ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-151/2016 от 08.12.2016 Тулунского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

г.Тулун 08 декабря 2016 года

Судья Тулунского городского суда Иркутской области Тыхеев С.В.,

с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, индивидуального предпринимателя Шишкарёвой Шишкарёва С.В.,

представителя администрации г.Тулуна Наговицыной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шишкарёвой С.В. на постановление мирового судьи судебного участка *** по **** и **** от ......,

УСТАНОВИЛ:

Вышеуказанным постановлением мирового судьи индивидуальный предприниматель Шишкарёва С.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.5 ч.2 КоАП РФ, с назначением ей наказания в виде предупреждения.

На данное постановление Шишкарёвой С.В. подана жалоба, в которой указывает, что не указание в протоколе об административном правонарушении даты и времени совершения административного правонарушения является существенным недостатком протокола, невосполнимым при рассмотрении дела об административном правонарушении. Признавая ее виновной в совершении административного правонарушения, судья сослался на протокол об административном правонарушении; акт осмотра имущества, акт *** от ......, признав их допустимыми по делу доказательствами. Однако указанные доказательства нельзя признать соответствующими ст.26.11 КоАП РФ, поскольку в них содержатся противоречивые сведения. Так, из представленной на 4 странице акта *** от ...... таблице и 3 странице протокола об административном правонарушении следует, что ею не была приобретена подставка под штангу Life Gear складная с партой и креслом для ног 76121 стоимостью 8750 рублей. Вместе с тем, согласно акту осмотра имущества, приобретенного за счет средств субсидии на поддержку начинающих - гранты начинающим на создание собственного бизнеса из бюджета муниципального образования -город «Тулун», составленного ......, «Подставка под штангу Life Оеагскладная с партой и креслом для ног 76121» в наличии имеется. Кроме того, данный факт подтверждается копией квитанцией, представленной ею при проверке, но не учтенной по непонятным причинам проверяющими. Так же в акте не верно указана стоимость виброплатформы, вместо фактической ее стоимости - 8400 рублей, в акте отражено 5900 рублей. Данный факт также подтверждается квитанцией. Кроме того, в приведенных в акте и протоколе таблицах не верно отражена сумма, израсходованная на рекламу - 2500 рублей. Тогда как согласно представленным квитанциям от ......***, от ......***, от ......*** ею на рекламу была израсходована сумма в размере 3000 рублей. При этом не соглашается с выводом судьи о том, что представленные квитанции не подтверждают ее расходы на рекламу в сумме 3000 рублей, поскольку данные выводы не соответствуют сведениям, содержащимся в акте *** от ......, на странице *** которого указано: в ходе проверки представленных Шишкарёва С.В. документов, подтверждающих целевое использование средств субсидии на поддержку начинающих-гранты начинающим на создание собственного бизнеса выявлено следующее: на рекламу израсходовано 3000 рублей (квитанция ......***, от ......***, от ......***). Таким образом, самим проверяющим органом установлено, что ею израсходовано на рекламу 3000 рублей. В то время как в таблице указана сумма 2500 рублей. Таким образом, учитывая наличие противоречивых сведений в акте проверки, не соответствующем акту осмотра имущества, представленным ею квитанциям, считает, что акт *** не может являться достоверным, допустимым, подтверждающим нецелевое использование ею денежных средств субсидии, поскольку содержащиеся в нем сведения не соответствуют действительности. Следовательно, протокол об административном правонарушении, составленный на основании акта проверки, также не может являться допустимым доказательством, так как также содержит противоречивые сведения. Мировым судьей в постановлении указывается, что сумма 13000 рублей, складывающаяся из суммы на аренду зала 12000 рублей и суммы на рекламу, направлена на цели, не соответствующие смете расходов субсидии, что привело в нарушение п.п. «а» п.4 Соглашения к нецелевому использованию субсидии. Однако, в связи с ростом курса доллара, стоимость оборудования, являющегося импортным, поднялась, и средств субсидии не хватило на его приобретение. Поэтому часть оборудования была приобретена ею за счет собственных средств, что не противоречит условиям Соглашения. Подпунктом «е» пункта 4 Соглашения установлено, что в случае использования и (или) нецелевого использования субсидии получатель обеспечивает выполнение принятых по соглашению обязательств за счет собственных средств. Что и было ею сделано: аренда зала оплачена ею за счет собственных средств, что подтверждается представленными квитанциями. Таким образом, ею полностью приобретено все оборудование, предусмотренное бизнес-проектом и сметой расходов субсидии для организации работы фитнес- студии, в объеме достаточном для выполнения бизнес-проекта. Следовательно, полученные средства были использованы для достижения целей, на которые предоставлялась субсидия и по назначению, соответствующему приложенным к заявке на получение субсидии документам - смете расходов субсидии. Согласно пункту 4 Соглашения получатель субсидии обеспечивает количество сохраненных рабочих мест в течение 12 месяцев - 2. При этом сроки, указывающие с какого момента Получатель обязан обеспечить сохранение рабочих мест, в Соглашении не определены. Кроме того, человек, которого она планировала трудоустроить, отказался от вакансии. Поиск и обучение нового сотрудника заняло определенное время. Таким образом, не трудоустройство сотрудника стало результатом иных обстоятельств, не зависящих от моего поведения. Вместе с тем, на конец отчетного периода у нее имелись два сохраненных рабочих места и два созданных. Таким образом, ею не было допущено нарушения условий Соглашения, поскольку обеспечено сохранение двух рабочих мест в течение 12 месяцев. Решением Арбитражного суда Иркутской области от ...... в удовлетворении исковых требований Администрации города Тулуна о взыскании денежных средств отказано в полном объеме. Основанием для отказа в удовлетворении требований администрации послужило не представление достаточных доказательств, подтверждающих нарушение мною условий Соглашения. Судом в ходе судебного заседания было установлено, что понесенные ею расходы были направлены для достижения целей, на которые предоставлялась субсидия. Показатели, предусмотренные подпунктом «б» пункта 4 Соглашения были достигнуты. Также не соглашается с выводами мирового судьи о том, что ею были нарушены условия предоставления субсидии, поскольку Соглашение ***/с не содержит главы, пункта, устанавливающего условия предоставления субсидии. Глава 2 названного Соглашения указывает на права и обязанности сторон, в которой пунктом 4 предусмотрены обязанности Получателя, среди которых названо целевое использование субсидии, достижение целевых показателей. Из чего следует вывод, что целевое использование субсидии и достижение целевых показателей не является условием предоставления субсидии, а обязанностью Получателя. Из буквального толкования положений бюджетного законодательства следует, что законодатель различает понятия «условия предоставления субсидии» и «условия использования субсидии» как по их правовой природе, так и по правовым последствиям нарушений условий предоставления и использования субсидий. По смыслу бюджетного законодательства, субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (ст. 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований. В развитие положений бюджетного законодательства постановлением администрации муниципального образования «город Тулун» ......*** утверждено Положение о порядке предоставления субсидий на поддержку начинающих - гранты начинающим на создание собственного бизнеса из бюджета муниципального образования - «город Тулун», а также критерии отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих право на получение субсидий. Пунктом 2.1 названного Положения установлено, что право на получение субсидий имеют зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории муниципального образования - "город Тулун" юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели - производители товаров, работ, услуг (далее - участники конкурса), являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 4 Федерального закона от ...... N *** "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Пунктами 2.2-2.7 указанного Положения установлено, что субсидии предоставляются при соблюдении участниками конкурса следующих условий: регистрация и осуществление деятельности на территории муниципального образования - "город Тулун" менее 1 года; прохождение краткосрочного обучения в сфере предпринимательской деятельности. Прохождение претендентом (индивидуальным предпринимателем или учредителем(лями) юридического лица) краткосрочного обучения не требуется для начинающих предпринимателей, имеющих диплом о высшем юридическом и (или) экономическом образовании (профильной переподготовки); отсутствие задолженности по платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды; не находящиеся в процедуре конкурсного производства и в процессе ликвидации или реорганизации, не признанные в установленном порядке несостоятельными (банкротами); наличие бизнес-проекта. Пунктом 2.86 Положения установлены критерии, используя которые администрация на основании представленных документов принимает решение о предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства. Пунктом 3.17 Положения установлено, что в случае нарушения получателем условий, установленных при предоставлении субсидии, а также в случае неиспользования и (или) нецелевого использования субсидии уполномоченный орган направляет требование о возврате полученной субсидии. Субсидия подлежит возврату в местный бюджет в течение 10 банковских дней со дня получения соответствующего требования. Таким образом, условия предоставления субсидии, в том числе начинающим предпринимателям и организациям, исчерпывающие, определены пунктом 2.2 Положения и расширенному толкованию не подлежат. При этом соблюдение сроков и порядка представления документов (отчетности), достижение планируемых результатов хозяйственной деятельности, а также нецелевое использование субсидии в число условий предоставления субсидии не входит. Из буквального толкования приведенных пунктов Положения следует, что вопрос о наличии или отсутствии у того или иного хозяйствующего субъекта условий для получения субсидии решается на стадии конкурсного отбора, суть которого состоит в проверке соответствия участника конкурса тем условиям, которые необходимы для получения субсидии, а также в оценке представленных им документов. Вмененные ей нарушения являются условием использования субсидии, а не условием ее предоставления, как указал мировой судья. Таким образом, считает, что из обстоятельств дела не следует, что ею были нарушены какие-либо из приведённых выше условий предоставления субсидий начинающим предпринимателям, установленные пунктом 2.2 Положения, что исключает возможность квалификации ее действий по ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ. Нарушение условий использования субсидии не охватывается диспозицией ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в связи с чем данное обстоятельство не может являться основанием для привлечения ее к административной ответственности по указанной норме права. (Данная позиция подтверждается решениями ВС РФ от ...... N ***, от ...... N ***). С учётом изложенного, считает, что в ее действиях отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.2 КоАП РФ, что в силу п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В ходе судебного заседания Шишкарёва С.В. поддержала жалобу в полном объеме и просила ее удовлетворить. Пояснила, что для нее как для предпринимателя важна ее репутация, она добросовестно осуществляет свою деятельность. Она выполнила все условия Соглашения о предоставлении субсидии, при этом представила отчет по всем денежным средствам, выделенным ей для выполнения условий данного соглашения. Кроме того, включила в отчет также сведения о собственных денежных средствах, затраченных сверх лимита субсидии, но не включила в него данные о денежных средствах, потраченных на аренду зала. Тем не менее на момент проверки она представила квитанцию, согласно которой за счет собственных средств оплатила аренду зала в размере 20000 рублей, что не противоречит условиям п.4 Соглашения. Представила товарный чек в подтверждение ее собственных расходов в размере 8000 рублей на оплату рекламы за период с ...... по ....... Административным органом и мировым судьей не были доказаны наличие у него какого-либо умысла на совершение правонарушения. Вместе с тем в суде второй инстанции первоначально согласилась с фактом нарушения ею срока предоставления налоговой декларации в администрацию городского округа, посчитав данное нарушение незначительным.

Кроме того, представила письменные дополнения к жалобе, согласно которым мировой судья не привел выводы о ее вине в совершении административного правонарушения, не высказался о наличии и форме умысла на совершение правонарушения, что является существенным нарушением норм административного законодательства, поскольку все значимые обстоятельства по делу не выяснены. Между тем, в судебном заседании она поясняла, что в связи с ростом курса доллара стоимость оборудования, являющегося импортным, поднялась и средств субсидии не хватило на его приобретение, в связи с этим часть оборудования было приобретена за счет собственных средств как и оплачена аренда помещения, что не противоречит условиям Соглашения. Кроме того человек, которого она планировала трудоустроить, отказался от вакансии. Поиск и обучение нового сотрудника заняло определенное время. Таким образом, не трудоустройство сотрудника стало результатом иных обстоятельств, не зависящих от ее поведения. Вместе с тем, на конец отчетного периода у нее имелись два сохраненных рабочих места и два созданных. Таким образом, считает, что в ее действиях отсутствует умысел на совершение вменяемого административного правонарушения, поскольку вменяемые ей нарушения не зависели от ее поведения, вредных последствий от ее поведения не наступило. Субсидия израсходована на предоставляемые цели, целевые показатели достигнуты. Что касается нарушения срока предоставления налоговой декларации в администрацию городского округа, выводов на этот счет мировой судья в постановлении не привел, какими доказательствами подтверждается данное нарушение.

Кроме того, диспозицией статьи 15.15.5 ч.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение индивидуальным предпринимателем, являющимся получателем субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса. Как следует из постановления мирового судьи нарушение, ей вменяется в том числе нецелевое использование средств субсидии. Однако за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) предусмотрена административная ответственность по ст. 15.14 КоАП РФ. Таким образом, объективная сторона правонарушения установлена неверно. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Представитель администрации Наговицына А.А. просила отказать в удовлетворении жалобы, считает постановление мирового судьи законным и обоснованным.

Выслушав мнения участников процесса, изучив доводы жалобы и дело об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Административная ответственность по ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ предусмотрена за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.

Основаниями для привлечения мировым судьей Шишкарёвой С.В. к указанной ответственности послужило в том числе то, что последняя как индивидуальный предприниматель не выполнила условия соглашения ***/С от ...... о предоставлении субсидии на поддержку начинающих – гранты начинающим на создание собственного бизнеса из бюджета муниципального образования «город Тулун», а именно сумма в размере 13000 рублей направлена на цели, не соответствующие смете расходов субсидии; не обеспечено сохранение двух рабочих мест в течение 12 месяцев.

Однако с такими выводами суда первой инстанции нельзя согласиться по следующим основаниям.

Из сметы расходов субсидии, приложенной к соглашению об ее предоставлении ***/С от ......, следует, что получатель субсидии - индивидуальный предприниматель Шишкарёва С.В. обязуется обеспечить целевое использование предоставленной ей субсидии в сумме 290200 рублей, в том числе денежные средства на аренду зала в размере 12000 рублей и на рекламу – 3500 рублей.

Согласно подпункту «е» пункта 4 вышеуказанного Соглашения, в случае использования и (или) нецелевого использования субсидии получатель субсидии обеспечивает выполнение принятых по настоящему соглашению обязательств за счет собственных средств.

Из предоставленного Шишкарёвой С.В. отчета об использовании субсидии от ...... на общую сумму 301500 рублей усматривается, что данная сумма складывается из освоенной ею в соответствующих целях всей субсидии в размере 290200 рублей и дополнительно затраченных собственных средств – 11300 рублей, в том числе расходы на рекламу в размере 3000 рублей.

В материалах делах имеется копия квитанции от ......, согласно которой Шишкарёва С.В. затратила денежные средства в размере 20.000 рублей на аренду зала. Последняя пояснила, что эти средства являются ее собственными.

В деле содержатся копии квитанций об оплате Шишкарёвой С.В. расходов на рекламу: *** от ......, *** от ......, *** от ...... на общую сумму 3000 рублей. Шишкарёва С.В. в судебном заседании уточнила, что данная сумма и была ею включена в отчет об использовании субсидии, из которой 500 рублей – это ее собственные средства.

В суде второй инстанции Шишкарёва С.В. представила товарный чек от ......, согласно которому она оплатила расходы на рекламу на телевидении в размере 8000 рублей за период с ...... по ....... Шишкарёва С.В. подтвердила, что данные расходы реализованы из ее собственных средств и направлены на обеспечение ее предпринимательской деятельности, в рамках которой и была предоставлена субсидия.

Таким образом, вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Шишкарёвой С.В. как индивидуальным предпринимателем добросовестно исполнялись обязательства в указанной части, она обеспечила выполнение условий соглашения о предоставлении ей субсидии не только путем полного освоения всей суммы субсидии для достижения целей, на которые она предоставлялась, но и посредством использования собственных средств на данные цели, что не противоречит приведенному выше пункту 4 Соглашения.

Кроме этого, согласно пункту 4 Соглашения получатель субсидии обеспечивает количество сохраненных рабочих мест в течение 12 месяцев - 2. При этом в Соглашении не определены сроки, указывающие с какого момента Получатель обязан обеспечить сохранение рабочих мест.

Как указывается Шишкарёва С.В., тот человек, которого она планировала трудоустроить, отказался от вакансии. Поиск и обучение нового сотрудника заняло определенное время. Вместе с тем на конец отчетного периода у нее имелись два сохраненных рабочих места и два созданных.

В связи с этим, Шишкарёвой С.В. не было допущено нарушения условий Соглашения, поскольку предпринимателем обеспечено сохранение двух рабочих мест в течение 12 месяцев.

Следует учитывать, что бизнес-проект, составленный предпринимателем, предполагал достижения других экономических показателей. Шишкарёва С.В. заявлено - сохранение одного рабочего места и создание трех новых рабочих мест, что и было выполнено предпринимателем.

Таким образом, не представлено достаточных доказательств, подтверждающих нарушение Шишкарёвой С.В. условий Соглашения. Расходы, понесенные последней, были направлены для достижения целей, на которые предоставлялась субсидия. Показатели, предусмотренные подпунктом «б» пункта 4 Соглашения, достигнуты.

Учитывая изложенное, в действиях Шишкарёвой С.В. отсутствовал умысел на совершение вменяемого ей административного правонарушения в названной выше части, поэтому дело в этой части подлежит прекращению в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

Вместе с тем согласно ст.2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно подпункту «в» пункта 4 Соглашения, получатель в течение срока, на который предоставлена субсидия, представляет администрации городского округа отчеты по объемам налоговых отчислений – не позднее 30 дней с даты сдачи в налоговый орган по месту государственной регистрации соответствующих налоговых деклараций.

Факт нарушения Шишкарёвой С.В. срока предоставления налоговой декларации в администрацию городского округа достоверно установлен мировым судьей, подтвержден материалами дела. Однако принимая во внимание отсутствие доказательств того, что данное деяние представляло общественную опасность для охраняемых законом интересов и прав личности, общества и государства, повлекло существенное нарушение охраняемых законом общественных отношений, его следует признать малозначительным.

Доводы жалобы, касающиеся противоречий в актах проверки и осмотра имущества, сами по себе, по мнению суда, не являются безусловными основаниями считать акт проверки и протокол об административном правонарушении недопустимыми доказательствами.

Доводы жалобы, связанные с несогласием с выводами суда относительно оценки правовой природы понятий «условия предоставления субсидии» и «условия использования субсидии», необоснованны. Эти выводы мирового судьи надлежащим образом мотивированы в постановлении, оснований не согласиться с ними не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка ******* и **** от ...... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.5 ч.2 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу в части признания Шишкарёвой С.В. виновной в направлении денежных средств в размере 13000 рублей на цели, не соответствующие смете расходов субсидии, в не обеспечении сохранения двух рабочих мест в течение 12 месяцев прекратить на основании ст.24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

Производство по делу в части признания Шишкарёвой С.В. виновной в нарушении срока предоставления налоговой декларации в администрацию городского округа прекратить в связи с малозначительностью правонарушения, освободить ее от административной ответственности и объявить ей устное замечание.

Жалобу Шишкарёвой С.В. удовлетворить частично.

Решение вступает в законную силу немедленно.

Судья____________________С.В. Тыхеев