ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-151/20 от 27.05.2020 Калининского районного суда (Тверская область)

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

27 мая 2020 года г. Тверь

Судья Калининского районного суда Тверской области Минько О.Н., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности Мельниковой М. В., ее предстателя Селезнева В.Н., представителя Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций Бунчук Е.А. и начальника отдела контроля в сфере закупок Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций Ульяновой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Мельниковой М.В. на постановление заместителя Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций Носырова А.А. от 20.01.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ в отношении Мельниковой Марии Валерьевны,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций Носырова А.А. от 20.01.2020 Мельникова М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Мельникова М.В. обратилась в суд с жалобой на указанное решение должностного лица, в которой просит постановление отменить, производство по административному делу прекратить. В обоснование указывает, что в целях выполнения работ в сфере жилищно-коммунального хозяйства в пос. Эммаусс администрация Эммаусского сельского поселения заключила договора с МУП ЖКХ «Эммаусс» на выполнение определённых видов работ по содержанию и улучшению благосостояния поселения:

1. от 30.04.2019 года б/н на выполнение работ по благоустройству территорий;

2. от 09.01.2019 года № 1 по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населённых пунктов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области;

3. от 01.02.2019 года № 1 по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населённых пунктов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области;

4. от 08.04.2019 года б/н на выполнение работ по опашке минерализованной полосы;

5. от 09.01.2019 года № 3 на выполнение работ по уборке контейнерных площадок в пос. Эммаусс и н.п. Эммаусская школа-интернат;

6. от 15.05.2019 года б/н по грейдированию автомобильных грунтовых дорог общего пользования местного значения в границах населённых пунктов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области;

7. от 22.04.2019 года б/н на проведение работ по ремонту уличного освещения.

Указанные договора были заключены в соответствии с положениями пункта 4 ст. 93 ФЗ от 05.04.2018 года № 44-ФЗ «О контрактной системе...», как закупка у единственного поставщика.

Администрации Эммаусского сельского поселения открыты лицевые счета в Финансовом травлении Муниципального образовании Тверской области «Калининский район» для ведения - расчётно-кассового обслуживания.

С 27.11.2018 года администрации Эммаусского сельского поселения приостановлены операции по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа.

Принимая во внимание наложенные Финансовом управлении Муниципального образовании Тверской области «Калининский район» ограничениями, администрация Эммаусского сельского поселения обратилась в МУП ЖКХ «Эммаусс» с предложением переноса сроков оплаты. Между администрацией Эммаусского сельского поселения и МУП ЖКХ «Эммаусс» к указанным договорам были заключены дополнительные соглашение с переносом сроков оплаты.

Отмечает, что ею были приняты все меры для своевременной оплаты по заключенным договорам. Для оплаты оказанных услуг она обращалась с соответствующими письмами в Финансовое управление Муниципального образовании Тверской области «Калининский район». После урегулирования вопроса с оплатой выполненных работ денежные средства были перечислены МУП ЖКХ «Эммаусс».

Просит применить положение статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности, поскольку вопрос об оплате оказанных услуг был урегулирован подписанным соглашением сторон, претензий со стороны МУП ЖКХ «Эммаусс» не было, каких либо общественно опасных последствий нет. Все работы по заключенным договорам выполнены и оплачены. Полагает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении не учтены смягчающие обстоятельства: наличие ограничений в расчётно-кассовом обслуживании, служившее основанием для переноса сроков оплаты по заключенным договорам.

В судебное заседание представитель прокуратуры Калининского района Тверской области не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не направили.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возможности рассмотрения жалобы в отсутствие представителя представитель прокуратуры Калининского района Тверской области.

В судебном заседании представитель Мельниковой М.В. - Селезнев В.Н. доводы жалобы поддержал в полном объеме и пояснил, что на данный момент у администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области имеется финансовая задолженность в 20 миллионов рублей. Мельникова М.В., зная о том, что с 27.11.2018 администрации приостановлены операции по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа, заключила с МУП ЖКХ «Эммаусс» дополнительные соглашения с переносом сроков оплаты по указанным выше договорам. При этом ею неоднократно направлялись письма начальнику финансового управления администрации МО Тверской области «Калининский район» Смирнову В.И. с просьбой в виде исключения, ввиду сложившейся ситуацией, разрешить произвести оплату по договорам. Ответы из финансового управления Мельниковой М.В. получены не были. Также ею 26.03.2019 было направлено письмо в финансовое управление администрации МО Тверской области «Калининский район» Смирнову В.И. об оплате по договору от 09.01.2019. Считает, что Мельниковой М.В. были предприняты все возможные меры по недопущению просрочки оплаты по указанным договорам.

Начальник отдела контроля в сфере закупок Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций Ульянова О.В. в судебном заседании пояснила, что доводы жалобы считает не подлежащими удовлетворению и пояснила следующее. В отношении гражданки Мельниковой М.В. прокуратурой Калининского района было возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 7.32.5 в связи с нарушением сроков оплаты по указанным договорам. В рамках рассмотрения дела Мельникова предъявила дополнительные соглашения. Вместе с тем никаких сведений о принятии всех возможных мер для своевременной оплаты представлено не было. Это дело было прекращено, так как санкция по делу очень большая, но за грубое нарушение ФЗ № 44 ее привлекли по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, где санкция 20 тыс. рублей. Обращаю внимание, что штраф 20 тыс. предусмотрен за дополнительное соглашение по каждому договору, в сумме 140 тыс. рублей. Прокуратура посчитала эту сумму непосильной с учетом финансового положения сельского поселения, и объединила все в одно дело с санкцией в 20 тыс. рублей за нарушение требований ч. 1 ст. 95 ФЗ № 44, ст. 34, о недопустимости изменений условий контракта. Считаем, что санкция адекватная, с учетом объединения дел. Для избежания подобной ситуации Мельниковой М.В. разъяснялось, что в договорах, с учетом тяжелой финансовой ситуацию, надо был указывать срок оплаты не 10 дней, а 31декабря. Также пояснила, что КоАП РФ предусматривает, что, если должностное лицо обращалось в текущем финансовом году обращалось для увеличения бюджета, то дело подлежит прекращению. Документов о том, что Мельникова М.В. обращалась в Совет депутатов для увеличения финансирования, представлено не было. Соответственно должностное лицо не предприняло все возможные меры для своевременной оплаты по договорам.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав участвующих лиц, судья приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Калининского района Тверской области в отношении администрации муниципального образования «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области (далее Администрация) проведена проверка исполнения требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, в ходе проведения которой установлены факты нарушения требований ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, а именно:

- изменение сроков оплаты по договору между Администрацией и МУП ЖКХ «Эммаусс» от 30.04.2019 на выполнение работ по благоустройству территории, по п. 3.2 которого расчет за выполненные работы осуществляется в течение 10 дней после предъявления оформленного в установленном порядке акта сдачи-приемки выполненных объемов работ. Работы выполнены в полном объеме и в срок, установленный договором (акт от 31.05.2019 № 22). Соглашением к договору от 13.05.2019 изменен срок оплаты – не позднее 31.12.2019;

- изменение сроков оплаты по договору №1 между Администрацией и МУП ЖКХ «Эммаусс» от 09.01.2018 по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области, по п. 3.2 которого расчет за выполненные работы осуществляется в течение 10 дней после предъявления оформленного в установленном порядке акта сдачи-приемки выполненных объемов работ. Работы выполнены в полном объеме и в срок, установленный договором (акт от 31.01.2019 № 6). Соглашением к договору от 11.02.2019 изменен срок оплаты – не позднее 31.03.2019;

- изменение сроков оплаты по договору № 1 между Администрацией и МУП ЖКХ «Эммаусс» от 01.02.2018 по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области, по п. 3.2 которого расчет за выполненные работы осуществляется в течение 10 дней после предъявления оформленного в установленном порядке акта сдачи-приемки выполненных объемов работ. Работы выполнены в полном объеме и в срок, установленный договором (акт от 28.02.2019 № 9). Соглашением к договору от 01.02.2019 изменен срок оплаты – не позднее 31.05.2019;

- изменение сроков оплаты по договору между Администрацией и МУП ЖКХ «Эммаусс» от 08.04.2019 на проведение работ по опашке минерализованной полосы, по п. 3.2 которого расчет за выполненные работы осуществляется в течение 10 дней после предъявления оформленного в установленном порядке акта сдачи-приемки выполненных объемов работ. Работы выполнены в полном объеме и в срок, установленный договором (акт от 30.04.2019 № 16). Соглашением к договору от 11.02.2019 изменен срок оплаты – не позднее 30.09.2019;

- изменение сроков оплаты по договору № 3 между Администрацией и МУП ЖКХ «Эммаусс» от 09.01.2019 на проведение работ по уборке контейнерных площадок в п. Эммаусс и н.п. Эмаусская школа-интернат, по п. 3.2 которого расчет за выполненные работы осуществляется в течение 10 дней после предъявления оформленного в установленном порядке акта сдачи-приемки выполненных объемов работ. Работы выполнены в полном объеме и в срок, установленный договором (акт от 31.01.2019 № 7). Соглашением к договору от 11.02.2019 изменен срок оплаты – не позднее 31.05.2019;

- изменение сроков оплаты по договору между Администрацией и МУП ЖКХ «Эммаусс» от 15.05.2019 по грейдированию автомобильных грунтовых дорог общего пользования местного значения в границах п. Эммаусс Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области, по п. 3.2 которого расчет за выполненные работы осуществляется в течение 10 дней после предъявления оформленного в установленном порядке акта сдачи-приемки выполненных объемов работ. Работы выполнены в полном объеме и в срок, установленный договором (акт от 17.05.2019 № 21). Соглашением к договору от 24.05.2019 изменен срок оплаты – не позднее 30.09.2019;

- изменение сроков оплаты по договору между Администрацией и МУП ЖКХ «Эммаусс» от 22.04.2019 на проведение работ по ремонту уличного освещения, по п. 3.2 которого расчет за выполненные работы осуществляется в течение 10 дней после предъявления оформленного в установленном порядке акта сдачи-приемки выполненных объемов работ. Работы выполнены в полном объеме и в срок, установленный договором (акт от 30.04.2019 № 17). Соглашением к договору от 13.05.2019 изменен срок оплаты – не позднее 31.08.2019.

По результатам проведенной проверки прокурором Калининского района Тверской области 16.12.2019 в отношении должностного лица – временно исполняющей обязанности Главы администрации муниципального образования «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области Мельниковой Марии Валерьевны возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела должностным лицом установлено, что 13.05.2019 между Администрацией и МУП жилищно-коммунального хозяйства «Эммаусс» заключено соглашение к договору от 22.04.2019 № б/н об изменении сроков оплаты, в частности, как следует из п. 1 соглашения, оплата должна быть произведена не позднее 31.08.2019.

Отношения, связанные с заключением и исполнением гражданско-правовых договоров, предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также заключаемых бюджетными учреждениями, регулируются Федеральным законом от 05.04.2018 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно ст. 6 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается, в том числе, на принципах ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

На основании ст. 12 Закона № 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.

В соответствии со с п. 3 ст. 3 указанного закона закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В соответствии с ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

Как следует из материалов дела, Администрация муниципального образования Тверской области «Калининский район» (Заказчик) в лице врио Главы администрации Мельниковой М.В. и Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Эммаусс» (Подрядчик) в лице директора Рекус И.О. заключили ряд договоров: от 30.04.2019 на выполнение работ по благоустройству территории, от 09.01.2019 по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области, от 01.02.2019 по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области, от 08.04.2019 на проведение работ по опашке минерализованной полосы, от 09.01.2019 на проведение работ по уборке контейнерных площадок в п. Эммаусс и н.п. Эмаусская школа-интернат, от 15.05.2019 по грейдированию автомобильных грунтовых дорог общего пользования местного значения в границах п. Эммаусс Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области, от 22.04.2019 на проведение работ по ремонту уличного освещения.

Указанными договорами установлено, что расчет за выполненные работы осуществляется в течение 10 дней после предъявления подрядчиком оформленного в установленном порядке акта сдачи-приемки выполненных объемов работ.

Согласно актам от 31.05.2019, 31.01.2019, 28.02.2019, 30.04.2019, 31.01.2019, 17.05.2019 и 30.04.2019 работы по договорам выполнены Подрядчиком в полном объеме и в срок, установленный договорами.

Изменение срока оплаты выполненных работ произошло по инициативе Заказчика, что подтверждается письмами врио главы администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области о необходимости заключения дополнительных соглашений.

При таких обстоятельствах, фактически заключение дополнительных соглашений об изменении сроков оплаты выполненных работ повлекло за собой последствия в виде получения Подрядчиком оплаты за исполненные обязательства в более поздние сроки, чем установлено договорами.

Таким образом, должностное лицо – временно исполняющая обязанности Главы администрации муниципального образования «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области Мельникова М. В. нарушила требования ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.

Факт совершения Мельниковой М.В. данного административного правонарушения и ее виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.12.2019 в отношении временно исполняющей обязанности Главы администрации муниципального образования «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области Мельниковой М. В.; постановлением № 520-05/2019 о назначении административного наказания от 20.01.2020; объяснением Мельниковой М.В. от 16.12.2019 и другими материалами дела.

Диспозиция ч. 4 ст. 7. 32 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в ГК РФ или иных правовых актах как существенные и необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Довод жалобы о том, что претензий со стороны МУП ЖКХ «Эммаусс» не было, каких либо общественно опасных последствий не наступило, - является несостоятельным, так как принятое временно исполняющей обязанности Главы Администрации МО «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области Мельниковой М.В. решение о заключении дополнительного соглашения не соответствовало закону.

Таким образом, к выводу о виновности Мельниковой М.В. в совершении административного правонарушения и квалификации ее действий по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ должностное лицо пришло на основании объективного исследования представленных в материалы дела доказательств, достоверность и допустимость всех доказательств проверена, каких-либо неустранимых сомнений в виновности Мельниковой М.В. в совершении инкриминируемого ей правонарушения по делу не усматривается.

Довод жалобы о том, что все работы по заключенным договорам выполнены и оплачены - не свидетельствуют об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, выявленного 16.12.2019 и виновности Мельниковой М.В. в его совершении.

Иные доводы, приведенные в жалобе, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм права и иной оценке доказательств.

Административное наказание Мельниковой М.В. как должностному лицу назначено в пределах санкции ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ.

Сведений о том, что Мельниковой М.В. были предприняты все исчерпывающие меры по недопущению просрочки оплаты по договорам при рассмотрении дела об административном правонарушении последней представлены не были, не представлено таковых и при рассмотрении жалобы в судебном заседании. В связи с чем суд приходит к выводу, что должностным лицом верно отклонен довод жалобы о малозначительности деяния, поскольку с учетом характера совершенного Мельниковой М.В. правонарушения, оснований для признания данного административного правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности не имеется.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.

Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе права на защиту, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления, по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5, п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

постановление заместителя Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций Носырова А.А. от 20.01.2020 № 520-05/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ в отношении Мельниковой М.В. – оставить без изменений, жалобу Мельниковой М.В. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Калининский районный суд Тверской области в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья О.Н. Минько

1версия для печатиДело № 12-151/2020 (Решение)