№12-151/2019Р Е Ш Е Н И Е
22 августа 2019 года город Белорецк
Судья Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан Кузнецова К.Н.,
с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу, - Фархтдинова Р.Т., действующего на основании доверенности №1 от 14 июня 2019 года, заместителя главного государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору Саттарова И.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «...» на постановление заместителя начальника Белорецкого межрайонного ОНДиПР УНДиПР ГУ МЧС России по РБ - заместителя главного государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору Саттарова И.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, от 22 мая 2019 года,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением заместителя начальника Белорецкого межрайонного ОНДиПР УНДиПР ГУ МЧС России по РБ - заместителя главного государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору Саттарова И.М. от 22 мая 2019 года ООО «...» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 153000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «...» обратился в суд с жалобой, в которой просило постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить в виду отсутствия состава административного правонарушения.
В обоснование доводов жалобы указано, что постановление по делу об административном правонарушении в нарушение требований п. 1 ст. 29.6 КоАП РФ вынесено только 06 июня 2019 года. Имеющиеся в постановлении нарушения допущены арендаторами, которые самостоятельно несут ответственность за несоблюдение требований пожарной безопасности. Конструктивные элементы зданий, в том числе эвакуационные выходы и проходы к выходам, реконструкции собственником здания не подвергались. Отчеты по расчету пожарного риска представлены административному органу при проведении проверки. Согласно выводов, указанных в расчетах пожарного риска, индивидуальная величина пожарного риска меньше, чем установлена нормативно. При рассмотрении дела административным органом не были изучены данные отчеты и не были даны заключения по результатам их изучения, что является нарушением требований Административного регламента при проведении проверки. Предъявленные нарушения не оценены с учетом имеющихся расчетов пожарных рисков. Хотя, в соответствии со ст. 29.7 КоАП РФ, при рассмотрении административного дела изучаются доказательства, заслушиваются показания лиц и т.д., никаких сведений об изучении доказательств и иных документов постановлении о привлечении не содержит.
Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, в судебном заседании жалобу поддержал, по изложенным в ней основаниям, пояснив, что единственным лицом, имеющим право выносить постановление об административном правонарушении от имени ГУ МЧС России по Республики Башкортостан является ФИО2, однако доверенность, выданная от его имени на имя ФИО3 отсутствует. Также на постановлении отсутствует печать юридического лица. Доказательств, подтверждающих полномочия ФИО3 на проведение проверки материалы дела не содержат. В распоряжении о проведении проверки указан только один объект по адресу .... Проверка по объекту по Ленина, ... проводится не должна была. Поскольку данный объект в распоряжении о проверке не указан. 22 мая 2019 года директор ООО «...» приходил на рассмотрение дела в Отдел надзорной деятельности, однако постановление фактически вынесено не было, об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении ООО «...» не извещали. Копия обжалуемого постановления получена 06 июня 2019 года, именно в этот день было вынесено обжалуемое постановление об административном правонарушении. Согласно требованиям закона, надзорный орган обязан был направить требования о предоставлении документов при проведении проверки, однако такое требование не направлялось, хотя с ООО «...» заключены договора, в рамках которых ООО «...» проверяла работоспособность средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, проведены испытания ВПВ на работоспособность, испытания ВПВ на водоотдачу, испытания клапанов пожарных кранов на исправность, о чем составлены акты. Данные акты не учтены при рассмотрении дела, как и договор между ООО «...» и ООО «...» по техническому обслуживанию систем предупреждения о пожаре, систем пожаротушения на объекте.
Заместитель главного государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору ФИО4 в судебном заседании с жалобой не согласился, пояснил, что вина в нарушении требований пожарной безопасности доказана материалами дела и материалами контрольно-наблюдательного дела. В ходе проведения проверки ООО «...» не были представлены документы, хотя требование о представлении документов имелось в распоряжении о проведении проверки. 22 мая 2019 года к нему явился директор ООО «...» фио1, принес документы, однако для их изучения ему потребовалось время, в связи с чем фактически в окончательном варианте постановление вынесено им 06 июня 2019 года, в тот же день вручено директору ООО «...» фио1 На рассмотрение дела 06 июня 2019 года ООО «...» не вызывалось по устной договоренности с его директором. Постановление датировано 22 мая 2019 года, поскольку продлить сроки рассмотрения дела не представлялось возможным. Извещений о рассмотрении дела на 06 июня 2019 года ООО «...» не имеется.
Проверив представленные материалы дела об административном правонарушении, материалы контрольно-наблюдательного дела, суд находит постановление подлежащим отмене.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
17 мая 2019 года заместителем начальника Белорецкого межрайонного ОНДиПР УНДиПР ГУ МЧС России по Республики Башкортостан ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении №... в отношении ООО «...» по ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 25.1 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч. 2 названной статьи дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в отношении ООО «...» установлено, что постановление по делу об административном правонарушении фактически вынесено 06 июня 2019 года, что не оспаривается должностным лицом, в то время как данных о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела 06 июня 2019 года материалы дела не содержат. Из содержания постановления по делу об административном правонарушении также следует, что она составлено в отсутствие представителя ООО «...», права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ему не разъяснены.
Таким образом, установлено, что дело об административном правонарушении в отношении ООО «...» рассмотрено в отсутствие его представителя.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен, право ООО «УфаИнвестСтрой» на защиту в ходе производства по делу не было реализовано.
В обоснование доводов о своей невиновности представителем ООО «...» – ФИО5 в судебное заседание представлены ряд документов, такие как: акт проверки работоспособности (проведения работ по техническому обслуживанию) средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, на объекте ТЦ «...», выполненный ООО «...» от 14.04.2019, акт испытаний ВПВ на водоотдачу внутреннего противопожарного водопровода в ТЦ «...», выполненный ООО «...» от 14.04.2019, протокол испытаний ВПВ на водоотдачу внутреннего противопожарного водопровода в ТЦ «...» от 14.04.2019, протокол испытаний клапанов пожарных кранов на исправность в ТЦ «...» от 14.04.2019, отчеты по расчету пожарного риска, которые не были исследованы должностным лицом при рассмотрении дела. Кроме того, ФИО5 было заявлено, что между ООО «...» и ООО «...» заключен договор по техническому обслуживанию систем предупреждения о пожаре, систем пожаротушения на объекте, который должностному лицу при рассмотрения дела не представлен.
Невыполнение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечивающих создание надлежащих процессуальных условий для справедливого разбирательства дела в разумный срок, повлекло нарушение права ООО «...» на защиту его прав, предусмотренных законом.
Поскольку в нарушение требований ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО «...», при этом в постановлении указана неверная дата его вынесения, обжалуемое постановление вынесено с нарушением процессуальных норм права, что влечет его незаконность.
Согласно ч.1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о пожарной безопасности не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Учитывая, что срок давности привлечения лица к ответственности по данной категории дел составляет один год и на данный момент не истек, а допущенные по делу нарушения являются существенными и не могут быть устранены на стадии проверки законности и обоснованности не вступившего в законную силу постановления об административном правонарушении, оно подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела необходимо проверить представленные доказательства по делу и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья,
Р Е Ш И Л :
постановление заместителя начальника Белорецкого межрайонного ОНДиПР УНДиПР ГУ МЧС России по РБ - заместителя главного государственного инспектора Белорецкого и ...ов Республики Башкортостан по пожарному надзору ФИО4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, от ... в отношении Общества с ограниченной ответственностью «...» отменить, направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Белорецкий межрайонный ОНДиПР УНДиПР ГУ МЧС России по РБ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: К.Н. Кузнецова