Дело № 12-152/16
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
18 февраля 2016 года город Мурманск
Судья Ленинского районного суда города Мурманска Макарова Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу управляющего филиалом «Мурманский» публичного акционерного общества Банк «Александровский» Сергачевой И.А. на постановление Административной комиссии Ленинского административного округа города Мурманска № 1579 от 15 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования город Мурманск № 1579 от 15 декабря 2015 года публичное акционерное общество Банк «Александровский» (далее – ПАО Банк «Александровский», Банк) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО от 06 июня 2003 года «Об административных правонарушениях», а именно: в пределах помещений ПАО Банк «Александровский», расположенного в доме № 16/20 по улице Ушакова в городе Мурманске фасады находятся в неудовлетворительном состоянии: наблюдается отслоение штукатурного слоя и окраски фасадов, цоколя; разрушение площадок перед крыльцом входа, частичное отслоение тротуарной плитки на площадках, требуется текущий ремонт и окраска фасадов в пределах данного объекта, тем самым нарушены требования статьи 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО от 06.06.2003 «Об административных правонарушениях».
Не согласившись с указанным постановлением, управляющим филиалом «Мурманский» ПАО Банк «Александровский» Сергачевой И.А. подана жалоба, в которой она просит отменить постановление № 1579 от 15 декабря 2015 года, а производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что Банк является собственником части здания – кредитно-банковского помещения, общей площадью 85,9 кв. м, расположенного по адресу: г. Мурманск, ул. Ушакова, д. 16/20. В соответствии с техническим паспортом кредитно-банковского учреждения, размеры крыльца установлены 1,50х5,79 метра, в связи с чем площадки перед крыльцом являются элементами благоустройства и относятся к общему имуществу многоквартирного дома. Поскольку управление многоквартирным домом осуществляет ММУП «Эксплуатация-Сервис» считает, что в действиях ПАО Банк «Александровский» отсутствует состав административного правонарушения.
Представитель заявителя ПАО Банк «Александровский» Пожильцов Д.М. в судебном заседании поддержал доводы жалобы в полном объеме. Пояснил также, что привлечение юридического лица к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 рублей является чрезмерно суровым, поскольку административной комиссией не учтено, что указанное правонарушение совершено впервые.
Представитель административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования город Мурманск на рассмотрение жалобы не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В силу статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьями 1.1, 1.3, 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что субъекты Российской Федерации принимают законы об административных правонарушениях, регулирующие ответственность физических и юридических лиц за нарушение норм, установленных актами органов этих субъектов.
Статьей 2 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» (в ред. Закона Мурманской области от 27.06.2014 N 1759-01-ЗМО) предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от двухсот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей за нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации.
Примечанием к указанной статье предусмотрено, что для целей настоящей статьи под нарушением правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденным муниципальным нормативным правовым актом, понимается нарушение требований данного акта, установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Из смысла приведенной нормы права следует, что статьей 2 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года № 401-01-ЗМО предусмотрена административная ответственность только за нарушение нормативно-правового акта муниципального образования.
Решением Совета депутатов города Мурманска от 26.12.2013 № 68-971 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск (далее Правила), которые разработаны в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на основании рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 613 (далее – Правила благоустройства).
Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск устанавливают общие параметры и обязательное сочетание элементов благоустройства территорий муниципального образования город Мурманск для создания безопасной, удобной и привлекательной среды (пункт 1.1 Правил благоустройства), а также требования, которые необходимо применять при проектировании, эксплуатации благоустроенных территорий, а также осуществлении контроля за благоустройством территории города Мурманска (пункт 1.2 Правил благоустройства).
Пунктом 2.1 названных Правил дано понятие благоустройства, согласно которому благоустройство территории города (далее также - благоустройство территории) - комплекс мероприятий по содержанию территории города, а также проектированию и размещению элементов благоустройства территории, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории города Мурманска.
В соответствии с пунктом 9.3.7 Правил собственники (правообладатели) зданий и сооружений обязаны, в том числе, систематически проверять состояние фасадов и их отдельных элементов; производить текущий ремонт фасадов, в том числе его отдельных элементов (цоколей, крылец, ступеней, приямков, входных дверей, ворот, цокольных окон, балконов и лоджий, водосточных труб, подоконных отливов и других), окраску фасадов.
Установлено, что 10 ноября 2015 года в период времени с 09 часов 30 минут до 09 часов 40 минут проведен осмотр фасадов (ориентированных на ул.Ушакова и на ул. Сафонова) дома № 16/20 по ул. Ушакова в г. Мурманске в пределах помещений бывшей квартиры 18, расположенных на первом этаже многоквартирного дома.
Из акта от 10 ноября 2015 года следует, что в пределах нежилых помещений указанного многоквартирного дома фасады находятся в неудовлетворительном состоянии: наблюдается отслоение штукатурного слоя и окраски фасадов, цоколя; разрушение площадок перед крыльцом входа, частичное отслоение тротуарной плитки на площадках, что заявителем не оспаривается.
02 декабря 2015 года главным специалистом Комитета градостроительства и территориального развития ФИО составлен протокол об административном правонарушении № 22 в отношении ПАО «Александровский», из которого следует, что 10 ноября 2015 года с 09 часов 30 минут до 09 часов 40 минут при осмотре фасадов (ориентированных на ул. Ушакова и на ул. Сафонова) дома № 16/20 по улице Ушакова в пределах помещений ПАО Банк «Александровский» наблюдается отслоение штукатурного слоя и окраски фасадов, цоколя; разрушение площадок перед крыльцом входа, частичное отсутствие тротуарной плитки на площадках, в связи с чем требуется текущий ремонт и окраска фасадов в пределах данного объекта, чем нарушены требования пункта 9.2.44 Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск», то есть совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьёй 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях».
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении ПАО Банк «Александровский» было извещено надлежащим образом и заблаговременно, что подтверждается уведомлением. При составлении протокола присутствовал представитель заявителя, который с протоколом не согласился и указал, что фасад здания относится к общему имуществу многоквартирного дома, в связи с чем ответственность за содержание и ремонт фасада здания несет управляющая компания ММУП «Эксплуатация-Сервис».
Определением о назначении времени и места рассмотрения дела ПАО Банк «Александровский» было извещено о рассмотрении дела об административном правонарушении на 16 часов 20 минут 15 декабря 2015 года, что подтверждается уведомлением.
15 декабря 2015 года административной комиссией Ленинского административного округа города Мурманска вынесено постановление о признании ПАО Банк «Александровский» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 2 Закона Мурманской области «Об административных правонарушениях» № 401-01-ЗМО от 06.06.2003 и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Выводы административной комиссии Ленинского административного округа города Мурманска о наличии в действиях ПАО Банк «Александровский» состава административного правонарушения основаны на анализе доказательств, предусмотренных статьёй 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства.
Постановление административной комиссии соответствует требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определенный вид и размер наказания соответствует характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, санкции статьи, а также требованиям статей 2.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также нарушений процессуальных требований административного кодекса при рассмотрении дела об административном правонарушении в судебном заседании не установлено.
Доводы заявителя о том, что площадки перед крыльцом являются элементами благоустройства и относятся к общему имуществу многоквартирного дома, судьей во внимание не принимаются, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты.
По смыслу приведенных норм материального права, определяющими признаками для отнесения нежилых помещений в многоквартирном доме к общему имуществу являются: отдельное их нахождение по отношению к жилым помещениям с предназначением, исключительно для целей технического и иного обслуживания более одного помещения в указанном доме.
Техническим паспортом на часть здания кредитно-банковского учреждения № 16\20 по улице Ушакова в городе Мурманске подтверждено, что площадь указанного здания состоит из кредитно-банковского учреждения и крыльца, размером 1,50х5,79.
Из имеющихся в материалах дела документов, в том числе фототаблицы, следует, что вход в указанное нежилое помещение осуществляется через крыльцо, которое предназначено для обслуживания данного нежилого помещения и не предназначено для обслуживания иных помещений в многоквартирном доме. Площадки перед крыльцом входа также не предназначены для обслуживания иных помещений многоквартирного дома, кроме помещения, собственником которого является ПАО Банк «Александровский».
Следовательно, крыльцо и площадка перед ним не входит в состав общего имущества многоквартирного дома, в связи с чем ответственность за их содержание и ремонт несет собственник нежилого помещения, которым является ПАО Банк «Александровский».
Само по себе несогласие лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, с оценкой доказательств не может повлечь отмену постановления, поскольку прерогатива оценки доказательств предоставлена законом судье, членам коллегиального органа, должностному лицу, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем, по мнению судьи назначенное в данном случае наказание юридическому лицу в виде штрафа в размере 10 000 рублей не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Так, санкцией статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» для юридических лиц предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или штрафа в размере от 10 000 рублей до 100 000 рублей.
Из разъяснений, приведенных в пункте 19 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
В силу статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде предупреждения выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Учитывая совершение вменяемого юридическому лицу административного правонарушения впервые, а также характер совершенного административного правонарушения, отсутствие в материалах дела доказательств причинения вреда и наступивших вредных последствий, с учетом отсутствия сведений о привлечении юридического лица к административной ответственности за аналогичные правонарушения в течение года, прихожу к выводу о том, что наложение на юридическое лицо ПАО Банк «Александровский» штрафа в размере 10 000 рублей не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица, в связи с чем постановление № 1579 от 15 декабря 2015 года в части назначения наказания юридическому лицу подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу управляющего филиалом «Мурманский» публичного акционерного общества Банк «Александровский» Сергачевой И.А. на постановление Административной комиссии Ленинского административного округа города Мурманска № 1579 от 15 декабря 2015 года, - удовлетворить частично.
Постановление административной комиссии Ленинского административного округа города Мурманска № 1579 от 15 декабря 2015 года о привлечении публичного акционерного общества Банк «Александровский» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО от 06 июня 2003 года «Об административных правонарушениях» - изменить, назначив публичному акционерному обществу Банк «Александровский» административное наказание в виде предупреждения. В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение десяти суток со дня вручения (получения) копии решения.
Судья Г.В. Макарова