИФНС России № 2 по Псковской области ФИО1 от 19 августа 2021 года (****), генеральный директор ООО «<.....>» <Г.> признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Великолукского городского суда Псковской области от 04 октября 2021 года указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В жалобе, поданной в Псковский областной суд, и.о.начальника Межрайонной ИФНС № 2 по Псковской области ФИО1 ставит вопрос об отмене решения судьи городского суда и оставлении без изменения постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного должностным лицом налогового органа. В обоснование жалобы указывает на то, что наличие акта по результатам документарной проверки соблюдения валютного законодательства не является обязательным условием для привлечения лица к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ. Информация о фактах, образующих событие административного правонарушения, получена по запросу, направленному на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». В рассматриваемой ситуации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение нарушения валютного законодательства, ответственность за которое предусмотрена нормами КоАП РФ, должностным лицом налогового органа, уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении, послужило поводом для возбуждения дела об административном правонарушении.
Также указывает, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела <Г.> был надлежащим образом и заблаговременно извещен, нарушений его прав должностным лицом налогового органа не допущено.
Полагает, что налоговым органом доказаны правовые и фактические основания для привлечения генерального директора ООО «<.....>» <Г.> к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В возражениях на жалобу <Г.> указал, что решение Великолукского городского суда является законным и обоснованным, уполномоченным органом при составлении протокола были допущены существенные нарушения процессуальных требований, также налоговым органом был нарушен Административный регламент, утвержденный Приказом ФНС РФ от 26 августа 2019 года №ММВ-7-17/418с.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 2 по Псковской области ФИО2 в судебном заседании доводы жалобы поддержал, пояснил, что соответствующий запрос был направлен налоговым органом в рамках предпроверочного анализа, результаты которого послужили основанием для назначения последовавшей проверки. Первичная информация о наличии в штате ООО «Велзабудова» иностранных граждан (<В.> и <Г.>), послужившая поводом для направления запроса, получена из представленных Обществом справок формы 2-НДФЛ.
В судебном заседании <Г.> и его защитник <М.> возражали относительно доводов жалобы.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В силу подпункта «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании и валютном контроле) под валютной операцией понимается приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен частью 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании и валютном контроле.
Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена; в перечень исключений такая выплата не входит.
Следовательно, выдача юридическим лицом иностранному работнику заработной платы не через банковский счет в уполномоченном банке образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ООО «<.....>», ИНН (****), ОГРН (****), юридический адрес: <****>, с 27 апреля 2009 года состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 2 по Псковской области, с 07 апреля 2018 года его директором является <Г.>.
15 февраля 2021 года заместителем начальника Межрайонной ИФНС России № 2 по Псковской области ФИО3 в адрес ООО «<.....>» в соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о валютной регулировании и валютном контроле направлен запрос о предоставлении документов и информации (****), которым истребованы документы, относящиеся к трудоустройству граждан Республики Беларусь <Г.> и <В.> и выплате им заработной платы (способу выплаты), сведения о наличии у них вида на жительство в Российской Федерации (л.д. 15).
На основании представленных по запросу ООО «<.....>» документов: приказа № (****)-к от 30 апреля 2014 года, трудового договора (****) от (дд.мм.гг.) и дополнительных соглашений к нему от 09 января и (дд.мм.гг.), расходного кассового ордера (****) от (дд.мм.гг.), платежной ведомости (****) от (дд.мм.гг.) – установлено, что по трудовому договору от (дд.мм.гг.) гражданка Республики Беларусь <В.> является работником ООО «<.....> и (дд.мм.гг.) ей произведена выплата заработной платы из кассы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации по расходному кассовому ордеру (****) от (дд.мм.гг.) размере 4225 рублей.
Осуществление ООО «<.....>» расчетов по валютой операции в наличной форме, минуя банковские счета в уполномоченных банках, послужило основанием для привлечения директора ООО «<.....>» <Г.> к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ постановлением и. о. начальника Межрайонной ИФНС России № 2 по Псковской области ФИО1 от 19 августа 2021 года.
В ходе рассмотрения дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом налогового органа, судья Великолукского городского суда установил, что решение о проведении проверки соблюдения ООО «<.....>» валютного законодательства и актов органов валютного контроля принято налоговым органом (дд.мм.гг.) в форме поручения заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 2 по Псковской области (****) на проведение проверки соблюдения валютного законодательства, и в этой связи пришел к выводу, что налоговым органом существенно нарушен порядок проведения проверки соблюдения ООО «<.....>» валютного законодательства, поскольку запрос о предоставлении документов и информации направлен в его адрес 15 февраля 2021 года до принятия решения о проведении документарной проверки.
При таких обстоятельствах использованные налоговым органом в качестве доказательств по делу об административном правонарушении документы, полученные вне рамок проводимой в отношении ООО «<.....>» документарной проверки соблюдения валютного законодательства, судья посчитал недопустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении и отменил постановление должностного лица налогового органа по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «<.....>» <Г.> в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Нахожу данные выводы судьи Великолукского городского суда необоснованными.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ к числу поводов к возбуждению дела об административном правонарушении отнесено непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
На основании части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В силу пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о валютном регулировании и валютном контроле органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
Процедуры назначения и проведения налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства регламентированы Административным регламентом осуществления Федеральной налоговой службой контроля и надзора за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам), утвержденным Приказом ФНС России от 26 августа 2019 года №ММВ-7-17/418с.
В соответствии с пунктами 18-20 Административного регламента основанием для начала административной процедуры по назначению проверки является получение из внутренних и (или) внешних источников (в том числе в ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок) документов и (или) информации, свидетельствующих о признаках нарушения валютного законодательства, а также о несоответствии проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений.
Административное действие по осуществлению предпроверочного анализа субъекта проверки и подготовке по результатам такого анализа поручения либо докладной записки о нецелесообразности проведения проверки заключается в изучении и анализе всех имеющихся в распоряжении налогового органа документов и (или) информации о деятельности субъекта проверки, связанных с осуществлением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям и иных документов и (или) информации.
Исходя из изложенного, налоговый орган вправе запрашивать и получать документы и информацию, которые необходимы для осуществления предпроверочного анализа субъекта проверки и принятия решения о целесообразности или нецелесообразности проведения проверки.
Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 года № 98.
При этом Закон о валютном регулировании и валютном контроле, названные Правила и Административный регламент не содержат положений, исключающих направление запроса информации и документов в рамках предпроверочного анализа. Это, в частности, следует из того, что они не содержат требований о включении ссылки на поручение о проведении проверки в направляемый запрос.
На основании изложенного, выводы судьи Великолукского городского суда о нарушении требований Закона о валютном регулировании и валютном контроле и Административного регламента при направлении должностным лицом налогового органа запроса о предоставлении документов и информации и о недопустимости представленных по запросу документов в качестве доказательств по делу об административном правонарушении не могут быть признаны обоснованными.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Указанные нарушения являются существенными и не позволяют признать решение судьи Великолукского городского суда Псковской области от 04 октября 2021 года, вынесенное по настоящему делу, законным.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения составляет 2 года.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Псковском областном суде настоящей жалобы срок давности привлечения директора ООО «<.....>» <Г.>, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, возможность возобновления производства по делу и правовой оценки действий названного лица утрачена. Иное бы ухудшило положение лица, в отношении которого производство по делу прекращено.
Вместе с тем, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 30 июня 2021 года, пересматривая в порядке статьи 30.9 КоАП РФ вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении не вступившее в законную силу решение судьи районного суда о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ) либо в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении, судья вышестоящего суда вправе вынести решение об отмене решения судьи районного суда и прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ), если установит, что производство по делу об административном правонарушении было необоснованно прекращено по одному из указанных выше оснований.
При изложенных обстоятельствах решение судьи Великолукского городского суда Псковской области от 04 октября 2021 года, вынесенное в отношении директора ООО «<.....>» <Г.> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 24.5, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья Псковского областного суда
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Великолукского городского суда Псковской области от 04 сентября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в отношении директора ООО «<.....><Г.> отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано, опротестовано путем подачи жалобы, принесения протеста непосредственно в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Псковского областного суда Г.В. Малыгина