Дело № 12-151/2017
РЕШЕНИЕ
Судья Нальчикского городского суда КБР Афашагов М.М., рассмотрев жалобу главы Местной администрации г.о.Нальчик ФИО1 на постановление начальника ОГИБДД УМВД России по г.о.Нальчик № от 25 января 2017 года ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ в отношении главы Местной администрации городского округа Нальчик ФИО1 ФИО6
установил:
Постановлением начальника ОГИБДД УМВД России по г.о.Нальчик № от 25 января 2017 года ФИО2 глава Местной администрация городского округа Нальчик ФИО1 ФИО8 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, глава Местной администрации г.о.Нальчик ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить и прекратить производство по делу, ссылаясь на то, что в соответствии с действующим законодательством обязанность по осуществлению дорожной деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию и обеспечению безопасности дорожного движения возложена на соответствующий орган местного самоуправления. Вместе с тем, в соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06 октября 2003 г.№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями. В целях организации исполнения вопросов местного значения Местной администрацией г.о.Нальчик создано муниципальное казенное учреждение (далее МКУ) «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства-служба заказчиков» Местной администрации г.о.Нальчик. Данное учреждение образовано на основании постановления Местной администрации г.о.Нальчик от 17 января 2011 года №22 «О реорганизации муниципального учреждения «Управление по реформированию жилищного хозяйства» и муниципального учреждения «Управление коммунального хозяйства и благоустройства- служба заказчика» и является правопреемником прав и обязанностей. Учреждение согласно Уставу наделено функциями Заказчика по оказанию отдельных видов жилищно-коммунальных услуг для муниципальных нужд, выполнению работ по капитальному ремонту жилых домов, общежитий, нежилых помещений, придомовых территорий с расположением на них объектами благоустройства, озеленением, содержанием в исправном санитарном состоянии улиц, тротуаров, скверов, парков и других объектов массового пользования, строительству и реконструкции объектов в пределах бюджетных ассигнований на финансовый год. В соответствии с постановлением главы Местной администрации г.о.Нальчик от 22 июля 2016 г. №1576 внесены изменения в Устав МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства –служба заказчика» Местной администрации г.о.Нальчик от 03 февраля 2011 года №101, раздел №2 Устава дополнен пунктом 2.1.10 следующего содержания: осуществление функции заказчика по обеспечению ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах г.о.Нальчик в пределах бюджетных ассигнований на финансовый год». Имущество учреждения находится в собственности учредителя и передано учреждению на праве оперативного управления. В рамках осуществления возложенных полномочий Учреждением были заключены муниципальные контракты №_215024 от 01 февраля 2016 года, №_215024 от 21 мая 2016 года, №_215024 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым ремонт улично-дорожной сети г.о.Нальчик производится без привязки к адресам (улицам), за исключением <адрес> от <адрес> до <адрес>, в связи с чем ремонт должен производится по участкам, имеющим дефекты дорожного полотна. Вместе с тем, в случае обнаружения недостатков выполненных работ Заказчик (Учреждение) вправе предъявить требования об устранении недостатков в течение гарантийных сроков (2 года ремонт асфальтобетонного полотна). В части нанесения дорожной разметки в муниципальном контракте устанавливаются гарантийные сроки 6 месяцев в случае ее истирания.
Таким образом, поскольку МКУ «Управление коммунального хозяйства и благоустройства-служба заказчика» создано органом местного самоуправления в целях организации исполнения вопросов местного значения, к числу которых относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Нальчик, деятельность которого финансируется из средств городского округа, глава Местной администрации г.о.Нальчик не является субъектом административного правонарушения.
Глава Местной администрации городского округа Нальчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайство об отложении слушания не заявлял, причина неявки неизвестна, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
ОГИБДД УМВД России по г.о.Нальчик в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Как следует из протокола об административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составленного государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по <...> января 2017г. в ходе надзора за дорожным движением улиц местного значения г.о. Нальчик, выявлены недостатки в содержании улично-дорожной сети, а именно:
1. В <адрес> на пересечении <адрес> — <адрес> горизонтальная дорожная разметка (1.14.1, 1.1, 1.5, 1.6) изношена сверх норматива, что является нарушением требований подпункта 4.2.2 ФИО4 50597-93.
2. В <адрес> на пересечении <адрес> горизонтальная дорожная разметка (1.14.1, 1.1, 1.5, 1.6) изношена сверх норматива, что является нарушением требований подпункта 4.2.2 ФИО4 50597-93.
3. В <адрес> на пересечении <адрес> горизонтальная дорожная разметка (1.14.1, 1.1, 1.5, 1.6) изношена сверх норматива, что является нарушением требований подпункта 4.2.2 ФИО4 50597-93.
4. В <адрес> на пересечении <адрес> горизонтальная дорожная разметка (1.14.1, 1.1, 1.5, 1.6) изношена сверх норматива, что является нарушением требований подпункта 4.2.2 ФИО4 50597-93.
5. В <адрес> на пересечении <адрес> горизонтальная дорожная разметка (1.14.1, 1.1, 1.5, 1.6) изношена сверх норматива, что является нарушением требований подпункта 4.2.2 ГОСТР 50597-93.
6. В <адрес> горизонтальная дорожная разметка (1.1, 1.5, 1.6) изношена сверх норматива, что является нарушением требований подпункта 4.2.2 ФИО4 50597-93.
7. В <адрес> горизонтальная дорожная разметка (1.1, 1.5, 1.6) изношена сверх норматива, что является нарушением требований подпункта 4.2.2 ФИО4 50597-93.
8. В <адрес> горизонтальная дорожная разметка (1.1, 1.5, 1.6) изношена сверх норматива, что является нарушением требований подпункта 4.2.2 ГОСТР 50597-93.
9. В <адрес> дефекты покрытия проезжей части дороги превышающих предельно допустимые значения требований подпункта 3.1.2 ФИО4 50597-93 (1 выбоина: ширина - 165 см; длина - 70 см; глубина - 5 см. 2-я выбоина: ширина -78 см; длина -360 см; глубина -10 см.).
За нарушение требований содержания автомобильных дорог местного значения начальником ОГИБДД УМВД России по г.о.Нальчик глава Местной администрации г.о.Нальчик привлечен к административной ответственности на основании ст. 12.34 КоАП РФ.
Вместе с тем, с выводами должностного лица о виновности главы Местной администрации г.о.Нальчик в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нельзя признать законными по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в совершении деяния, выразившегося в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Исходя из положений приведенных норм, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Постановлением Местной администрации г.о. Нальчик от 17 января 2011 года №22 «О реорганизации муниципального учреждения «Управление по реформированию жилищного хозяйства» и муниципального учреждения «Управление коммунального хозяйства и благоустройства- служба заказчика» было образовано муниципальное казенное учреждение (далее МКУ) «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства-служба заказчиков» Местной администрации г.о.Нальчик.
В соответствии с п.п. 1.10, 1.12 Устава учреждение с момента государственной регистрации является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в соответствующих финансовых органах, печать со своим наименованием, штамп, бланки и другие средства индивидуализации, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несёт собственник имущества.
Согласно п.п. 2.1.1 Устава целью деятельности Учреждения является осуществление функций Заказчика по оказанию отдельных видов жилищно-коммунальных услуг для муниципальных нужд, выполнению работ по капитальному ремонту жилых домов, общежитий, нежилых помещений, придомовых территорий с расположением на них объектами благоустройства, озеленением, содержанием в исправном санитарном состоянии улиц, тротуаров, скверов, парков и других объектов массового пользования, строительству и реконструкции объектов в пределах бюджетных ассигнований на финансовый год.
Постановлением главы Местной администрации г.о.Нальчик от 22 июля 2016 г. №1576 внесены изменения в Устав МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства –служба заказчика» Местной администрации г.о.Нальчик от 03 февраля 2011 года №101, а именно введен п.п. 2.1.10, согласно которому Учреждение осуществляет функции заказчика по обеспечению ремонта и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах городского округа Нальчик в пределах бюджетных ассигнований на финансовый год.
Как следует из материалов дела, во исполнение возложенных на Учреждение функций по обеспечению ремонта и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения были заключены муниципальные контракты.
Так, 01 февраля 2016 года между Учреждением и ООО СК «ЛИДЕР» заключен муниципальный контракт №№ на выполнение работ, из п.1.1 которого следует, что Подрядчик по заказу Муниципального заказчика обязуется выполнить работы по «Содержанию средств технического регулирования дорожного движения по городскому округу Нальчик на 2016 год».
21 мая 2016 года между Учреждением и ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ» заключен муниципальный контракт №_215024 на выполнение работ из п.1.1 которого следует, что Подрядчик по заказу Муниципального заказчика обязуется выполнить работы по «Ремонту улично-дорожной сети г.о.Нальчик на 2016 г.».
11 ноября 2016 года между Учреждением и ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ» заключен муниципальный контракт №_215024 на выполнение работ, из п.1.1 которого следует, что Подрядчик по заказу Муниципального заказчика обязуется выполнить работы по «Ремонту улично-дорожной сети г.о.Нальчик на 2016 г.».
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что глава Местной администрация г.о.Нальчик не является лицом, ответственным за указанные в постановлении должностного лица недостатки в содержании дорог общего пользования местного значения в черте г.о.Нальчик.
Таким образом, глава Местной администрации г.о.Нальчик не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и необоснованно привлечено к административной ответственности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление начальника ОГИБДД УМВД России по г.о.Нальчик № от 25 января 2017 года ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ в отношении Местной администрации городского округа Нальчик подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу Главы Местной администрации г.о.Нальчик ФИО1 удовлетворить.
Постановление начальника ОГИБДД УМВД России по г.о.Нальчик № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ в отношении главы Местной администрации городского округа Нальчик ФИО1 ФИО9 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья М.М. Афашагов