ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-151/2022 от 23.03.2022 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 12-151/2022

УИД 76RS0014-02-2022-000156-42

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль 23 марта 2022 года

Судья Кировского районного суда г. Ярославля Петухов Р.В., при секретаре Михалиной Е.С., рассмотрев жалобу Фроловой Нины Ивановны на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Ярославской области ФИО 1 по делу об административном правонарушении № 076/04/7.30-1335/2021 от 21 января 2022 года,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Ярославской области ФИО 1 по делу об административном правонарушении № 076/04/7.30-1335/2021 от 21 января 2022 года Фролова Н.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.30 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Из постановления следует, что Фролова Н.И., являясь председателем аукционной комиссии департамента государственного заказа Ярославской области, допустила нарушение пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, выразившееся в неправомерном допуске к участию в электронном аукционе ИП Сухова А.С., подавшего заявку в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинского изделия (система ультразвуковой визуализации универсальная), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение № 0171200001921002447).

Указанное постановление обжаловано лицом, привлекаемым к ответственности, Фроловой Н.И. Установленный ч.1 ст.30.3 КоАП РФ десятидневный срок обжалования постановления не пропущен.

Фролова Н.И. в жалобе просит постановление признать незаконным. Доводы жалобы сводятся к тому, что участие в аукционе приняло 2 участника закупки- ИП Сухов А.С. и ООО «Паритет», которые предложили к поставке систему ультразвуковой визуализации одного и того же производителя с одинаковым торговым наименованием, а именно: систему ультразвуковой визуализации Versana Premier производства «ДжиИ Медикал Системз», Китай. В постановлении должностное лицо указывает, что ИП Сухов А.С. в таблице, содержащей конкретные показатели предлагаемого к поставке товара, указал страну происхождения такого товара Китайская Народная Республика. В поле «Наименование страны происхождения товара» раздела «Наименование страны происхождения товара» ИП Сухов А.С. при помощи программно-аппаратных средств электронной площадки также указал страну происхождения предлагаемого им товара Китайская Народная Республика. Однако под данным полем ИП Сухов А.С. указал, что поставляются товары, происходящие исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). Вместе с тем, Китайская Народная Республика не является государством - членом ЕАЭС.

В этой связи, в обжалуемом постановлении сделан вывод о том, что ИП Суховым А.С. информация о стране происхождения товара, содержащаяся в первой части заявки, представлена противоречивым образом, то есть фактически не представлена. По мнению должностного лица, антимонопольного органа аукционная комиссия необоснованно допустила указанного участника закупки до участия в аукционе.

Заявитель считает, что она правомерно допустила ИП Сухова А.С. до участия в аукционе, поскольку в заявке по форме, рекомендуемой приложением № 2 к разделу 1 «Информационная карта аукциона» документации об аукционе была представлена информация о стране происхождения товара - Китайская Народная Республика. В интерфейсе площадки участником указана также аналогичная информация о стране происхождения предлагаемого им к поставке товара. Однако декларация ИП Суховым А.С. информации о том, что поставляются товары, происходящие исключительно из государств - членов ЕАЭС, поданная с помощью программно-аппаратных средств электронной площадки, не является указанием на конкретное наименование страны происхождения, как того требует норма части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

ИП Сухов А.С. в составе первой части заявки, представленной отдельным файлом, указал не только наименование страны происхождения товара, но и марку, и товарный знак предлагаемого к поставке товара - Versana Premier производства «ДжиИ Медикал Системз». На основании этих сведений также можно определить конкретную страну происхождения товара. Таким образом, никаких сомнений в достоверности наименования страны происхождения товара у нее, как и у других членов аукционной комиссии при рассмотрении заявки ИП Сухова А.С. не возникало. Поэтому оснований считать, что сведения о наименовании страны происхождения товара представлены не были, как отмечено в обжалуемом постановлении, также не имелось.

Должностное лицо в подтверждение своих доводов ссылается на пункт 20 раздела 1 «Информационная карта аукциона» документации об аукционе, где указано, что любая информация, представленная участником в составе первой части заявки, рассматривается аукционной комиссией как информация, предусмотренная частью 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ, и проверяется на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг. Несоответствие представленной информации требованиям документации влечет за собой отказ в допуске к участию в аукционе.

Вместе с тем, аукционная комиссия, рассмотрев заявку ИП Сухова А.С. не установила несоответствия требованиям документации об аукционе. Документацией об аукционе не установлены никакие требования к стране происхождения товара, кроме того, что наименование такой страны должно быть указано в первой части заявки участника закупки.

Считает, что ее действия по допуску ИП Сухова А.С. до участия в аукционе являются правомерными, в связи с чем отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

В судебном заседании Фролова Н.И. и ее защитник по доверенности Цыганова Н.Ю. доводы жалобы поддержали в полном объеме.

Представитель административного органа по доверенности Жарова М.А. против удовлетворения жалобы возражала.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 7.30 КоАП РФ отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

Материалами дела об административном правонарушении установлено, что Уполномоченным органом, департаментом государственного заказа Ярославской области (ДГЗ ЯО), в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru; далее также - ЕИС) 21.10.2021 размещено извещение № 0171200001921002447 вместе с аукционной документацией о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинского изделия (система ультразвуковой визуализации универсальная), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.

Начальная (максимальная) цена контракта 3 000 000,00 рублей.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (часть 2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Исходя из части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в
электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе
указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который
обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об
электронном аукционе.

Пунктом 21 раздела 1 «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе, инструкция по ее заполнению, так первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях,
предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению
по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением
программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) наименование страны происхождения товара;

3) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

Конкретные показатели заполняются в соответствии с требованиями таблицы Раздела 2 «Описание объекта закупки», при этом участник закупки указывает четко показатели предлагаемого к поставке товара, по показателям, отмеченным «*», участнику необходимо указать конкретное значение, не допускается использование слов «не менее», «не более», по показателям, отмеченным «**», участнику необходимо указать диапазон значений, не допускается использование слов «не уже», при этом верхняя и нижняя границы входят в указанный диапазон.

Участник закупки в составе первой части заявки вправе указать показатель и его значения, сопровождающиеся «***», если предлагаемое участником закупки к поставке оборудование в соответствии с нормативно-технической документацией производителя содержит данные показатели и их значения. При этом если предлагаемое участником закупки к поставке оборудование в соответствии с нормативно-технической документацией производителя не содержит данные показатели и их значения, он вправе не указывать данные значения.

Первую часть заявки рекомендуется представить по форме, предложенной в приложении №2 к Разделу 1 «Информационная карта аукциона».

Любая информация, представленная участником в составе первой части заявки, рассматривается аукционной комиссией как информация, предусмотренная частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, и проверяется на соответствие требованиям, установленным документацией об электронном аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Несоответствие представленной информации требованиям документации влечет за собой отказ в допуске к участию в электронном аукционе.

В соответствии с приложением № 2 к разделу 1 «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе информацию о конкретных показателях, соответствующих значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии), предлагаемого для поставки товара рекомендуется представить по следующей форме в виде таблицы, состоящей из следующих разделов: «наименование товара» (Система ультразвуковой визуализации универсальная «1»), «Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе*»; «Нааименование товара в соответствии с регистрационным удостоверением**»; «Указание на товарный знак (при наличии)**»; «Наименование страны происхождения товара***».

При этом, «1» наименование товара указано в соответствии с требованиями правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 февраля 2017 года № 145 (реестровая запись № 26.60.12.132-00000026);

* заполняется в соответствии с требованиями таблицы Раздела 2 «Описание объекта закупки», при этом участник закупки указывает четко показатели предлагаемого к поставке товара, по показателям, отмеченным «*», участнику необходимо указать конкретное значение, не допускается использование слов «не менее», «не более», по показателям, отмеченным «**», участнику необходимо указать диапазон значений, не допускается использование слов «не уже», при этом верхняя и нижняя границы входят в указанный диапазон. Участник закупки в составе первой части заявки вправе указать показатель и его значения, сопровождающиеся «***», если предлагаемое участником закупки к поставке оборудование в соответствии с нормативно-технической документацией производителя содержит данные показатели и их значения. При этом если предлагаемое участником закупки к поставке оборудование в соответствии с нормативно-технической документацией производителя не содержит данные показатели и их значения, он вправе не указывать данные значения;

**указывается товарный знак (при наличии), а также рекомендуется указать производителя предлагаемого к поставке товара, наименование в соответствии с регистрационным удостоверением;

***указывается наименование страны происхождения товара.

Положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ не устанавливают требований о том, каким именно образом в первой части заявки должна предоставляться информация о наименовании страны происхождения, соответственно, данная информация может быть представлена участниками закупки как в таблице, содержащей конкретные показатели предлагаемого к поставке товара, так и в отдельном файле или при помощи программно-аппаратных средств электронной площадки посредством заполнения соответствующего поля (при наличии такого функционала на электронной площадке).

Должностное лицо Ярославского УФАС России, изучив представленные в первой части заявки ИП Сухова А.С. (идентификационный номер заявки 2) документы и информацию, установило, что информация о наименовании страны происхождения представлена последним как при помощи программно-аппаратных средств электронной площадки, так и в таблице, содержащей конкретные показатели предлагаемого к поставке товара.

В таблице, содержащей конкретные показатели предлагаемого к поставке товара, указано что страной происхождения предлагаемого к поставке товара является Китайская Народная Республика.

Поле «Наименование страны происхождения товара» раздела «Наименование страны происхождения товара», заполненное ИП Суховым А.С. при помощи программно-аппаратных средств электронной площадки, содержит следующую информацию: Китайская Народная Республика. Однако под данным полем ИП Суховым А.С. указано, что «Поставляется (-ются) товар (ы), происходящий (-щие) исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза».

К государствам, являющимися членами Евразийского экономического союза относятся: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация (Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014), Республика Армения (Договор о присоединении Республики Армения от 10.10.2014 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014), Кыргызская Республика (Договор о присоединении Кыргызской Республики от 23.12.2014 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).

Таким образом, Китайская Народная Республика не является государством-членом Евразийского экономического союза, соответственно, ИП Суховым А.С., подавшим заявку на участие в электронном аукционе, в составе первой части заявки информация о наименовании страны происхождения предлагаемого к поставке товара представлена противоречивым образом, то есть такая информация фактически не представлена, что является основанием для отказа такому участнику в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В силу части 1 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи (часть 3 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Частью 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлены случаи, при которых участник электронного аукциона не допускается к участию в аукционе:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать, в том числе информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 0171200001921002447 от 09.11.2021 аукционной комиссией уполномоченного органа принято решение о допуске ИП Сухова А.С. (идентификационный номер заявки 2) к участию в электронном аукционе и признании индивидуального предпринимателя участником электронного аукциона.

Учитывая вышеизложенное, аукционная комиссия уполномоченного органа, допустив к участию в аукционе ИП Сухова А.С, указавшего в первой части заявки информацию о наименовании страны происхождения товара противоречивым образом, то есть фактически не представившего такую информацию, допустила нарушение пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Вина Фроловой Н.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.30 КоАП РФ, выразившегося в неправомерном допуске к участию в электронном аукционе ИП Сухова А.С., подавшего заявку в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинского изделия (система ультразвуковой визуализации универсальная), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение № 0171200001921002447), установлена.

Таким образом, Фроловой Н.И., как председателем аукционной комиссии было совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Ссылки Фроловой Н.И. о том, что ИП Сухов А.С. указал не только наименование страны происхождения товара, но и марку, и товарный знак предлагаемого к поставке товара, поэтому оснований считать, что сведения о наименовании страны происхождения товара представлены не были, являются несостоятельными, поскольку информация о наименовании страны происхождения предлагаемого им к поставке товара была представлена противоречивым образом.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Таким образом, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, если с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Несоблюдение требований законодательства при проведении аукциона нарушает единый действующий правопорядок, единообразное применение закона, умаляет авторитет государственных органов, обязанных соблюдать требования закона при осуществлении размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, нарушает интересы государства, которое должно обеспечивать исполнение закона в интересах общества.

Исходя из объекта вмененного правонарушения, обстоятельств дела, оснований для признания административного правонарушения малозначительным не имеется.

Доводы жалобы на то, что статья 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ утратила силу, поэтому имеет место декриминализация деяния, являются необоснованными, т.к. они не соответствуют закону.

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Ярославской области ФИО 1 по делу об административном правонарушении № 076/04/7.30-1335/2021 от 21 января 2022 года в отношении Фроловой Н.И. по ч.2 ст. 7.30 КоАП РФ, является законным и обоснованным, наказание назначено в пределах санкции указанной статьи, оно является справедливым, минимально возможным, а потому оснований для отмены или изменения постановления не усматриваю.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья,

р е ш и л:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Ярославской области ФИО 1 по делу об административном правонарушении № 076/04/7.30-1335/2021 от 21 января 2022 года в отношении Фроловой Нины Ивановны по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу Фроловой Нины Ивановны без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Р.В.Петухов