ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1524/16 от 02.12.2016 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Дело № 12-1524/16

РЕШЕНИЕ

02 декабря 2016 года г. Благовещенск

Судья Благовещенского городского суда Амурской области Коршунова Т.А.,

при секретаре Базылевой О.В.,

с участием К., защитника ФИО1, представителя УФК по Амурской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу К. на постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Амурской области № *** от 15 августа 2016 года по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Амурской области № *** от 15 августа 2016 года К. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере ***.

Не согласившись с указанным постановлением, К. подала в Благовещенский городской суд Амурской области жалобу, в которой просит постановление отменить по малозначительности, указав в обоснование, что ей не было известно, что она предоставляет заведомо недостоверную бюджетную отчетность, так как руководствовалась разъяснениями финансового ведомства, новые положения Инструкции № *** вышли только к концу *** года. В период проведения проверки, в день обнаружения данного несоответствия надзорным органом ***г. ею внесены изменения в учет, осуществлен перенос дебиторской задолженности со счета 206.62 «Расчеты по авансам по пособиям по социальной помощи населению» на счет *** «Расчеты по ущербу имуществу и иным доходам», о чем составлена бухгалтерская справка от ***г.***. Умысла на предоставление заведомо недостоверной отчетности у нее не имелось, сумма искажения бюджетной отчетности составила *** % от общей суммы дебиторской задолженности на *** года и на *** год - ***% от дебиторской задолженности, что не несет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не может повлечь наступление вредных последствий, имущественный ущерб государству и другим лицам не причинен. Согласно ст.15.11 КоАП РФ грубым нарушением признается искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на *** процентов, поэтому полагает, что данное правонарушение является малозначительным.

Срок на подачу жалобы не пропущен.

В судебном заседании К. и ее защитник ФИО1 на доводах жалобы настаивали в полном объеме.

Представитель представителя УФК по Амурской области просила постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, считает, что основания для применения малозначительности отсутствуют.

Выслушав, участвующих в деле лиц, изучив представленные материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Статьей 264.1 БК РФ, предусмотрено, что единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса. Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Бюджетная отчетность включает: отчет об исполнении бюджета; баланс исполнения бюджета; отчет о финансовых результатах деятельности; отчет о движении денежных средств; пояснительную записку.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

В соответствии с п. 220 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 года № 157н - Счет 20900 "Расчеты по ущербу и иным доходам" предназначен для учета расчетов по суммам выявленных недостач, хищений денежных средств, иных ценностей, по суммам потерь от порчи материальных ценностей, других сумм причинного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством Российской Федерацией порядке, по суммам предварительных оплат не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенных (не удержанных из заработной платы), по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, по суммам излишне произведенных выплат, по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации, при возникновении страховых случаев, а также по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации.

Пунктами 85, 86 Приказа Министерства финансов РФ от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении плана счетов бюджетного учета и инструкции по его применению» определены группы счетов для формирования в денежном выражении информации о состоянии расчетов по суммам причиненных ущербов учреждению и операций, изменяющих указанные расчеты, и бухгалтерские записи по которым оформляются операции по счету.

Согласно п. 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2010 года № 191н (далее - Инструкция) бюджетная отчетность составляется:

- на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов казначейства, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета;

- на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных получателями, распорядителями, главными распорядителями бюджетных средств, администраторами, главными администраторами доходов бюджета, администраторами, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, финансовыми органами, органами казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном настоящей Инструкцией порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бюджетной отчетности.

Перед составлением годовой бюджетной отчетности должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств в порядке, установленном экономическим субъектом.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении государственных (муниципальных) бюджетных и (или) автономных учреждений (далее - бюджетные, автономные учреждения), созданных Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (далее - Учредитель), финансовые органы публично-правовых образований формируют сводную (консолидированную) бюджетную отчетность с учетом выверки взаимозависимых показателей годовой, квартальной сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, сформированной ими на основании бухгалтерской отчетности бюджетных, автономных учреждений, представленной бюджетными, автономными учреждениями по формам и в порядке, установленным Министерством финансов Российской Федерации.

В п. 11. Инструкции определены формы отчетов, которые включаются в состав бюджетной отчетности.

Согласно п. 17. Инструкции в разделе "Финансовые активы" отражаются остатки по стоимости финансовых активов в разрезе счетов бюджетного учета.

В соответствии с п. 6 Инструкции, бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора доходов бюджета, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, финансового органа, органа казначейства, органа, осуществляющего кассовое обслуживание. Формы бюджетной отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические показатели, кроме того, подписываются руководителем финансово-экономической службы и (или) лицом, ответственным за формирование аналитической информации.

Статьей 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Управлением Федерального казначейства по Амурской области с *** по ***г. в государственном казенном учреждении Амурской области - управлении социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району проведена выездная проверка использования средств, субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию переданных полномочий по обеспечению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно- коммунальных услуг, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. № 861, в рамках подпрограммы «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» за 2015г.

В ходе проверки установлено, что, в нарушение статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 220 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н, пунктов 85, 86 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении плана счетов бюджетного учета и инструкции по его применению», пунктов 7, 11, 17 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н, допущено нарушение порядка ведения бюджетного учета за 2015 год на общую сумму ***, что привело к искажению бюджетной отчетности (предоставлению заведомо недостоверной бюджетной отчетности) за *** год, на начало отчетного периода на сумму *** (***) и на конец отчетного периода на сумму *** (***).

В проверяемом периоде сумма ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, излишне выплаченная отдельным категориям граждан и подлежащая к взысканию, необоснованно учитывалась на несоответствующем счете бюджетного учета 206.62 «Расчеты по авансам по пособиям по социальной помощи населению», тогда как следовало учитывать на счете 209.30 «Расчеты по компенсации затрат». Отражение суммы задолженности по ежемесячной социальной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на счете 206.62 «Расчеты по авансам по пособиям по социальной помощи населению» привело к искажению остатков по данному счету и по счету 209.30 «Расчеты по компенсации затрат» на отчетные даты по состоянию на ***г. сумме *** и по состоянию на ***г. в сумме ***. В результате этого, в годовой бюджетной отчетности за *** год в Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (формы по ОКУД ***) по состоянию на начало отчетного периода и на конец отчетного периода сумма ежемесячных социальных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, излишне выплаченная отдельным категориям граждан, отражена по строке 260 «Расчеты по выданным авансам», тогда как следовало отразить по строке баланса 320 «Расчеты по ущербу и иным доходам», что привело к недостоверности бюджетной отчетности по строке 260 «Расчеты по выданным авансам» и по строке 320 «Расчеты по ущербу и иным доходам» в Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета формы по ОКУД *** на *** года на начало отчетного периода на сумму *** и на конец отчетного периода на сумму ***.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении К. дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 КоАП РФ, и привлечения ее к ответственности.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Приказом руководителя ГБУ УСЗН до г. Благовещенску и Благовещенскому району от ***г.***К. назначена на должность главного бухгалтера отдела бухгалтерского учета.

Согласно п. 3.10 должностной инструкции главного бухгалтера отдела бухгалтерского учета, утвержденного начальником управления *** года, главный бухгалтер контролирует проведение инвентаризации, порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности, контролирует достоверность предоставляемой сотрудниками отдела отчетности (п. 3.13). В соответствии с положениями раздела 5 данной инструкции, главный бухгалтер несет ответственность в рамках, установленных действующим законодательством РФ за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, достоверность предоставляемой информации (статистических данных, отчетности и других сведений).

Установив фактические и правовые обстоятельства по делу, оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо пришло к выводу о наличии в действиях К. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Факт совершения К. административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 15.15.6 КоАП РФ, и ее вина подтверждается собранными по данному делу доказательствами. Доказательства получены с соблюдением требований КоАП РФ, являются последовательными и согласуются между собой, их достоверность и допустимость проверены, обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение содержащиеся в них сведения, не имеется. Перечисленные доказательства являлись достаточными для рассмотрения дела по существу.

Оснований подвергать сомнению выводы должностного лица не имеется.

Вместе с тем, ст. 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных нормы и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

При таких обстоятельствах, исходя из конкретных обстоятельств совершения правонарушения, данных о личности привлекаемого лица, отсутствия существенных негативных последствий, а также каких-либо опасных угроз для общества и государства, устранения лицом выявленного нарушения, судья считает возможным обжалуемое постановление по делу отменить, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, К. от административной ответственности в силу малозначительности совершенного административного правонарушения освободить и ограничиться устным замечанием, а производство по делу прекратить.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Амурской области № *** от 15 августа 2016 года по делу об административном правонарушении по ст. 15.15.6 КоАП РФ в отношении К. - отменить.

Производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, объявить К. устное замечание.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Т.А. Коршунова