ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-151/18 от 05.03.2018 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 12-151/18

Р Е Ш Е Н И Е

05 марта 2018 года г.Ульяновск

Судья Ленинского районного суда г.Ульяновска Хуртина А.В., с участием представителя ФГУП «Главный центр специальной связи» Ильина Д.С., защитника Филатовой Н.В., представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Ульяновской области Фадиной Н.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Филатовой Н.В. на постановление врио заместителя начальника Управления Росгвардии по Ульяновской области Дроздова С.В. от ДД.ММ.ГГГГ, которым Федеральное государственное унитарное предприятие «Главный центр специальной связи», юридический адрес: <адрес>, , признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.20.12 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1500 рублей,-

УСТАНОВИЛ:

Постановлением врио заместителя начальника Управления Росгвардии по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо <данные изъяты> признано виновным в том, что ДД.ММ.ГГГГ в помещении Управления специальной связи по Ульяновской области по адресу: <адрес>, нарушило правила использования оружия и патронов к нему: в нарушение ч.3 ст.12 Федерального закона РФ «Об оружии» от 13.11.1996 №150-ФЗ использовало боевое ручное стрелковое оружие, переданное во временное пользование, в целях, не предусмотренных указанным законом, а именно ДД.ММ.ГГГГ сотрудники Управления специальной связи ФИО11 и ФИО12 с 9-мм пистолетами ПМ и патронами к ним осуществили доставки почтовых отправлений с вложением наркотических средств и психотропных веществ.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник Филатова Н.В. обратилась в суд с жалобой, в которой указала, что постановление вынесено незаконно и необоснованно, поскольку дело рассмотрено без участия привлекаемого к административной ответственности лица либо его законного представителя. Присутствовавший при составлении протокола и вынесении постановления начальник УСС по Ульяновской области ФИО8 не наделен правом представлять интересы ФГУП ГЦСС по делам об административных правонарушениях. Порядок перевозки наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на территории РФ установлен постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 №449, в котором не указано на обязательность при осуществлении перевозки привлекать сотрудников, вооруженных боевым оружием. Заказчик сам определяет условия перевозки, так как он знает, какая дозировка, категория наркотических средств или психотропных веществ следует до получателя, и фиксирует это в договоре и в заявке. Просила постановление отменить.

В судебном заседании:

Представитель Росгвардии Фадина Н.Ф. пояснила, а также представила письменные пояснения о том, что ГЦСС является специализированным органом, созданным для перевозки спецгрузов, составляющих государственную тайну. Для этого разработан регламент. Сотрудники ГЦСС не имеют права сопровождать грузы с наркотическими средствами и психотропными веществами с использованием боевого оружия. Для этих целей сотрудникам обязаны выдавать гладкоствольное оружие. При этом заключаются договоры в рамках ГК РФ, которые по своей природе не связаны с оказанием услуг спецсвязи. Исполняющий обязанности начальника филиала ГЦСС Ильин Д.С. имеет право представлять интересы ФГУП во всех государственных органах. Это прописано не только в доверенности, но и в уставе. Постановление правительства РФ №449 не содержит указания на то, какой вид оружия должен применяться при перевозках наркотических средств и психотропных веществ. Например, перевозку таких средств и веществ, относящихся к категории, могут осуществлять частные предприятия, имеющие лицензии на данный вид перевозок.

В соответствии со ст.9 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» от 03.07.2016 №226-ФЗ контроль оборота оружия и боеприпасов к нему, а также контроль за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами относится к полномочиям войск национальной гвардии.

Согласно Уставу ФГУП ГЦСС является организацией федеральной почтовой связи с особыми уставными задачами, обеспечивает потребности государства в пересылке секретных и иных специальных отправлений.

Перевозка и хранение наркотических средств и психотропных веществ не является для ФГУП ГЦСС основным видом деятельности. Следовательно, заключение договора на оказание услуг специальной связи по перевозке, доставке отправлений с вложением наркотических средств и психотропных веществ и использование в этих целях служебного оружия фельдъегерями является нарушением норм Федеральных законов от 17.067.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи» и от 13.12.1996 №150 «Об оружии».

Защитник ФГУП ГЦСС Филатова Н.В. пояснила, что перевозка грузов, составляющих государственную тайну, производится в соответствии с требованиями закона. На перевозку НС и ПС составляются отдельные договоры в рамках оказания дополнительных услуг. Эти НС и ПВ перевозятся в отдельных помещениях с отдельными условиями хранения по тем же маршрутам в одной бронированной машине, и это законом не запрещено. Сотрудники Росгвардии не вправе вмешиваться и диктовать условия перевозок и логистических маршрутов. Федеральный закон от 03.07.2016 №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» определил, что задачами войск нацгвардии является, в том числе, федеральный государственный контроль за соблюдением законодательства в области оборота оружия, частной охранной и частной детективной деятельности, а также за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми юридическими задачами. В штатном расписании ФГУП ГЦСС нет подразделений охраны. ФГУП обеспечивает сохранность грузов в процессе оказания услуг специальной связи по доставке отправлений, но не охраняет их. Поэтому соблюдение требований Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи» не являлось задачей проверки ГЦСС. В рамках договоров ГЦСС оказывает услуги специальной связи по приему и доставке оправлений с вложением наркотических средств и психотропных веществ в соответствии с лицензией, и это не является пересылкой отправлений. Сотрудники ФГУП ГЦСС получали боевое оружие для перевозки секретной корреспонденции. Законодательство не запрещает перевозить НС и ПВ совместно с иными видами отправлений, в том числе, с секретной корреспонденцией. ГЦСС использовало боевое оружие исключительно для исполнения возложенных Федеральным законом обязанностей.

Выданное по результатам проверки предписание об устранении нарушений в настоящее время обжаловано в Арбитражный суд.

Кроме того, защитник представила на обозрение реестры и маршрут спецсвязи от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми служебная и секретная корреспонденция перевозилась одновременно с НС и ПВ.

Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела и представленные участниками материалы, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что юридическое лицо своевременно и надлежащим образом уведомлялось о проведении всех процессуальных действий, при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по делу присутствовал исполняющий обязанности начальника филиала ГЦСС Ильин Д.С., имеющий право представлять интересы ФГУП во всех государственных органах не только в силу доверенности, но и в соответствии с Уставом.

В соответствии со ст.20.12 ч.3 КоАП РФ нарушение правил использования оружия и патронов к нему влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет.

Согласно ст.12 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии» Центральный банк Российской Федерации (в том числе Российское объединение инкассации), Сберегательный банк Российской Федерации, Главный центр специальной связи федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере почтовой связи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, а также иные юридические лица с особыми уставными задачами, за исключением частных охранных предприятий, на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации имеют право получать во временное пользование в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по охране объектов производства и хранения оружия, боеприпасов, боевой техники, особо опасных экологических производств, природы и природных ресурсов, мест изготовления и хранения денежных средств и ценностей, добычи, переработки и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, дипломатических представительств Российской Федерации в иностранных государствах, других особо важных объектов, а также при транспортировании особо опасных грузов, оружия, боеприпасов, боевой техники, денежных средств и ценностей, дипломатической почты, корреспонденции, содержащей сведения, отнесенные к государственной тайне, и грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной тайне.

Отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия используются в качестве служебного юридическими лицами с особыми уставными задачами. Использование указанного оружия в иных не предусмотренных федеральным законом целях запрещается. (С изменениями, вступившими в силу ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с п.3(2) Постановления Правительства РФ от 12.06.2008 N 449 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории Российской Федерации, а также оформления необходимых для этого документов" охрана наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров обеспечивается юридическим лицом, осуществляющим их перевозку, имеющим лицензию на осуществление частной охранной деятельности.

Из материалов дела следует, что ФГУП ГЦСС имеет лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в том числе со степенью «совершенно секретно», на деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.

Уставом ФГУП ГЦСС в п.2.3, п.2.4 предусмотрено оказание юридическим лицом услуг специальной связи, включая прием, обработку, хранение, перевозку, доставку оправлений и грузов, содержащих сведения и материалы, относящиеся к государственной, служебной, коммерческой и иной охраняемой законодательством РФ тайне; а также наряду с основным видом деятельности осуществление иных видов деятельности, необходимых для достижения целей, в том числе, перевозка и хранение наркотических средств и психотропных веществ.

Выдача оружия работникам производится для выполнения ими служебных обязанностей в соответствии с ведомственными приказами и инструкциями.

Доставка наркотических средств и психотропных веществ осуществляется в соответствии с заключенными договорами и правилами, установленными Постановления Правительства РФ от 12.06.2008 N 449.

Из представленных защитником на обозрение реестров и маршрута спецсвязи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что служебная и секретная корреспонденция перевозилась одновременно с НС и ПВ.

При этом доводы о том, что сотрудники ФГУП ГЦСС получали боевое оружие для перевозки секретной корреспонденции, и законодательство не запрещает перевозить НС и ПВ совместно с иными видами отправлений, в том числе, с секретной корреспонденцией, что ГЦСС использовало боевое оружие исключительно для исполнения возложенных Федеральным законом обязанностей, в постановлении не опровергнуты.

Боевое оружие использовалось в соответствии с целями и задачами, предусмотренными законодательством. То, что наряду с секретной корреспонденцией в рамках заключенных договоров и предоставленных полномочий сотрудниками ГЦСС перевозились наркотические средства и психотропные вещества, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.20.12 КоАП РФ, и не описано в постановлении по делу об административном правонарушении.

В обжалуемом постановлении указано лишь на то, что ФГУП «Главный центр специальной связи» нарушило правила использования оружия и патронов к нему: в нарушение ч.3 ст.12 Федерального закона РФ «Об оружии» от 13.11.1996 №150-ФЗ использовало боевое ручное стрелковое оружие, переданное во временное пользование, в целях, не предусмотренных указанным законом, а именно ДД.ММ.ГГГГ сотрудники Управления специальной связи Шанбиров и Борисов с 9-мм пистолетами ПМ и патронами к ним осуществили доставки почтовых отправлений с вложением наркотических средств и психотропных веществ. При этом о том, что основным маршрутом и основной деятельностью являлась перевозка секретной корреспонденции в рамках основной деятельности, в постановлении не указано.

В соответствии со ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;

2) дата и место рассмотрения дела;

3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

6) мотивированное решение по делу;

7) срок и порядок обжалования постановления.

В обжалуемом постановлении указаны лишь обстоятельства совершения вмененного правонарушения, с указанием ч.3 ст.20.12 КоАП РФ, и решение административного органа не мотивировано, вина юридического лица в совершении вмененного правонарушения не установлена, что является существенным нарушением закона.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии со ст.30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление врио заместителя начальника Управления Росгвардии по Ульяновской области Дроздова С.В. от ДД.ММ.ГГГГ, которым Федеральное государственное унитарное предприятие «Главный центр специальной связи» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.20.12 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение 10 дней с момента вручения копии.

Судья: А.В. Хуртина