ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-151/2018 от 30.05.2018 Магаданского городского суда (Магаданская область)

№ 12-151/2018

РЕШЕНИЕ

30 мая 2018 г. г. Магадан

Судья Магаданского городского суда Магаданской области Неказаченко Н.П., с участием

должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – ФИО1, которой разъяснены права, предусмотренные ст.25.1, 30.1 КоАП РФ, положения ст.51 Конституции РФ,

защитника ФИО1 – Беляевой И.В., которой разъяснены права, предусмотренные ст.25.5 КоАП РФ,

старшего помощника прокурора г.Магадана Поповой Э.Ю.,

представителя административного органа – заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного законодательства Магаданского УФАС России ФИО2, действующей на основании доверенности от 11 января 2018 г. № 01-10/40,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Магадане в помещении Магаданского городского суда жалобу ФИО1 на постановление № 29 врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области ФИО3 от 18 апреля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя руководителя комитета экономического развития мэрии города Магадана

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшейся к административной ответственности,

УСТАНОВИЛА:

Постановлением врио руководителя УФАС по Магаданской области ФИО3 № 29 от 18 апреля 2018 года должностное лицо - руководитель комитета экономического развития мэрии г. Магадана ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратилась в Магаданский городской суд с жалобой. В обоснование жалобы указала, что не является субъектом вменяемого административного правонарушения. Кроме того, в силу положений должностной инструкции в ее полномочия не входит проверка существа заказа закупку, осуществляемую мэрией г. Магадана. Помимо этого должностной инструкцией на нее возложена обязанность по утверждению документации не на все виды закупок, а лишь относительно тех, которые инициируются ОМЗ КЭР. На основании изложенного, просила постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Явившаяся в судебное заседание ФИО1, а также ее защитник – Беляева И.В., доводы, изложенные в жалобе, поддержали, просили жалобу удовлетворить. Помимо прочего укали на то, что в ходе рассмотрения дела административным органом было нарушено право лица, привлекаемого к административной ответственности на защиту. Так, защитник ФИО1 –Беляева И.В. не была уведомлена надлежащим образом о времени и месте проведения разбирательства по делу об административном правонарушении.

Представитель административного органа - ФИО2, а также старший помощник прокурора г.Магадана Попова Э.Ю., в судебном заседании полагали, что постановление врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области ФИО3 от 18 апреля 2018 г. является законным и обоснованным, а потому отсутствуют основания для удовлетворения жалобы и отмене постановления.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

На основании ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Часть 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Сферой применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) является регулирование отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В соответствии со ст.2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону

Согласно ст. 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Открытость и прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок обеспечивается, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

На основании п.4.1 ст.21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.

Частью 3 статьи 21 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в план-график включается информация в отношении каждой закупки, в том числе, дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований.

В соответствии с ч.12 ст.21 Закона о контрактной системе не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.

Подпунктом «и» п.1 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 г. № 554 закреплено, что в план-график вносится информация об ограничениях, связанных с участием в закупке только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со статьей 30 Федерального закона (при наличии таких ограничений).

Таким образом, действующим законодательством установлены требования к порядку формирования и содержания плана-графика закупок, а также установлен запрет на проведение закупок, не предусмотренных планом-графиком, и размещения в единой информационной системе извещений и документаций об осуществлении закупки, содержащей информацию, не отраженную в плане-графике.

Из материалов дела следует, что прокуратурой города Магадана в рамках осуществления надзора за исполнением органами местного самоуправления Закона о контрактной системе выявлен факт утверждения аукционной документации «Производство и вещание в местном радиоэфире информационных материалов о культурном, общественно-политическом, социально-экономическом развитии муниципального образования «Город Магадан», деятельности органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления» (реестровый номер 0347300000517000003) с нарушением требований законодательства о контрактной системе при следующих обстоятельствах.

09.02.2017 г. мэрией города Магадана в единой информационной системе сети Интернет на сайте www.zakupki.gov.ru размещен план-график закупок на 2017 год (далее - план-график).

Позицией №17 плана-графика предусмотрена закупка с ИКЗ №173490900162649090100100180016010244 на производство и вещание в местном радиоэфире информационных материалов о культурном, общественно-политическом, социально-экономическом развитии муниципального образования «Город Магадан», деятельности органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления с начальной (максимальной) ценой контракта 3 184 560,00 рублей.

В столбце №25 (осуществление закупки у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций) указанной позиции плана-графика отсутствует ограничение о проведении данной закупки среди субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций.

В последующих изменениях, вносимых в план-график и размещенных в единой информационной системе, ограничения к данной закупке не предусматривались, в том числе, осуществление ее среди субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций.

Между тем, извещением о проведении электронного аукциона «Производство и вещание в местном радиоэфире информационных материалов о культурном, общественно-политическом, социально- экономическом развитии муниципального образования «Город Магадан», деятельности органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления» (реестровый номер 0347300000517000003), а также аукционной документацией (п. 13 Информационной карты, п.9 разд.2 Инструкции), для участников закупки предусмотрены дополнительные требования и ограничения, а именно: участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально-ориентированные некоммерческие организации.

Таким образом, документация об электронном аукционе, по мнению прокурора, утверждена с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.

В ходе проверки установлено, что должностным лицом, утвердившим документацию об электронном аукционе в части информационной карты аукциона и инструкции участникам размещения заказа, является заместитель руководителя комитета экономического развития мэрии города Магадана ФИО1

Датой совершения правонарушения является 19 апреля 2017 года – утверждение документации об электронном аукционе и размещении ее в единой информационной системе в сети Интернет.

Рассматривая дело об административном правонарушении, должностное лицо административного органа пришла к выводу о наличии в действиях заместителя руководителя комитета экономического развития мэрии города Магадана ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, в связи с чем вынесла постановление № 29 от 18 апреля 2018 г. о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ и назначении ей штрафа в размере 3 000 рублей.

Проанализировав содержание обжалуемого постановления, оценив представленные доказательства в совокупности, прихожу к выводу об отказе в удовлетворении жалобы по следующим основаниям.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно п.10 ст.3 Закона о контрактной системе уполномоченный орган, уполномоченное учреждение - государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, на которые возложены полномочия, предусмотренные статьей 26 настоящего Федерального закона

В соответствии с ч.1 ст.26 Закона о контрактной системе, в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).

Согласно ч.5 ст.26 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления обязаны принять решение об осуществлении полномочий заказчика данными органами, их территориальными органами или учреждениями (при осуществлении данными органами функций и полномочий учредителя учреждений) следующими способами:

1) осуществление данными органами полномочий на:

а) определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков;

б) планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и муниципальных заказчиков;

2) наделение уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или несколько уполномоченных органов, уполномоченных учреждений полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков;

3) наделение уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или несколько уполномоченных органов, уполномоченных учреждений полномочиями на планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и соответствующих муниципальных заказчиков;

4) осуществление каждым заказчиком своих полномочий самостоятельно.

Таким образом, органом местного самоуправления определяется, какой объем полномочий заказчика передается уполномоченному органу.

Мэрия города Магадана определила указанные полномочия в Постановлении мэрии города Магадана от 13.05.2014 № 1663 (действующим с 22 мая 2014 года и утратившим силу в связи с изданием Постановления мэрии г. Магадана от 10.05.2017 № 1335) «О порядке взаимодействия уполномоченных органов с заказчиками при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) для нужд муниципального образования "Город Магадан» (вместе с "Положением о порядке взаимодействия органов местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования "Город Магадан", отраслевых (функциональных) и территориальных органов мэрии города Магадана, а также муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений, муниципальных унитарных предприятий муниципального образования "Город Магадан" с уполномоченными органами") (далее - Постановление №1663).

Пунктом 1 Постановления № 1663 установлено, что заказчиками являются органы местного самоуправления, избирательная комиссия муниципального образования "Город Магадан", отраслевые (функциональные) и территориальные органы мэрии города Магадана (далее по тексту главные распорядители бюджетных средств), а также муниципальные казенные, бюджетные и автономные учреждения, муниципального образования "Город Магадан" с правом подписания контрактов, проведения закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также проведения запроса котировок, запроса предложений.

В качестве уполномоченного органа на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд муниципального образования "Город Магадан" за счет средств бюджета муниципального образования "Город Магадан" (далее по тексту - средства городского бюджета), внебюджетных источников финансирования и иных источников финансового обеспечения путем использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в форме открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, аукциона в электронной форме, закрытого аукциона, без права подписания контрактов определено Управление муниципальных закупок мэрии города Магадана (п.2 Постановления).

Согласно п.1 Положения заявка на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) готовится и предоставляется в управление муниципальных закупок мэрии города Магадана (далее - управление МТО и МЗ) заказчиками.

Ответственность за содержательную часть заявки и ее своевременное предоставление в управление МТО и МЗ несет руководитель заказчика.

Заявка предоставляется в управление МТО и МЗ в соответствии с информацией, включенной в план-график, на бумажном носителе и в форме электронного документа. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть размещены в единой информационной системе, а до ее введения - в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Несоответствие информации, поданной на бумажном носителе, с данными электронной версии не допускается. Ответственность за несоответствие информации несет заказчик (пп.2, 3 Положения).

Таким образом, уполномоченным органом на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд муниципального образования «Город Магадан» за счет средств бюджета муниципального образования «Город Магадан» является Управление муниципальных закупок мэрии города Магадана.

Распоряжением мэрии города Магадана от 29 декабря 2015 г. №116-р утверждено Положение о комитете экономического развития мэрии города Магадана (далее - Положение).

В соответствии с п.l указанного Положения, Комитет экономического развития мэрии города (далее - Комитет) является функциональным органом мэрии города Магадана, созданным с целью:

- реализации полномочий мэрии города Магадана в сфере социальноэкономического развития муниципального образования «Город Магадан», стратегического планирования и прогнозирования, обеспечения муниципальной бюджетной, ценовой и инвестиционной политики, реализации мер, направленных на развитие взаимовыгодных экономических связей с зарубежными партнерами и создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства на территории муниципального образования «Город Магадан»;

- осуществления функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд муниципального образования «Город Магадан» за счет средств бюджета муниципального образования «Город Магадан», внебюджетных и иных источников финансирования путем использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), без права подписания контрактов.

В силу п.3.27 Положения, к основным функциям Комитета относится определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд муниципального образования «Город Магадан».

В соответствии с п.5.5 Положения, в состав Комитета входят следующие отделы:

- отдел прогнозирования и стратегического планирования;

- отдел инвестиций, внешнеэкономической деятельности и предпринимательства;

- отдел регулирования муниципального сектора экономики;

- отдел муниципальных закупок.

Согласно п.3.10 Положения об отделе муниципальных закупок комитета экономического развития мэрии города Магадана (Приложение № 25 к распоряжению мэрии города Магадана от 29 декабря 2015 г. № 116-р), к основным функциям отдела относится планирование и осуществление закупок товаров, работ, услуг для нужд мэрии города Магадана в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ.

Из материалов дела также следует, что аукционная документация утверждена двумя должностными лицами:

- заместителем мэра города Магадана ФИО4 (в части составления технического задания на оказание услуг, проекта контракта, обоснования начальной (максимальной) цены контракта, требования о соответствии участника закупки п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального Закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, разъяснение положений документации об электронном аукционе);

- заместителем руководителя комитета экономического развития мэрии города Магадана (в части составления инструкции участникам электронного аукциона и информационной карты электронного аукциона).

В соответствии с распоряжением от 30.12.2016г. N2773-л/с ФИО1 переведена на должность заместителя руководителя комитета экономического развития мэрии города Магадана с 01.01.2017г.

В силу Должностной инструкции заместителя руководителя комитета экономического развития мэрии города Магадана, утвержденной 01.02.2017г., заместитель руководителя комитета экономического развития мэрии города Магадана координирует работу отдела муниципальных закупок (п.3.1.1), контролирует в установленном порядке подготовку материалов на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на основе поданных заказчиками заявок, разработку документации об аукционе в электронной форме (п.3.1.3).

В силу п.3.1.8 Должностной инструкции, заместитель руководителя комитета экономического развития мэрии города Магадана координирует разработку и утверждает документацию о закупках, организатором которых является отдел муниципальных закупок.

Таким образом, вывод административного органа о том, что ФИО1 является субъектом настоящего правонарушения, является верным.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Действия заместителя руководителя комитета экономического развития мэрии города Магадана - ФИО1 правильно квалифицированы по ч. 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией статьи.

Довод ФИО1 о нарушении административным органом норм процессуального права, а именно рассмотрение дела об административном правонарушении в отсутствие надлежащим образом извещенного защитника является необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник. Защитник, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Из материалов дела следует и подтверждается пояснениями, данными ФИО1 в ходе судебного разбирательства, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении процессуальные права и обязанности, в том числе право на защиту, должностным лицом административного органа, в производстве которого находилось дело об административном правонарушении, были разъяснены. Правом на защиту ФИО1, путем заявления соответствующего ходатайства не воспользовалась.

Таким образом, дело правомерно рассмотрено должностным лицом административного органа в отсутствие защитника ФИО1

Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу решений, при рассмотрении настоящего дела допущено не было.

При таких обстоятельствах жалоба ФИО1 подлежит оставлению без удовлетворения, а постановление № 29 врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области ФИО3 от 18 апреля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя руководителя комитета экономического развития мэрии города Магадана ФИО1 без изменения.

Руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление № 29 врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области ФИО3 от 18 апреля 2018 г. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ должностного лица - заместителя руководителя комитета экономического развития мэрии города Магадана ФИО1 - оставить без изменения, в жалобу заместителя руководителя комитета экономического развития мэрии города Магадана ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд либо в Магаданский областной суд в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии решения лицами, указанными в ст. ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, и опротестовано в том же порядке прокурором.

Судья Н.П. Неказаченко