08 декабря 2021 года г. Тутаев Ярославской области
Судья Тутаевского городского суда Ярославской области Погодина Н.М.
при секретаре Ворониной Е.Н.,
с участием помощника прокурора Тутаевской межрайонной прокуратуры Ярославской области Крисюка И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Тутаевского судебного района Ярославской области от 24 сентября 2021 г. по делу административного правонарушения, предусмотренном ч.1 ст.20.7 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Тутаевского судебного района Ярославской области от 24 сентября 2021 г. Администрация Тутаевского муниципального района (далее по тексту Администрация ТМР) привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.20.7 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Из постановления следует, что Администрация ТМР не выполнила установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ специальные условий (правила) эксплуатации объекта гражданской обороны.
25.06.2021 г. Тутаевской межрайонной прокуратурой ЯО в ходе проверки защитных сооружений гражданской обороны установлено, что защитное сооружение гражданской обороны – противорадиационное укрытие (ПРУ) №15, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности Тутаевскому муниципальному району, не соответствует требованиям, предъявляемым к защитным сооружениям гражданской обороны. Нарушения пунктов Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583, допущенных Администрацией ТМР подробно отражены в постановлении мирового судьи от 24 сентября 2021 года.
Администрация ТМР с указанным постановлением не согласна, обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что мировым судьей не учтены изменения действующего законодательства в сфере создания объектов гражданской обороны. Постановлением Правительства РФ от 30.10.2019г. № 1391 «О внесении изменений в Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» были внесены изменения в порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утверждённой постановлением Правительства РФ от 29.11.199г. №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны». Указанные изменения вступили в силу с 9 ноября 2019 года.
Согласно указанным изменениям (пункт 3 Порядка) противорадиационные укрытия создаются для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, укрытия создаются для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения).
Вид защитного сооружения - ПРУ (противорадиационное укрытие) был присвоен объекту, находящемуся по адресу: <адрес>, в связи с ранее действовавшей редакцией пункта 3 Порядка, согласно которой противорадиационные укрытия создавались для населения и работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне.
В здании по адресу <адрес> размещается муниципальное образовательное учреждение лицей № 1. Указанная организация, в соответствии с действующим законодательством, не относится к организациям первой или второй категории по гражданской обороне и расположенным в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения).
В связи с изменившейся редакцией п.3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны и при отсутствии в вышеуказанном здании организаций, отнесенных к первой или второй категории по гражданской обороне у суда не имелось оснований применять к данному объекту требования, предъявляемые к типу ЗС ГО -противорадиационному укрытию.
Вывод суда о том, что изменения, внесенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2019 № 1391 «О внесении изменений в Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» действуют, начиная с 09.11.2019, и распространяются на вновь создаваемые ПРУ, а не на существующие объекты гражданской обороны, не соответствует указанному Постановлению Правительства РФ. Постановление Правительства РФ от 30.10.2019 № 1391 «О внесении изменений в Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» не содержит каких-либо переходных положений о распространении действия указанного постановления только на вновь созданные ПРУ и не распространении на уже созданные объекты гражданской обороны.
Противорадиационное укрытие № по адресу: <адрес> (лицей № 1) в муниципальной собственности Тутаевского муниципального района и городского поселения Тутаев отсутствует, право муниципальной собственности на указанный объект не зарегистрировано. Нахождение самого здания лицея № 1 в муниципальной собственности района не может означать, что самостоятельный объект, противорадиационное укрытие № 15, автоматически также относится к муниципальной собственности. В связи с этим, утверждение суда о том, что Администрация ТМР является собственником противорадиационного укрытия № 15, не соответствует действительности. По паспорту ПРУ № 15, организацией, эксплуатирующей противорадиационное укрытие № 15, является муниципальное образовательное учреждение лицей № 1, в обязанности которого, в силу пунктов 1.3,1.7,1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений, утвержденных Приказом МЧС от 15 декабря 2002 № 583, входит обслуживание и содержание помещения (ПРУ) по предназначению. Администрация ТМР не указана в паспорте как организация, эксплуатирующая ПРУ № 15.
По данному делу Администрация ТМР противоправных, виновных действий не совершала, состав административного правонарушения в отношении Администрации ТМР отсутствует.
Представитель Администрации ТМР в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил.
Помощник прокурора Тутаевской межрайонной прокуратуры Ярославской области Крисюк И.Ю. просил в удовлетворении жалобы отказать, постановление мирового судьи оставить без изменения, поскольку оно является законным и обоснованным.
Проверив законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении, заслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, считаю жалобу не подлежащей удовлетворению пор следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.20.7 КоАП РФ административным правонарушением является невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением Тутаевской межрайонной прокуратуры от 11.06.2021 в период с 15.06.2021 по 14.07.2021 проведена проверка Администрации ТМР, с целью контроля за соблюдением федерального законодательства о гражданской обороне на защитном сооружении гражданской обороны, находящемся здания по адресу: <адрес>.. В ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства о гражданской обороне, предусмотренные ФЗ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утв. постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309, Положением о гражданской обороне в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804. Факт выявленных нарушений стал поводом к возбуждению дела об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ в отношении Администрации ТМР.
Нежилое здание, в котором расположено защитное сооружение гражданской обороны, принадлежит на праве собственности Тутаевскому муниципальному району ЯО. Здание школы, расположенное по адресу: <адрес> передано в оперативное управление МОУ лицей № 1, что следует из копии распоряжения ДМИ администрации ТМР от 18.02.2013 №16 «О закреплении имущества в оперативное управление». Согласно положению о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности ТМР, утв. решением МС ТМР от 26.04.2013 № 26-г, права собственника в отношении муниципальной собственности ТМР от имени ТМР осуществляет Администрация ТМР.
Доводы администрации, что она не является надлежащим субъектом по делу об административном правонарушении уже были предметом рассмотрения мировым судьей и им дана надлежащая оценка. Мировым судьёй верно о установлено, что Администрация ТМР, как собственник здания, в котором расположено ЗС ГО, в соответствии со ст. 210 ГК РФ несёт бремя расходов на содержание принадлежащего ей имущества, обязана решать задачи в области гражданской обороны. Приказом МЧС РФ от 15.12.002 г. № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, из которых следует, что наличие паспорта защитного сооружения гражданской обороны, оформленного в соответствии с Правилами, влечет признание защитного сооружения гражданской обороны таковым. Согласно материалов дела, ПРУ № 17 имеет статус защитного сооружения гражданской обороны, что подтверждается реестром объектов гражданской обороны Ярославской области и паспортом противорадиационного укрытия № 15, Статус ПРУ № 15 как защитного сооружения, не прекращен. Изменения, внесенные в ПП РФ № 1309 от 29.11.1999 г. ( ред. от 30.10.2019 г. ) « О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» действуют начиная с 09.11.2019 г. и относительно вновь создаваемых ПРУ, существующие же объекты гражданской обороны подлежат сохранению и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию ( пункт 9). В соответствии с Федеральным Законом « О гражданской обороне» № 28 –ФЗ от 12.02.1998 г., мероприятия по гражданской обороне осуществляются в единой системе государственными, муниципальными органами и организациями. Согласно ч. 2 ст. 8 указанного ФЗ, именно органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запаса продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств … Согласно п. 15.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, в том числе обязанность по поддержанию в состоянии постоянной боевой готовности к использованию по предназначению и техническому обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем, входят в полномочия органов местного самоуправления. Эта же обязанность возложена на администрацию ТМР п. 15.4 Постановления Главы ТМР Ярославской области от 24 марта 2020 года № 209 –п «Об организации и ведении гражданской обороны в Тутаевском муниципальном районе Ярославской области».
Таким образом, учет, создание, сохранение и поддержание в постоянной готовности к использованию защитных сооружений, расположенных в границах муниципального района и находящихся в муниципальной собственности, относится к компетенции соответствующего органа местного самоуправления.
Администрация ТМР, являясь собственником ЗС ГО, несмотря на предусмотренную законом обязанность, не осуществляла в отношении ПРУ № мер, направленных на со сохранение такого объекта и поддержание его в состоянии постоянной готовности.
Следовательно администрация ТМР, является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 КоАП РФ, несет ответственность за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации объекта гражданской обороны.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства были правильно оценены мировым судьей в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований ч.3 ст.26.2 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления, мировым судьей при рассмотрении дела допущено не было, выводы мирового судьи о доказанности вины Администрации ТМР являются правильными, они основаны на материалах дела и представленных доказательствах. Указанные выводы мирового судьи надлежащим образом мотивированы..
Действия Администрации ТМР по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ мировым судьей квалифицированы правильно, как невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ специальных условий (правил) эксплуатации объектов гражданской обороны.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
При назначении наказания учтены положения ч.3 ст.4.1 КоАП РФ. Наказание назначено в минимальном размере, установленном санкцией ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ; является справедливым.
Таким образом, правовых оснований для отмены либо изменения постановления мирового судьи не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Тутаевского судебного района Ярославской области от 24 сентября 2021 года № г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.7 КоАП РФ, в отношении Администрации Тутаевского муниципального района <адрес> оставить без изменения, а жалобу заявителя – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в соответствии с положениями ст.ст.30.12-30.19 КоАП РФ во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья / Н.М. Погодина/