Апатитский городской суд Мурманской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Апатитский городской суд Мурманской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 12-152/2011 (вступило в законную силу)
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление мирового судьи
по делу об административном правонарушении
г. Апатиты 21 июля 2011 года
Судья Апатитского городского суда Мурманской области Захаров А.В.,
рассмотрев с участием помощника прокурора г. Апатиты Павловой И.А.
жалобу Юшмановой Аллы Елисеевны,
родившейся ,
на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 2 г. Апатиты – мирового судьи судебного участка № 1 г.Апатиты Зерновой Т.Н. от по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 2 г. Апатиты – мирового судьи судебного участка № 1 г. Апатиты Зерновой Т.Н. от , должностное лицо Юшманова А.Е. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.1 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
Как установил мировой судья, согласно постановлению прокурора г. Апатиты о возбуждении дела об административном правонарушении от , в 10 час. 17 мин. по адресу: г. Апатиты, сотрудниками на основании договора от оказания услуг по ограничению предоставления коммунальных услуг (электроснабжения) согласно заявки-уведомления исполнительного директора ООО «Управляющая компания «Апатиты-Комфорт» Юшмановой А.Е. от произведено приостановление предоставления коммунальной услуги путем отключения электроснабжения с демонтажем электропроводки у ., проживающей в в г. Апатиты, в связи с имеющейся задолженностью за коммунальные услуги. Своими действиями Юшманова А.Е. допустила самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам.
Юшманова А.Е. обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление и прекратить производство по делу, считает, что действиям ООО «УК «Апатиты-Комфорт» дана неправильная квалификация. Свои действия считает основанными на положениях Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, и условиях Договора с от
. было вручено предупреждение ООО «УК «Апатиты-Комфорт» о необходимости погашения задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в течение месяца, в противном случае ей будет произведено приостановление предоставления коммунальной услуги «электроснабжение». Однако данное предупреждение КОрюкиной М.М. было проигнорировано.
в МУП «АЭСК» была направлена заявка-уведомление на отключение электроснабжения в рамках договора.
в связи с непогашением долга и незаключением соглашения в адрес было направлено уведомление об отключении электроэнергии, а представителями в квартире было отключено электроснабжение.
Таким образом, порядок предварительного уведомления гражданина о возможности приостановления (ограничения) коммунальных услуг ООО «УК «Апатиты-Комфорт» был соблюден.
Поэтому в ее действиях отсутствует состав самоуправства; ответственности за действия она нести не должна.
Кроме того, ее действия по ограничению поставки энергоснабжения соответствуют пункту 178 «б», «в» Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006г. № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», поскольку . как потребитель электрической энергии допустила задолженность по ее оплате за период свыше 3 месяцев.
Полагает также, что законными представителями юридического лица, а следовательно, и должностным лицом являются в соответствии с КоАП РФ его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Она же является исполнительным директором ООО «УК «Апатиты-Комфорт» и действует в рамках положения об исполнительном директоре по доверенности, то есть не является субъектом административного правонарушения.
Мировым судьей не дана оценка тому обстоятельству, что на момент рассмотрения дела . было заключено соглашение о рассрочке погашения задолженности и электроснабжение в ее квартире было возобновлено.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи считает незаконным и необоснованным, просит его отменить, а производство по делу – прекратить.
В судебное заседание Юшманова А.Е. не явилась, извещалась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на жалобе настаивает.
Дело рассмотрено на основании ч.2 ст.25.1 КоАП РФ в отсутствие Юшмановой А.Е.
Прокурор Павлова И.А. в судебном заседании полагала жалобу Юшмановой А.Е. необоснованной, постановление мирового судьи просила оставить без изменения.
Выслушав прокурора, изучив доводы жалобы, проверив материалы административного дела, суд не находит оснований для отмены или изменения судебного постановления.
Мировой судья обоснованно усмотрел в действиях Юшмановой А.Е. состав административного правонарушения, предусмотренный ст.19.1 КоАП РФ. К административной ответственности Юшманова А.Е. привлечена на законных основаниях.
Статья 19.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
Юшманова А.Е. является ООО «УК «Апатиты-Комфорт» и представляет интересы Общества на основании доверенности, выданной единоличным исполнительным органом – Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЖилКомфорт» (л.д. 7).
В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
Юшманова А.Е., являющаяся исполнительным директором (руководителем) ООО «УК «Апатиты-Комфорт» выполняла применительно к рассматриваемому делу организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, давала распоряжение на отключение электроэнергии в квартире ., а поэтому является субъектом вмененного административного правонарушения.
Факт совершения Юшмановой А.Е. административного правонарушения, предусмотренного ст.19.1 КоАП РФ, подтверждается материалами административного дела, из которых следует, что она допустила самовольное, то есть вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, а именно вручено предупреждение ООО «УК «Апатиты-Комфорт» за подписью Юшмановой А.Е. о том что если задолженность по оплате коммунальных услуг не будет погашена в течение 1 месяца, то будет произведено приостановление предоставления коммунальной услуги «электроснабжение» до полной оплаты долга, составлявшего на в размере . за период, превышающий 6 ежемесячных размеров оплаты (л.д. 24).
по истечении месяца после предупреждения Юшманова А.Е. направила . уведомление о необходимости предоставить доступ в жилое помещение, занимаемое . по договору социального найма (л.д. 19) для проведения работ по приостановлению предоставления электроснабжения (л.д. 29).
по адресу г.Апатиты сотрудниками на основании договора ООО «УК «Апатиты-Комфорт» и от оказания услуг по ограничению предоставления коммунальных услуг (электроснабжения) (л.д. 40-42) по заявке-уведомлению Юшмановой А.Е., направленной в от (л.д. 14-16) в квартире . произведено приостановление предоставления коммунальной услуги путем отключения электроснабжения с демонтажем электропроводки (л.д. 33).
По состоянию на подача электроэнергии в квартиру не была возобновлена.
Такие действия исполнительного директора ООО «УК «Апатиты-Комфорт» содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.1 КоАП РФ (самоуправство), так как Юшманова А.Е. осуществила свое право на приостановление подачи коммунальной услуги вопреки установленному федеральным законом, иным нормативно-правовым актом порядку, без причинения существенного вреда гражданину.
А именно, ООО «УК «Апатиты-Комфорт» является управляющей организацией и в соответствии с Уставом Общества (л.д. 43-55) осуществляет управление общим имуществом жилого дома (группы жилых домов), представление интересов потребителей, заключение договоров с организациями, обслуживающими жилищный фонд, коммунальными ресурсоснабжающими организациями и специализированными организациями на предоставление необходимых жилищных и коммунальных услуг.
В соответствии с ч.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно ч.1 ст.157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 23.05.2006 N 307 (ред. от 06.05.2011) утвердило «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее – Правила).
На основании пункта 3 Правил "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;
"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
"потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно подп. «а» пункта 80 Правил (в редакции от 29.07.2010, действовавшей на момент совершения рассматриваемого административного правонарушения) исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае:
а) неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.)
В силу пункта 81 Правил исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае, указанном в подпункте "а" пункта 80 настоящих Правил, в следующем порядке:
а) исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено. Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) по указанному им почтовому адресу;
б) при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя;
в) в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено после направления потребителю предупреждения сначала ограничение предоставления коммунальных услуг (подп. «б» п.81 Правил) как предупредительную меру, а уже затем, в случае дальнейшего непогашения потребителем образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги (в частности, электроснабжения) исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальной услуги (подп. «в» п.81 Правил).
Тем самым, приостановление (то есть полное отключение электроэнергии) предоставления коммунальной услуги является крайней мерой и может применяться только после введения режима ограничения предоставления коммунальной услуги, которое заключается в силу п. 83 Правил во временном уменьшении объема (количество) подачи потребителю отдельных коммунальных ресурсов и (или) введении режимного предоставления коммунальных услуг.
Из чего следует, что ООО «УК «Апатиты-Комфорт» после предупреждения . от о приостановлении коммунальной услуги электроснабжения до полной уплаты долга, предусмотренную Правилами в качестве обязательной промежуточную меру – ограничение предоставления электроснабжения не вводило, сразу направив в поручение о применении в отношении . крайней меры – полного приостановления предоставление такой коммунальной услуги (отключения электроснабжения), что и произвело путем демонтажа электропроводки.
Это следует признать нарушением порядка, установленного законодательством, согласно которому приостановление предоставления коммунальных услуг возможно только после предварительного введения режима ограничения предоставления коммунальных услуг.
При этом о введении ограничения электроснабжения не предупреждалась, а сразу была поставлена в известность о возможном приостановлении электроснабжения.
Такие действия должностного лица - исполнительного директора ООО «УК «Апатиты-Комфорт» Юшмановой А.Е. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.1 КоАП РФ, поэтому мировым судьей сделан правильный вывод о привлечении Юшмановой А.Е. к соответствующей административной ответственности.
Материалами дела подтверждается совершение Юшмановой А.Е. указанного административного правонарушения. Фактические обстоятельства правонарушения по сути не оспариваются и самой Юшмановой А.Е. в жалобе.
Соответствующий вывод сделал в своем постановлении и мировой судья. Обстоятельства правонарушения, установленные мировым судьей, соответствуют постановлению прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от и иным материалам дела.
При этом ссылка Юшмановой А.Е. на наличие договорных отношений с (договор от ) не имеет правового значения, поскольку порядок ограничения и приостановления предоставления коммунальных услуг потребителям установлен законодательством, которому условия договора противоречить не могут.
При этом, суд отмечает из буквального прочтения договора от , что указанным договором не уполномочено Управляющей компанией «Апатиты-Комфорт» на проведение работ по приостановлению предоставления коммунальной услуги электроснабжения, а вправе оказывать услуги лишь по ограничению предоставления электроснабжения по уведомлению-заявке Заказчика (ООО «УК «Апатиты-Комфорт»).
Ссылка исполнительного директора ООО «УК «Апатиты-Комфорт» Юшмановой А.Е. на пункт 178 Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006г. № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» также является несостоятельной и не свидетельствует о соблюдении ею порядка осуществления своего права как исполнителя, поскольку указанные Основные положения регулируют другие отношения, а именно отношения по исполнению гражданами-потребителями своих обязательств по договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи электрической энергии), заключаемым непосредственно между гражданами и энергосбытовой организацией (пункты 62-64 Основных положений) и их ответственность за неисполнение обязательств, вытекающих из таких договоров (п.178 Основных положений).
В то время как . не заключала самостоятельного договора на поставку электроэнергии в ее квартиру и не является участником договора энергоснабжения от , заключенного между гарантирующим поставщиком и ООО «Управляющая компания «Апатиты-Комфорт» на поставку электрической энергии (л.д. 34-39) исполнителю – ООО «УК «Апатиты-Комфорт» в целях оказания коммунальной услуги по электроснабжению гражданам-потребителям.
Поэтому к рассматриваемым отношениям подлежат применению положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам № 307 от 23.05.2006, а не Основных положений № 530 от 31.08.2006.
Таким образом, оснований для отмены постановления и прекращения производства по делу у суда не имеется.
Последующее заключение ООО «УК «Апатиты-Комфорт» соглашения с . о рассрочке погашения задолженности и возобновление электроснабжения в ее квартире не является обстоятельством, исключающим административную ответственность Юшмановой А.Е., поскольку административное правонарушение было совершено при направления распоряжения в на приостановление предоставления электроснабжения, что и было выполнено техническими силами
Допущенное правонарушение квалифицировано мировым судьей верно. Административное наказание назначено Юшмановой А.Е. в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ и является минимальным.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 30.5—30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л
Постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 2 г.Апатиты – мирового судьи судебного участка № 1 г. Апатиты от по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.1 КоАП РФ в отношении Юшмановой Аллы Елисеевны оставить без изменения, а жалобу Юшмановой А.Е. - без удовлетворения.
Судья Захаров А.В.