№12-151/2018
РЕШЕНИЕ
Красноярский край,
<...> 03 мая 2018 года
Судья Ачинского городского суда Красноярского края Бардин А.Ю.,
с участием:
представителя Межрайонной ИФНС России № 4 по Красноярскому краю –ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Лотереи Красноярья» ФИО2 на постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Красноярскому краю от 01 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ,
установил:
Постановлением начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Красноярскому краю от 01 марта 2018 года должностное лицо – генеральный директор ООО «Лотереи Красноярья» ФИО2 признана виновной в совершении административногоправонарушения, предусмотренногоч.1ст. 15.27 КоАП РФ,с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000рублей, за то, что 31.01.2018 года в 10 час. 40 мин.по адресу:<...> в 5 метрах на восток от жилого дома №27 А.В. приобрел в киоске «ЛОТО», принадлежащем ООО «Лотереи Красноярья», лотерейный билет «Русское лото», № тиража: 1217, №билета:121704454126. До приема на обслуживание распространитель лотерейных билетов в киоске «ЛОТО» Л.В. не идентифицировала клиента- участника лотереи, не установила фамилию, имя, гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность и адрес места жительства (регистрацию) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика.
Директор ООО «Лотереи Красноярья» ФИО2 не согласившись с указанным постановлением, обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, мотивировав тем, что ООО «Лотереи Красноярья» не является ни организатором, ни оператором Всероссийской государственной лотереи «Русское лото», таким образом Общество не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ. Кроме того, обязанность документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения о совершении клиентом операции с денежными средствами или иным имуществом установлена п.1 ст.7 Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» только в отношении операций, подлежащих обязательному контролю. В соответствии с п.1.1 ст.7 названного закона идентификация клиента – физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 рублей. По условиям Договора, заключенного с АО «Торговый дом «Столото» Общество оказывает АО «Торговый дом «Столото» услуги по распространению лотерейных билетов. Стоимость лотерейных билетов, указана на них и составляет 100,0 рублей.
Таким образом, Общество осуществляет прием платежей от клиентов для приобретения ими лотерейных билетов, номиналом менее 15 000,00 руб., следовательно, Общество не обязано проводить идентификацию клиента.
Из указанного выше следует, что общество обязано идентифицировать только тех лиц, в пользу которых производятся денежные выплаты в виде выигрыша и выплаты в размере или свыше 600000 рублей, а также лиц, в отношении которых осуществляется прием денежных средств свыше 15000 рублей.Поскольку случаи выигрыша и (или) выплаты на такую сумму материалами административного дела не подтверждаются, лица, от которых поступали денежные средства в ООО «Лотереи Красноярья» за лотерейные билеты, сумма которых превышала 15000 рублей, не установлены, доказательств того, что у работников Общества возникли подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма инспекцией не представлено, а также не установлены структура, штатная численность, клиентская база и степени (уровня) рисков, связанных с клиентами ООО «Лотереи Красноярья» и их операциями.Таким образом состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ в действиях Вальдовскойотсутствует.Пунктом 6 статьи 20 Закона о лотереях определено, что выигрыши выплачиваются оператором лотереи или распространителем участнику лотереи при предъявлении участником лотереи документа, удостоверяющего его личность, или применении иного способа идентификации участника лотереи, предусмотренного Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействиилегализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и обеспечивающего установление возраста такого участника лотереи. Данные правила вступили в силу с 01.01.2018г. При этом данным пунктом не установлен размер выигрыша при котором необходимо выигрыш выдавать при наличии документа, удостоверяющего личность.Федеральным законом от 07.03.2018 N 52-ФЗ статья 20 закона о лотереях дополняется частью 6.1. в соответствии с которой заключение договоров об участии в лотерее, оформляемых выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции, а также выплата, передача или предоставление выигрышей по таким договорам при сумме расчета, составляющей менее 15 000 рублей, в случае возникновения сомнения в достижении участником лотереи возраста восемнадцати лет осуществляется оператором лотереи, распространителем с установлением возраста участника лотереи, при этом идентификация такого участника лотереи в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", не проводится.Заключение договоров об участии в лотерее, оформляемых выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции, а также выплата, передача или предоставление выигрышей по таким договорам при сумме расчета, равной или превышающей 15 000 рублей, осуществляется при предъявлении участником лотереи документа, удостоверяющего его личность.Законодательством не установлена ответственность распространителя лотерей за продажу лотерейного билета без документа удостоверяющего его личность.
Кроме того, с 01.01.2018 в статьи 214.7,217, 228 в Налоговый кодекс РФ внесены изменения. В соответствии с указанными изменения, выигрыш в лотереи, не превышающий 4000 рублей, не облагается налогом. Если выигрыш составит от 4000 до 15 000 рублей, то налог самостоятельно выплачивается победителем. От суммы выигрыша в размере 15000 и более налоговым агентом является распространитель.Следовательно, реализация лотерейного билета в сумме 100 рублей без предъявления удостоверения личности участнику лотереи является малозначительным нарушением, т.к. не наносит ущерб и вред бюджету РФ.С учетом изложенного, ввиду того, что налоговой инспекцией не верно трактуется законодательство РФ, в частности Закон о лотереях, Федеральный закон № 115-ФЗ, считает, что налоговая инспекция не доказала наличия в ее действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.Вынесение Постановления при отсутствии состава административного правонарушения свидетельствует о незаконности данного постановления. Кроме того, в поступивших дополнениях к жалобе, ФИО2 просила признать представление от 06.03.2018 года, в соответствии с которым ООО «Лотереи Красноярья» обязано осуществить идентификацию клиента как при получении платы за участие в лотереи, так и при осуществлении выигрыша, незаконным и отменить его.
В судебное заседание ФИО2,уведомленная судом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, не явилась, предоставила заявление, в которомпросила рассмотреть жалобу в ееотсутствии (л.д.208).
Представитель Межрайонной ИФНС России № 4 по Красноярскому краю –ФИО1 в судебном заседании просила оставить постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Красноярскому краю от 01 марта 2018 года без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Выслушав представителя межрайонной ИФНС России № 4 по Красноярскому краю, изучивдоводыжалобы, материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении дела, судья обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 1.6 Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях (далее - КоАП РФ) лицо, привлекаемоек административной ответственности, не может быть подвергнутоадминистративному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке,установленных законом.
Частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ определено, что наличие составаадминистративного правонарушения устанавливается на основаниифактических данных, являющихся доказательствами по делу обадминистративном правонарушении.
Согласно пункту 8 статьи 2 Федерального закона N 138-ФЗ "О лотереях"(далее - Закон о лотереях) под проведением лотереи понимаетсяосуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров(контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов,изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или)иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов),распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участникамилотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышныхлотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышейучастникам лотереи.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона о лотереяхраспространитель лотерейных билетов - лицо, осуществляющеераспространение лотерейных билетов среди участников лотереи, приемлотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей наосновании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереидоговора. Следовательно, распространитель лотерейных билетов являетсяорганизацией, проводящей лотереи.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученныхпреступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ)организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а такжеорганизующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иныеоснованные на риске игры, в том числе в электронной форме, относятся корганизациям, осуществляющим операции с денежными средствами илииным имуществом.
В соответствии со статьей 2 Закона N 115-ФЗ настоящий федеральныйзакон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранныхграждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции сденежными средствами или иным имуществом, а также государственныхорганов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, вцелях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных слегализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, ифинансированием терроризма.
Согласно статье 3 Закона N 115 -ФЗ операции с денежными средствамиили иным имуществом - действия физических и юридических лиц сденежными средствами или иным имуществом независимо от формы испособа их осуществления, направленные на установление, изменение илипрекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.В силу статьи 4 Закона N 115-ФЗ к мерам, направленным напротиводействие легализации (отмыванию) доходов, полученныхпреступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в частности,организация и осуществление внутреннего контроля.Из оспариваемого постановления следует, что 31.01.2018 года в 10 часов 40 минут свидетель П. приобрел в киоске «Лото», расположенном по адресу <...> в 5 метрах на восток от жилого дома 27, лотерейный билет «Русское лото», до приема на обслуживание идентификация клиента не произведена, а именно: не установлены фамилия, имя, гражданство, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность и адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, ИНН.
В связи с чем, указанные обстоятельствапослужили основанием для вывода административного органа о нарушениигенеральным директором ООО «ЛОТЕРЕИ КРАСНОЯРЬЯ» ФИО2 пункта 1 части 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ и признания еевиновной в совершении административного правонарушения,предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗустановлены обязанности организаций, осуществляющих операции сденежными средствами или иным имуществом, в частности:- идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации,осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом(клиента), и установить в определенные данной нормой сведения (вотношении физических лиц -фамилию, имя, отчество; гражданство;реквизиты документа, удостоверяющего личность; данные миграционнойкарты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина илилица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации,адрес места жительства (регистрации) или места пребывания,идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); вотношении юридических лиц - наименование, идентификационный номерналогоплательщика или код иностранной организации, государственныйрегистрационный номер, место государственной регистрации и адресместонахождения).- документально фиксировать и представлять в уполномоченный органне позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции,следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям сденежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами:
вид операции и основания ее совершения;
дату совершения операции с денежными средствами или инымимуществом, а также сумму, на которую она совершена;
сведения, необходимые для идентификации физического лица,совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом(данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность),данные миграционной карты, документа, подтверждающего правоиностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание(проживание) в Российской Федерации, идентификационный номерналогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или местапребывания;наименование, идентификационный номер налогоплательщика,государственный регистрационный номер, место государственнойрегистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающегооперацию с денежными средствами или иным имуществом;
сведения, необходимые для идентификации физического илиюридического лица, по поручению и от имени которого совершаетсяоперация с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранногогражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) вРоссийской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (приего наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственнофизического или юридического лица;
сведения, необходимые для идентификации представителя физическогоили юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительногоуправляющего, совершающего операцию с денежными средствами или инымимуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силуполномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо актеуполномоченного на то государственного органа или органа местногосамоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающегоправо иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание(проживание) в Российской Федерации, идентификационный номерналогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства илиместонахождения соответственно представителя физического илиюридического лица;
сведения, необходимые для идентификации получателя по операции сденежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, втом числе данные миграционной карты и документа, подтверждающегоправо иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание(проживание) в Российской Федерации, идентификационный номерналогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства илиместонахождения получателя и (или) его представителя, если этопредусмотрено правилами совершения соответствующей операции.
Таким образом лицо, организующее и проводящее лотереи, обязаноидентифицировать лицо, находящееся на ее обслуживании, только приусловии совершения операций, подлежащих обязательному контролю.
Пунктом 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ установлено, что обязанность по идентификации клиента установлена во всех случаях за исключением, установленных пунктом 1.1 указанной статьи.
В соответствии с пунктом 1.1. статьи 7 Закона N 115-ФЗ идентификация клиента -физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов -физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).
В соответствии с ч. 6.1 ст.20 Федерального закона №138-ФЗ «О лотереях», заключение договоров об участии в лотерее, оформляемых выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции, а также выплата, передача или предоставление выигрышей по таким договорам при сумме расчета, составляющей менее 15 000 рублей, в случае возникновения сомнения в достижении участником лотереи возраста восемнадцати лет осуществляется оператором лотереи, распространителем с установлением возраста участника лотереи, при этом идентификация такого участника лотереи в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", не проводится. Заключение договоров об участии в лотерее, оформляемых выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции, а также выплата, передача или предоставление выигрышей по таким договорам при сумме расчета, равной или превышающей 15 000 рублей, осуществляется при предъявлении участником лотереи документа, удостоверяющего его личность.
Кроме того, критерий отнесения операций с денежными средствами или инымимуществом к операциям, подлежащим обязательному контролю, определенстатьей 6 Закона № 115-ФЗ. Одним из таких критериев является сумма, накоторую совершается операция: сумма операции должна быть равна илипревышать 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте,эквивалентной 600000 рублей, или превышать ее. Кроме того, по своемухарактеру такая операция должна относиться к одному из видов операций,поименованных в Законе (второй критерий). К таким операциям Закон, вчастности, относит операцию по получению денежных средств в виде платыза участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных нариске играх, в том числе в электронной форме, и выплате денежных средствв виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх (абз. 6 пункта 4части 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ).
Из указанных нормативных положений следует, что общество обязано идентифицировать только тех лиц, в пользу которых производятся денежные выплаты в виде выигрыша и выплаты в размере или свыше 600000 рублей, а также лиц, в отношении которых осуществляется прием денежных средств свыше 15000 рублей.
Поскольку из материалов административного дела случаи выигрыша и (или) выплаты на такую сумму не усматриваются, и приема платежей по покупке лотерейных билетов свыше 15000 рублей не было, состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, в действиях должностного лица – директора ООО «Лотереи Красноярья»ФИО2 отсутствует.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Красноярскому краю от 01 марта 2018 года подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
06.03.2018 годаначальником Межрайонной ИФНС России № 4 по Красноярскому краюФИО2 вынесено представление № 2.15-34/04931об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, в котором также указано на совершение ФИО2 административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ при обстоятельствахизложенных в вышеуказанном постановлении по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 На ФИО2 возложена обязанность принять необходимые меры для осуществления идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, и бенефициарного владельца клиента, как при получении платы за участие в лотерее, так и при осуществлении выплаты в виде выигрыша, полученного от участия в ней, независимо от размера получаемых или выплачиваемых средств.
В связи с отменой постановления начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Красноярскому краю от 01 марта 2018 года в отношении ФИО2 в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, представление № 2.15-34/04931 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения также подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
Решил:
Постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Красноярскому краю от 01 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.15.27 КоАП РФ, в отношении должностного лица директора ООО «Лотереи Красноярья» ФИО2 и представление № 2.15-34/04931 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения – отменить.
Производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд течение 10-дней со дня получения копии настоящего решения, путем подачи жалобы или принесения протеста через Ачинский городской суд.
Судья А.Ю.Бардин