ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-150/2023 от 14.06.2023 Советского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

<номер>

Р Е Ш Е Н И Е

14 июня 2023 года <адрес>

Судья Советского районного суда <адрес> Иноземцева Э.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Главного управления МЧС России по <адрес><ФИО>2 на постановление заместителя начальника Астраханской таможни от <дата> по делу об административном правонарушении в отношении Главного управления МЧС России по <адрес> о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя начальника Астраханской таможни <ФИО>3 от <дата><номер> ГУ МЧС России по <адрес> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере одной второй стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, что составляет сумму в размере 29 758 рублей 80 копеек.

Не согласившись с указанным постановлением, ГУ МЧС России по АО подана жалоба на постановление, согласно которой просят суд постановление Астраханской таможни отменить, производство по делу прекратить, ссылаются на нарушения процессуальных прав ГУ МЧС России по АО при рассмотрении дела об административном правонарушении. Кроме того, полагают, что в действиях ГУ МЧС России по АО отсутствует состав административного правоотношения, поскольку товары в виде строительных материалов ввезены на территорию Российской Федерации из Республики Туркменистан для борьбы с новой короновирусной инфекцией, в связи с чем, в силу своего целевого назначения подлежали немедленной бесплатной раздаче.

В судебном заседании представители ГУ МЧС России по АО <ФИО>4, <ФИО>5 доводы, изложенные в жалобе поддержала в полном объеме, просила суд жалобу удовлетворить, постановление Астраханской таможни, вынесенное в отношении ГУ МЧС России по АО отменить, производство по делу прекратить.

Представители Астраханской таможни <ФИО>6, <ФИО>7 против доводов жалобы возражали, представили письменные отзывы, просили жалобу оставить без удовлетворения, постановление без изменения.

Суд, выслушав представителей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, в том числе передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенной процедурой, другому лицу без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Судом установлено, что <дата> в зону деятельности таможенного поста Морской порт Оля Астраханской таможни на морском судне (паром) «Багтыяр» в адрес ГУ МЧС России по <адрес> из Республики Туркменистан прибыли 25 товарных партий «Гуманитарная помощь» для населения <адрес>.

В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от <дата><номер> «О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условий их помещения под такую таможенную процедуру» (далее - РКТС от <дата><номер>) ГУ МЧС России по <адрес> на таможенный пост Морской порт Оля Астраханской таможни представлен перечень на товары, используемые в качестве ДТ при помещении под специальную таможенную процедуру импорт 90.

В соответствии с представленным перечнем ГУ МЧС РФ по АО по ДТ <номер> продекларированы следующие товары «Гуманитарная помощь»:

товар <номер> - «карамельные конфеты - ak gar», код TH ВЭД ЕАЭС 170490710;

товар <номер> - «галетные печенья merjen». код TH ВЭД ЕАЭС 190531990;

товар <номер> - «галетные печенья mekdep», код TH ВЭД ЕАЭС:90531990;

товар <номер> - «сладкое печенье с начинкой dostluk» код TH ВЭД ЕАЭС 190531990;

товар <номер> - «галетные печенья hazar», код TH ВЭД ЕАЭС 190531990;

товар <номер> - «галетные печенья tazeau». код TH ВЭД ЕАЭС 190531990;

товар <номер> - «печенья harman молочные с сахаром», код TH ВЭД ЕАЭС 190531300;

товар <номер> - «очищенная питьевая вода akdepe в 1,5 л. пэт бутылках», код TH ВЭД ЕАЭС 220190000;

товар <номер> - «портландцемент марки ps 500-go-k 1», код TH ВЭД ЕАЭС 252329000;

товар <номер> - «кирпич газобетонный», код TH ВЭД ЕАЭС681011900;

товар <номер> - «шпатлевка грунтовочная», код TH ВЭД ЕАЭС 321410900;

товар <номер> - «шпаклевка финишная гипсовая», код TH ВЭД ЕАЭС 321410900;

товар <номер> - «труба полипропиленовая диаметром 110 мм, марки 3gex», код TH ВЭД ЕАЭС 391729000;

товар <номер> — «уголок полипропиленовый 50/90 мм марки 3gex», код TH ВЭД ЕАЭС 1740000;

товар <номер> - «труба гофра «Дарья» диаметром 18 мм марки ЕХ», код TH ВЭД ЕАЭС 1733000;

товар <номер> - «контейнер полипропиленовый марки DP-680 ЕХ». код TH ВЭД ЕАЭС 2410000

товар <номер> - «карбамид марки в», код TH ВЭД ЕАЭС 310210100;

товар <номер> - «полиэтилен марки а400 9 mfn 1325», код TH ВЭД ЕАЭС 390120900;

товар <номер> - «полипропилен марки lh5072-03», код TH ВЭД ЕАЭС 390210000;

товар <номер> - «рулонная вата», код TH ВЭД ЕАЭС 560121900;

товар <номер> - «медицинская вата», код TH ВЭД ЕАЭС 300590100;

товар <номер> - «майки текстильные белые», код TH ВЭД ЕАЭС 610910000;

товар <номер> - «томаты свежие», код TH ВЭД ЕАЭС 070200000;

товар <номер> - «морковь свежая», код TH ВЭД ЕАЭС 070610000;

товар <номер> - «капуста свежая», код TH ВЭД ЕАЭС 070490100.

При помещении рассматриваемых товаров под специальную таможенную процедуру (им 90) по ДТ <номер>, в целях подтверждения статуса товаров «Гуманитарная помощь» ГУ МЧС России по <адрес> предоставлены следующие документы: дарственный сертификат от <дата><номер>, письмо Министерства иностранных дел<адрес><номер>, перечень товаров, гарантийное обязательство от <дата><номер>. Для подтверждения страны происхождения товаров (Туркмения) гуманитарной помощи, предоставлены сертификаты о происхождении товаров.

Согласно представленному при декларировании товаров предварительному плану распределения товаров, передаваемых Республикой Туркменистан в качестве чрезвычайной помощи, часть товаров (продукты питания, медицинские материалы и текстильная продукция) подлежали последующей передаче в медицинские учреждения и изоляторы. Остальные товары(строительные материалы) подлежали размещению на складах ГУ МЧС России по

<адрес> в связи с необходимостью получения удостоверения, выдаваемого Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации, в целях подтверждения принадлежности ввезенного товара к гуманитарной и технической помощи (далее - удостоверение).

В соответствии с пунктом 3 Решения Комиссии Таможенного союза от <дата><номер> «О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условий их помещения под такую таможенную процедуру» (далее - решение <номер>) товары, перемещаемые через таможенную границу Союза и предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товары, предназначенные для бесплатной раздачи государственными органами, их структурными подразделениями или организациями, уполномоченными в соответствии с законодательством государств-членов, лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товары, необходимые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований, медицинских служб и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, организации и оказания медицинской помощи, включая медицинскую эвакуацию, помещаются под специальную таможенную процедуру без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования.

Товары, указанные в части первой настоящего пункта, помещенные под специальную таможенную процедуру и вывезенные с таможенной территории Союза, за исключением полностью потребленных, уничтоженных и бесплатно розданных, должны быть ввезены обратно на таможенную территорию Союза или помещены под иную таможенную процедуру в сроки, установленные таможенным органом исходя из заявленных декларантом целей и сроков использования таких товаров.

При необходимости передачи прав владения, пользования и распоряжения товарами, помещенными под специальную таможенную процедуру, за исключением бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, специальная таможенная процедура должна быть изменена на иную таможенную процедуру в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза до передачи прав владения, пользования и распоряжения такими товарами.

В целях завершения специальной таможенной процедуры в отношении товаров, ввезенных на территорию РФ в качестве гуманитарной помощи, оформленных в таможенном отношении по ДТ <номер>, ГУ МЧС России по <адрес><дата> на часть товаров в количестве 11 товаров: товар <номер> - «портландцемент»; товар <номер> - «строительные блоки кирпич»; товар <номер> - «шпатлевка грунтовочная белая»; товар; <номер> - «шпатлевка финишная гипсовая»; товар <номер> - «трубы полипропиленовые»; товар <номер>-«фитинги для соединения»; товар <номер> - «трубы гофрированные строительные»; товар <номер>-«контейнеры из пластмасс»; товар <номер> - «мочевина гранулированная»; товар<номер>-«полиэтилен высокой плотности»; товар <номер>-«полипропилен», на Новороссийский таможенный пост (Центр электронного декларирования) подана ДТ <номер>, однако <дата> должностным лицом таможенного поста в выпуске ДТ было отказано на основании п.п.2 п.1 ст. 125 ТК ЕАЭС (декларантом не выполнено требование таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации).

<дата> ГУ МЧС России по <адрес> в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от <дата><номер> «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары»(вместе с «Инструкцией о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары») подано на таможенный пост Морской порт Оля Астраханской таможни заявление (перечень товаров – кондитерские изделия, питьевая вода, томаты, морковь, капуста, текстильная продукция, вата) об оформлении.

По результатам проведенного анализа представленных документов, должностным лицом таможенного поста Морской порт Оля Астраханской таможни в соответствии с п.п.1, 3 п. 5 ст. 111 ТК ЕАЭС принято решение об отказе в регистрации декларации на товары спредставлением перечня (п.п.1 таможенная декларация подана таможенному органу, правомочному регистрировать таможенные декларации; п.п. 3 не соблюдена форма таможенного декларирования).

Учитывая положения п. 4 ст. 129 ТК ЕАЭС, <дата> в связи с не завершением ГУ МЧС России по АО в установленный срок специальной таможенной процедуры данная процедура была прекращена.

В мае 2021 года ГУ МЧС России по АО было получено удостоверение, выдаваемое Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ.

Однако, в период с октября 2021 года по июль 2022 год ГУ МЧС России по АО было подано 34 декларации на товары на Новороссийский таможенный пост с целью декларирования товаров – строительные материалы, которые в соответствии с удостоверением были признаны гуманитарной и технической помощью. По трем ДТ приняты решения об отказе в выпуске товаров, одной ДТ принято решение об отзыве по мотивированному обращению декларанта.

По результатам проведенного таможенным органом анализа было установлено, что по декларациям на товары, оформленным Новороссийким ЦЭД, были оформлены товары в количестве, не совпадающем с тем, который был заявлен в ДТ <номер>.

Письмом ГУ МЧС России по АО от <дата> № ИВ-218-3861 в Астраханскую таможню была представлена информация о том, что часть товаров (техническая помощь) была переданы в учреждения здравоохранения <адрес> в соответствии с передаточными актами на основании договоров о передаче товаров в виде безвозмездной технической помощи от <дата> в апреле 2021 года.

При этом, удостоверение, выдаваемое Комиссией по вопросам международной I гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации, было получено ГУ МЧС по <адрес> в мае 2021 года, а декларирование товаров, поступивших в качестве технической помощи, с целью помещения под таможенные процедуры, применимые к иностранным товарам, осуществлялось в период с октября 2021 года по июль 2022 года.

В ходе проведения административного расследования по делу об АП <номер> было установлено 28 фактов передачи товаров - «гуманитарная помощь» учреждениям и организациям.

Так, 10.05.2021г. ГУ МЧС России по <адрес> в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения <адрес> «<адрес> больница» (далее - ГБУЗ АО «Камызякская РБ») был передан товар, помещенный под специальную таможенную процедуру: шпатлевка грунтовочная - 2010 кг. (67 мешков по 30 кг.) шпатлевка гипсовая - 2010 кг. (67 мешков по 30 кг.), труба гофра «Дарья» («Дерья») диаметром 18 мм., марки ЕХ - 5 бухт по 2, 6 кг., цемент - 2500 кг. (50 мешков по 50 кг.)

Выпуск переданного <дата> товара осуществлен на основании ДТ <номер>, согласно которой товар помещен под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления.

Таким образом, ГУ МЧС России по <адрес><дата> на территории пожарно-спасательной части <номер> по адресу: <адрес>, передав ГБУЗ АО «Камызякская РБ» права владения, пользования или распоряжения товарами, помещенными под специальную таможенную процедуру и ввезенными на территорию ЕАЭС, до помещения таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии с ТК ЕАЭС, нарушило положения п. 21 постановления Правительства РФ <номер> от <дата>, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ.

На основании ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, административный орган обоснованно пришел к выводу, что в действиях ГУ МЧС России по АО имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ, в связи с чем законно привлек юридическое лицо к административной ответственности по данной статье.

Доводы о нарушении процессуальных прав в связи с отсутствием законного представителя при составлении протоколов и рассмотрении дел об административных правонарушениях по причине выезда начальника ГУ МЧС России по АО за пределы <адрес> являются несостоятельными, поскольку как следует из материалов дела об административном правонарушении ГУ МЧС России по АО был надлежащим образом и заблаговременно извещен о рассмотрении дела, в связи с этим законно и обоснованно таможенный орган рассмотрел дело об административном правонарушении в отсутствии привлекаемого лица.

Доводы о том, что только руководитель ГУ МЧС России по АО должен участвовать при рассмотрении дела также несостоятельны, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ предусмотрено, что законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола (п. 24 Постановление Пленума ВАС РФ от <дата> N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Доводы заявителя о том, что под специальную таможенную процедуру были помещены товары гуманитарной помощи, в связи с чем необходимо было передать товары оперативно и у ГУ МЧС по АО отсутствовала возможность помещения указанных товаров под таможенную процедуру для ее завершения, также судом не могут быть приняты во внимание, поскольку как следует из удостоверений, указанные товары являются технической помощью (содействием), и не являются товаром, имеющим ограниченный срок использования и особые условия хранения.

Кроме того, товар поступил в адрес ГУ МЧС России по АО и продекларирован по ДТ <номер> в мае 2020 года, однако передача осуществлена только в апреле 2021 года.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе требований о полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, принципов законности и презумпции невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела не допущено.

Постановление о привлечении ГУ МЧС России по АО к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел и в пределах, определенных санкцией ст. 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч.2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом того, что ГУ МЧС России по АО ранее не привлекалось к административной ответственности, совершенное правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, либо других негативных последствий, то суд считает возможным изменить назначенное наказание, а именно заменить административный штраф на предупреждение.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7, частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

Постановление заместителя начальника Астраханской таможни от <дата> по делу об административном правонарушении <номер> в отношении Главного управления МЧС России по <адрес> о привлечении к административной ответственности предусмотренной ч.2 ст.16.19 КоАП РФ изменить в части назначенного наказания, административный штраф заменить на предупреждение, в остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу начальника Главного управления МЧС России по <адрес><ФИО>2 без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение десяти суток со дня получения копии решения через районный суд вынесший решение.

Судья Иноземцева Э.В.