ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-151/20 от 30.07.2020 Шадринского районного суда (Курганская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

г.Шадринск 30 июля 2020 года

Судья Шадринского районного суда Курганской области Антонов А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шадринского районного суда жалобу ФИО1 на постановление первого заместителя начальника Финансового управления Курганской области от 08 июня 2020 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Управления образования Администрации Шадринского района ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением первого заместителя начальника Финансового управления Курганской области от 08 июня 2020 года о назначении административного наказания по делу № начальник Управления образования Администрации Шадринского района ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

В жалобе, поданной в Шадринский районный суд Курганской области в порядке и с соблюдением требований ст. ст. 30.1 - 30.3 КоАП РФ, ФИО1 просит вышеуказанное постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, указывая, что денежные средства в сумме 51840 рублей были направлены на приобретение светильников и ламп для МКОУ «Черемисская ООН!» в соответствии с образовательными программами, утвержденными приказами директора МКОУ «Черемисская ООШ» от 30.08.2015 года , от 25.08.2016 года . В данных программах предусматривается, что в норматив затрат на реализацию образовательной программы включается, в том числе, расходы на прочие расходные материалы (классные журналы, мел, потолочные светильники, электролампочки, необходимые для реализации образовательных программ). Также МКОУ «Черемисская ООШ» было получено предписание Роспотребнадзора №09/27-17-р об устранении выявленных нарушений СанПиН 2.4.2.2821-10 в части, касающейся освещения учебных кабинетов. Кроме того, расходы на приобретение осветительных приборов на общую сумму 51840 рублей являются приобретением расходных материалов, необходимых для реализации образовательных программ в полном соответствии с пп.4 п.6 Порядка №324 и не являются нецелевым расходованием бюджетных средств.

В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ жалоба на постановление (определение) по делу об административном правонарушении рассматривается единолично, при этом судья (иное должностное лицо, ее рассматривающее), не связан доводами жалобами и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

В соответствии со ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.6 Порядка предоставления и расходования субвенций из бюджета Курганской области местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), утвержденного Постановлением Правительства Курганской области от 12.08.2014 года № 324, субвенции на реализацию государственного образовательного стандарта направляются на финансирование в том числе, расходов на приобретение учебно-наглядных и печатных пособий, технических средств обучения, учебной документации, инвентаря, мебели, игр, игрушек, расходных и канцелярских материалов, необходимых для реализации образовательных программ дошкольного образования, программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей по общеобразовательным программам, а также приобретение хозяйственных товаров и материалов, необходимых для организации и проведения учебного процесса.

Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что средства областного бюджета в виде субвенций должны быть направлены непосредственно на обеспечение учебного процесса, а именно - на приобретение учебно-наглядных и печатных пособий, технических средств обучения, учебной документации, инвентаря, мебели, игр, игрушек, расходных и канцелярских материалов, необходимых для реализации образовательных программ дошкольного образования, программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей по общеобразовательным программам, а также приобретение хозяйственных товаров и материалов, необходимых для организации и проведения учебного процесса, за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг.

Из материалов дела следует, что решением Шадринской районной Думы от 20.12.2018 года №31 «О бюджете Шадринского района на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» в рамках муниципальной программы Шадринского района «Развитие образования и реализация государственной молодежной политики в Шадринском района на 2016-2020 годы», утвержденной постановлением Администрации Шадринского района от 03.12.2015 года №948, предусмотрены Управлению образования бюджетные ассигнования на реализацию госстандарта общего образования на обеспечение учебного процесса в 2019 году в сумме 7306000 рублей, в том числе по направлению расходов «закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» - 7305000 рублей. Финансирование за счет субвенций на реализацию госстандарта общего образования на обеспечение учебного процесса по расходным обязательствам за 2019 год направлено Управлением образования на лицевой счет МКОУ «Черемисская ООШ Шадринского района Курганской области» с последующим использованием их на оплату осветительных приборов на сумму 51840 рублей (КБК 0780702-0400212040 «Реализация государственного стандарта общего образования на обеспечение учебного процесса» - 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», которые установлены в учебных кабинетах.

Выявленные нарушения явились основанием для составления главным специалистом сектора контрольных мероприятий контрольно-ревизионного отдела Финансового управления Курганской области "ХОГ. 26.05.2020 года в отношении начальника Управления образования ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, и вынесения первым заместителем начальника Финансового управления Курганской области "ГСА". постановления, которым начальник Управления образования ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к данной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО1, как начальника Управления образования Администрации Шадринского района, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении от 26.05.2020 года актом выездной проверки соблюдения целей и условий предоставления межбюджетных трансферов, предоставленных из областного бюджета бюджету Шадринского района от 27.03.2020 года копиями платежных документов (бухгалтерские справки, расходный кассовый ордер от 15.11.2019 года, авансовый отчет от 15.11.2019 года, квитанция к приходному кассовому ордеру ООО «Интер-лидер» от 15.11.2019 года) распоряжением о назначении на должность начальника Управления образования от 03.08.2016 года должностной инструкцией начальника Управления образования Администрации Шадринского района, положением об Управлении образования Администрации Шадринского района.

Установив изложенные обстоятельства, оценив в соответствии с требованиями ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ представленные доказательства, уполномоченное должностное лицо Финансового управления Курганской области правомерно пришел к выводу о наличии в действиях начальника Управления образования Администрации Шадринского района ФИО1, как должностного лица, состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Оснований сомневаться в достоверности и правильности выводов должностного лица, судья не усматривает.

Доводы жалобы о том, что расходы на приобретение осветительных приборов на общую сумму 51840 рублей относятся к приобретению расходных материалов, необходимых для реализации образовательных программ в полном соответствии с пп.4 п.6 Порядка №324 и не являются нецелевым расходованием бюджетных средств, суд находит основанными на субъективном толковании заявителем действующего законодательства, в связи с чем, они не могут быть приняты судом во внимание.

Согласно ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии со ст. 28 вышеуказанного Федерального закона, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, кроме прочего, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Качество осветительных приборов регулируется нормативами СНиП (строительными нормами и правилами), положениями МинСтроя и МинЭнерго, в частности Приказом Минстроя России от 07.11.2016 N 777/пр «Об утверждении СП 52.13330 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение», что свидетельствует о необходимости отнесения расходов на приобретение осветительных приборов к расходам, связанным именно с эксплуатацией и содержанием здания школы, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления.

Таким образом, в действиях начальника Управления образования Администрации Шадринского района ФИО1 доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении начальника Управления образования Администрации Шадринского района ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Оценив добытые доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ должностное лицо административного органа, пришел к обоснованному выводу о виновности начальника Управления образования Администрации Шадринского района ФИО1, верно квалифицировав ее действия по ст. 15.14 КоАП РФ.

Наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения, степени его общественной опасности, данных о личности, в пределах, установленных санкцией указанной статьи.

Таким образом, существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу не допущено, оснований для отмены постановления не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление первого заместителя начальника Финансового управления Курганской области от 08 июня 2020 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Управления образования Администрации Шадринского района ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его получения в Курганский областной суд через Шадринский районный суд.

Судья А.С. Антонов