ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1524/19 от 09.10.2019 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Новикова И.В. дело № 21-691/2019 (№ 12-1524/2019)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Голиков А.А., при секретаре Вахниной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 09.10.2019 в г. Сыктывкаре жалобу представителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Филиной О.П. на определение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27.08.2019, которым возвращена администрации МО ГО «Сыктывкара» жалоба на постановление должностного лица Управления Росреестра по Республики Коми от <Дата обезличена> о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Смирновой Галины Геннадьевны,

установил:

постановлением должностного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми <Номер обезличен> от <Дата обезличена> прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении .... по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Филиной О.П., действующей на основании доверенности <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в интересах администрации МО ГО «Сыктывкар», в Сыктывкарский городской суд Республики Коми подана жалоба на вышеуказанное постановление.

Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27.08.2019 жалоба возвращена заявителю.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, Филина О.П., действуя в интересах администрации МО ГО «Сыктывкар», просит определение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27.08.2019 отменить, как незаконное.

Заслушав объяснения представителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Филиной О.П., должностного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми Шалагиновой Л.В., изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.

Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи и право пользоваться помощью защитника. Названное право служит гарантией осуществления других закрепленных в Конституции Российской Федерации прав: на получение квалифицированной юридической помощи (часть 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации), на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (часть 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации), на судебную защиту (статья 46 Конституции Российской Федерации), на разбирательство дела судом на основе состязательности и равноправия сторон (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации) - и находится во взаимосвязи с ними.

Анализ статей 55, 71 и 76 Конституции Российской Федерации свидетельствует о том, что законодатель вправе конкретизировать содержание права на получение квалифицированной юридической помощи и права пользоваться помощью защитника и устанавливать правовые механизмы его осуществления, условия и порядок реализации, не допуская при этом искажения существа данного права, самой его сути, и введения таких его ограничений, которые не согласовывались бы с конституционно значимыми целями.

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также права на защиту потерпевших.

Из системного толкования части 1 статьи 25.1, части 2 статьи 25.2 и частей 1, 2 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что в целях реализации гарантий прав указанных выше лиц на получение юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник или иной представитель, в качестве которого допускается адвокат или иное лицо.

Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника или представителя потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос может быть решен применительно к положениям частей 2 и 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя.

Соответствующие разъяснения содержит пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

При подаче жалобы на постановление должностного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми № ... от <Дата обезличена> Филиной О.П. представлена копия доверенности <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, в соответствии с которой она наделена полномочиями на ведение в интересах и от имени доверителя администрации МО ГО «Сыктывкар», в том числе, производств по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции, с правами на подписание искового заявления и отзыва на исковое заявление, предъявление его в суд, на подписание заявления на обеспечение иска, изменения основания или предмета иска, жалобы, на предъявление встречного иска, на обжалование судебных постановлений, в том числе определений, решений…, а также иными процессуальными правами, в том числе, в соответствие с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Возвращая жалобу Филиной О.П., действующей на основании доверенности в интересах администрации МО ГО «Сыктывкар», судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми исходил из того, что объем полномочий, которыми наделено указанное лицо доверенностью <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, не предоставляет ей право на подписание и подачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, принятое должностным лицом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми в рамках производства по делу об административном правонарушении в отношении ...

Полагаю, что вывод судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми о том, что объем полномочий, которыми наделена Филина О.П. как доверенное лицо администрации МО ГО «Сыктывкар» доверенностью <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, не предоставляет ей право на подписание жалобы на постановление по делу об административном правонарушении хотя и является ошибочным, вместе с тем, в остальной части он не противоречит правовой позиции, выраженной в абзаце четвертом пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которой право представителя, в частности, на подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении должно быть специально оговорено в доверенности.

Данные положения направлены на создание надлежащего процессуального механизма защиты прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя.

Поскольку представленная Филиной О.П. копия доверенности <Номер обезличен> от <Дата обезличена> не предусматривала правомочие на подачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми обоснованно определением от 27.08.2019 возвратил жалобу представителя администрации МО ГО «Сыктывкар».

Помимо этого необходимо отметить следующее.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает исчерпывающий перечень лиц, которым предоставлено право обжалования состоявшихся по делу об административном правонарушении не вступивших в законную силу постановлений и решений. Такие лица поименованы в частях 1, 1.1 статьи 30.1, частях 5, 6 статьи 30.9 названного Кодекса. Также в соответствии со статьей 30.10 названного Кодекса состоявшиеся по делу об административном правонарушении постановления и решения, не вступившие в законную силу, могут быть опротестованы прокурором.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса. То есть право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законными представителями этих лиц, а также защитникам и представителям названных выше лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Статьей 7.1 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.

Как следует из материалов дела, внеплановая проверка муниципального земельного контроля администрацией МО ГО «Сыктывкар» проведена в отношении собственника земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: <Адрес обезличен>...

Факт самовольного занятия части земельного участка, собственность на который не разграничена, выявлен администрацией МО ГО «Сыктывкар» в ходе выполнения функций муниципального контроля по поступившей жалобе.

Администрация МО ГО «Сыктывкар» собственником занятого ... земельного участка не является, следовательно не может быть признана и потерпевшим.

Таким образом, в силу положений статьей 25.1 - 25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях администрация МО ГО «Сыктывкар» не является участником административного производства по делу в отношении ...., в связи с чем, не обладает правом обжалования постановления о прекращении административного производства в отношении ...

Жалоба заявителя не содержит в себе иных доводов, которые бы ставили под сомнение законность и обоснованность вынесенного определения, в связи с чем, оснований для удовлетворения жалобы представителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Филиной О.П. не имеется.

Руководствуясь статьями 29.12, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

определение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27.08.2019 оставить без изменения, жалобу представителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Филиной О.П. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья- Голиков А.А.