ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-151/301-2021 от 28.09.2021 Курского районного суда (Курская область)

Дело № 12-151/301-2021

46RS0030-01-2021-007189-25

Р Е Ш Е Н И Е

28 сентября 2021 года город Курск

И.о. судьи Курского района Курской области Малыхин Ю.В.,

рассмотрев жалобу директора МКУ «По обеспечению деятельности Администрации Курского района Курской области на постановление Государственной инспекции труда в Курской области от 28 мая 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении МКУ «По обеспечению деятельности администрации Курского района Курской области,

У С Т А Н О В И Л:

Государственной инспекции труда в Курской области от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо МКУ «По обеспечению деятельности Администрации Курского района Курской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, за которое подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Оспаривая данное постановление, директор МКУ «По обеспечению деятельности Администрации Курского района Курской области ФИО2 (далее – Заявитель) указывает, что основанием для наложения административного наказания явилось обращение в Государственную инспекцию труда в Курской области сотрудника МКУ «По обеспечению деятельности Администрации Курского района Курской области» ФИО9, работающего в должности водителя, по мнению которого он недополучил заработную плату за работу в выходные и праздничные дни в период с февраля по апрель 2021 г. Заявитель полагал, что, возбужденное в отношении МКУ «По обеспечению деятельности Администрации Курского района Курской области» дело об административном правонарушении подлежит прекращению, ввиду того, что между МКУ «По обеспечению деятельности Администрации Курского района Курской области» (далее – МКУ «ОДА») и МКУ «Централизованная бухгалтерия» муниципального района «Курский район» Курской области (далее - Исполнитель) заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого Исполнитель принял на себя полномочия по ведению бухгалтерского учета в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» со ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 2.2.5. указанного договора именно Исполнитель обязан начислять и выплачивать заработную плату работникам Учреждения. Из этого следует, что лицом ответственным за правильность начисления и выплату заработной платы сотрудникам является Исполнитель, поскольку функция по начислению заработной платы работникам МКУ «По обеспечению деятельности Администрации Курского района Курской области» перешла от МКУ «ОДА» к МКУ «Централизованная бухгалтерия» муниципального района «Курский район» Курской области. Начисление заработной платы работникам МКУ «ОДА» осуществлялось с учетом Примерного положения об оплате труда его работников, утвержденного решением Представительного собрания Курского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ и согласно Положению об оплате труда работников МКУ «По обеспечению деятельности Администрации Курского района Курской области», утвержденного приказом директора от ДД.ММ.ГГГГ-од. Указанные нормативные правовые акты устанавливают порядок осуществления доплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни. Инспекция посчитала, что работа в выходные дни и нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего времени должна оплачиваться в двойном размере по схеме (оклад + компенсационная и стимулирующая выплата) *2, что по мнению Заявителя неверно, а потому просит прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании директор МКУ «ОДА» ФИО4, действующий на основании доверенности, жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям, просил ее удовлетворить, отметив, что юридическое лицо является бюджетной организацией и имеет большую кредиторскую задолженность.

Представитель Государственной инспекции труда в Курской области – заместитель начальника отдела ФИО5 в судебное заседание не явилась, согласно полученном возражениям просила рассмотреть дело в её отсутствие, и отказать в удовлетворении жалобы.

Выслушав представителя заявителя ФИО4, свидетеля ФИО6, изучив приставленные материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Муниципальное казенное учреждение «По обеспечению деятельности Администрации Курского района Курской области» (МКУ «ОДА») с ДД.ММ.ГГГГ включен включено в ЕГРЮЛ и зарегистрировано по адресу; <адрес>. Директором юридического лица, согласно распоряжению -к от ДД.ММ.ГГГГ является ФИО1.

В ходе проверки, представленных МКУ «ОДА» документов установлено, что ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ состоит с ним в трудовых отношениях выполняя работу водителя транспортно-хозяйственного отдела.

Из представленных графиков дежурств за январь-апрель 2021 г., табеля учета рабочего времени за январь-апрель 2021 г., приказов -од от ДД.ММ.ГГГГ, -од от ДД.ММ.ГГГГ, -од от ДД.ММ.ГГГГ, №-од от ДД.ММ.ГГГГ, -од от ДД.ММ.ГГГГ, -од от ДД.ММ.ГГГГ, -од от ДД.ММ.ГГГГ, -од от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3 работал в выходные и нерабочие праздничные дни в январе 2021 г. - ДД.ММ.ГГГГ - 8 часов; в феврале 2021 г. - ДД.ММ.ГГГГ - 8 часов; в марте 2021 г. - ДД.ММ.ГГГГ - 8 часов; в апреле 2021 г. - ДД.ММ.ГГГГ - 8 часов.

МКУ «По обеспечению деятельности Администрации Курского района Курской области» изданы приказы: -од ДД.ММ.ГГГГ; -од ДД.ММ.ГГГГ; -од ДД.ММ.ГГГГ; -од ДД.ММ.ГГГГ об оплате в каждый из дней 8-ми часов работы в праздничные и выходные дни в двойном размере.

В силу ст. 152 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

На основании ст. 153 Трудового кодекса РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Согласно сообщению МКУ «ОДА» от 26.08.2021расчет заработной платы с учетом оплаты за работу в выходные или нерабочие (праздничные) дни сверх месячной нормы рабочего времени водителю ФИО3 за февраль - май 2021 года был произведен следующим образом:

февраль 2021 года - начисленная заработная плата составила оклад - 3 545,00 руб., ППК - 15 278,95 руб., стаж - 354,50 руб., доплата за выходные и праздничные дни - 373,16 руб. (3 545,00(оклад)/19(кол-во рабочих дней в месяце)* 1 (кол-во отработанных выходных и праздничных дней)*2 (двойной размер)). Итого: за февраль 19 551,61 руб.;

март 2021 года - начисленная заработная плата составила оклад - 3 545,00 руб., ППК - 15 278,95 руб., стаж - 354,50 руб., доплата за выходные и праздничные дни - 322,27 руб. (3 545,00(оклад)/22(кол-во рабочих дней в месяце)* 1 (кол-во отработанных выходных и праздничных дней)*2 (двойной размер)), квартальная премия (0,5 оклада) - 1 772,50 руб. Итого: за март 21 273,22 руб.;

апрель 2021 года - начисленная заработная плата составила оклад - 3 545,00 руб., ППК - 15 278,95 руб., стаж - 354,50 руб., доплата за выходные и праздничные дни - 322,27 руб. (3 545,00(оклад)/22(кол-во рабочих дней в месяце)* 1 (кол-во отработанных выходных и праздничных дней)*2 (двойной размер)). Итого: за апрель 19 500,72 руб.;

май 2021 года - начисленная заработная плата составила оклад - 3 545,00 руб., ППК - 15 278,95 руб., стаж - 354,50 руб., доплата за выходные и праздничные дни - 373,16 руб. (3 545,00(оклад)/19(кол-во рабочих дней в месяце)* 1 (кол-во отработанных выходных и праздничных дней)*2 (двойной размер)). Итого: за май 19 551,61 руб.

ФИО3 за работу в выходные и нерабочие праздничные дни (февраль-апрель 2021), другой день отдыха за работу в указанные дни не предоставлялся - Оплата была произведена исходя из размера установленного должностного оклада без учета полагающихся ему в соответствии с занимаемой должностью персонального повышающего коэффициента, выплаты за стаж. В результате за каждый час работы в выходной и нерабочий праздничный день, в период февраль-апрель 2021 г., он получил оплату труда в меньшем размере, чем за час аналогичной работы в обычный рабочий день, что является нарушением ст. ст. 22, 132, 130, 149 ТК ТФ

Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ- П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО7, ФИО8 и других», из ч. 1 ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей в качестве общего правила оплату за работу в выходной или нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере, во взаимосвязи с положениями абзаца второго части второй статьи 22 и статей 132 и 149 данного Кодекса (тем более принимая во внимание использование в части третьей его статьи 153 термина «оплата в повышенном размере»&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;Ў&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;??????????&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?j&#0;?????????J?J????Й?Й??????????&#0;?&#0;??&#0;&#0;?&#0;?&#0;?????????J?J???H&#0;?????????J?J???H?H&#0;??????????&#0;?&#0;??Й?Й??????????&#0;?&#0;??Ё?&#0;&#0;?Ё??????????&#0;?&#0;???????


??????????&#0;?&#0;???????
?????????J?J????????&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;«&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;„&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;o&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;?????????¤??????????&#0;???????¤????????&#0;??‑???????&#0;????????&#0;??????&#0;?????&#0;?????????&#0;???????&#0;????????&#0;?????????¤??????????&#0;?????????¤???????????&#0;?&#0;?&#0;?&#0;Ў&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;–&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;??

В порядке конкретизации закрепленного в части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации общего правила применительно к различным - с точки зрения системы оплаты труда - категориям работников федеральный законодатель, обеспечивая реализацию конституционного права каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации (статья 37, часть 3, Конституции Российской Федерации), предусмотрел для тех из них, кто получает оклад (должностной оклад), минимально необходимый размер оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день, рассчитываемый, во-первых, исходя из установленного работнику оклада (должностного оклада) и, во-вторых, с учетом того, производилась ли работа в выходной или нерабочий праздничный день в пределах месячной нормы рабочего времени либо за ее пределами.

Вводя такое правовое регулирование, федеральный законодатель не мог не учитывать, что оплата труда работника (заработная плата), как следует из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, наряду с окладом (должностным окладом) или тарифной ставкой (т.е. фиксированным размером оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей (выполнение нормы труда, определенной сложности) может включать в себя выплаты, которые призваны компенсировать работнику неблагоприятное воздействие на него вредных производственных факторов, климатических условий либо дополнительной нагрузки (трудозатрат) и установление которых обусловлено наличием оказывающих такого рода воздействие на работника (его здоровье, работоспособность и пр.) объективных обстоятельств, существующих независимо от того, в какой день выполняется работа - в будний, выходной или нерабочий праздничный день (компенсационные выплаты), а также выплаты, направленные на улучшение результатов труда и, как правило, связанные с выполнением заранее определенных показателей или условий (стимулирующие выплаты).

Предусмотренные в рамках конкретной системы оплаты труда компенсационные и стимулирующие выплаты, применяемые в целях максимального учета разнообразных факторов, характеризующих содержание, характер и условия труда, прочие объективные и субъективные параметры трудовой деятельности, начисляются к окладу (должностному окладу) либо тарифной ставке работника и являются неотъемлемой частью оплаты его труда, а следовательно, должны, по смыслу частей первой и второй статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, учитываться работодателем при определении заработной платы работника и начисляться за все периоды работы, включая и выходные и нерабочие праздничные дни, - иное означало бы произвольное применение действующей в соответствующей организации системы оплаты труда, а цель установления компенсационных и стимулирующих выплат не достигалась бы.

В п. 4 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО7, ФИО8 и других» (далее - Постановление -П) указано, что выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.

В п. 4 резолютивной части Постановления -П указано, что Постановление -П вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Учитывая изложенное, оплата в повышенном размере за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится с учетом конституционно-правового истолкования, данного Конституционным Судом РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П.

Показания начальника МКУ «Централизованная бухгалтерия» муниципального района «Курский район» Курской области ФИО6 указавшей, что именно возглавляемое ею учреждение производит начисления оцениваю критически по следующим основаниям.

Согласно ст. 419 Трудового кодекса РФ, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права привлекаются к административной ответственности.

В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату.

Согласно ст. 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник (физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем) и работодатель (физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником).

В связи с тем, что трудовой договор заключен между ФИО3 (физическое лицо) и МКУ «ОДА» (юридическое лицо), работодателем, который должен выполнять обязательства, вытекающие из трудовых отношений, является для ФИО3 МКУ «ОДА». В связи с этим, за нарушения трудового законодательства в части выплаты заработной платы в полном размере (за работу в выходной день в повышенном размере) ФИО3, работодатель ДД.ММ.ГГГГ привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Положением об оплате труда работников МКУ «ОДА» утвержденным приказом -од от ДД.ММ.ГГГГ, контроль за исполнением которого оставлен за ФИО1, предусмотрено, что введение в МКУ новой системы оплаты труда не может рассматриваться как основание для отказа от предоставления льгот и гарантий, установленных трудовым законодательством. В соответствии со ст. 153 ТК РФ, работодателем производится доплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни. Размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера конкретизируются в трудовых договорах работников. Конкретные размеры выплат компенсационного характера не могут быть ниже предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Кроме того, работодатель в рамках исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ., произвело доначисление и выплату ФИО3, с учетом выплат компенсационного и стимулирующего характера, заработной платы за работу в выходные дни в феврале-апреле 2021 г., что учитывается как смягчающее обстоятельство при назначении наказания.

Совокупность установленных должностным лицом фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования и представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, и несоблюдение данных норм влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Наказание в виде штрафа МКУ «ОДА» назначено в минимальном размере предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

постановление Государственной инспекции труда в Курской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении МКУ «По обеспечению деятельности Администрации Курского района Курской области» оставить без изменения, жалобу директора МКУ «По обеспечению деятельности администрации Курского района Курской области» ФИО1 на постановление - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Курский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Ю.В. Малыхин