Дело № 12-152/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
20 декабря 2018 г. с.Карабудахкент
Судья Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан Казаватов А.А., с участием представителя главы администрации МР «<адрес>» – Чамсаева К.Ч., представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> – Рясного И.Ю.,
рассмотрев жалобу главы администрации МР «<адрес>» Амиралиева М.Г. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по <адрес> Рабаданова Т.А. №а/2018/319 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении главы администрации МР «<адрес>» Амиралиева М.Г. к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 и ч.1 ст.8.45 КоАП РФ и наложении наказания в виде административного штрафа в размере 30000 руб.,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по <адрес> Рабаданова Т.А. №а/2018/319 от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации МР «<адрес>» Амиралиев М.Г. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 8.13 и ч.1 ст.8.45 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Как следует из указанного постановления, ДД.ММ.ГГГГ, в отношении круга неустановленных лиц, виновных в нарушении природоохранного законодательства, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес>, было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №.
В ходе проведения ДД.ММ.ГГГГ осмотра территорий водоохраной зоны озера Малое Турали, расположенной на территории <адрес> РД, на предмет соблюдения природоохранных требований в рамках административного расследования, был выявлен факт захламления твердо-коммунальными отходами, мусором береговой части суши примыкающей к озеру Малое Турали. Свалка мусора, состоящая из двух кучек навала размерами два на два метра толщиной насыпи 0,2 м расположена в южной окраине жилого сектора прилегающего к северо-западной части озера Малое Турали на расстоянии 3 метров от уреза воды. Координаты свалки мусора: широта 42°51"8.35"С долгота 47°38"50.02"В. Состав мусора полиэтиленовые пакеты, бумага, упаковка, стекло, пластиковая тара, пищевые отходы и т.д.; сброс с выведенной из под дороги асбестовой трубы диаметром 100 мм, объем стоков 10 литров за 40 секунд; сброс с выведенной из под дороги асбестовой трубы диаметром 150 мм, рядом с первой точкой сброса на расстоянии 3 метров, объем стоков 10 литров за 2 минуты; сброс с выведенной из под дороги асбестовой трубы диаметром 300 мм, рядом со второй точкой сброса на расстоянии 2 метров, объем стоков 10 литров за 20 секунд. Координаты точек сброса Широта 42°51"10.00" Долгота 47°38"44.8"; сброс с выведенной из под дороги асбестовой трубы диаметром 150 мм, место сброса на расстоянии около 30 метров от предыдущих трех точек сброса. Координаты точки сброса Широта 42°51"09.6" Долгота 47°38"48.5". В прилегающем жилом секторе административной территории <адрес> и распределенном под индивидуальное строительство секторе, в водоохраной зоне и водосборной площади озера отсутствуют централизованные системы водоотведения, сооружения и места для сбора отходов, в том числе твердо-коммунальных в результате чего происходит загрязнение озера Малое Турали и прилегающей территории.
Привлеченным специалистом лаборатории филиала ФБУ «Цлати по ЮФО»-«Цлати по РД» отобраны пробы сбрасываемых сточных вод на химанализ. По результатам лабораторных измерений и испытаний установлено превышение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в озеро Малое Турали.
По результатам административного расследования установлено, что администрация МР «<адрес>» выделяла земельные участки, прилегающие к озеру, выдавало разрешение на строительство, а вопросы водоснабжения, водоотведения, сбора и вывоза отходов не решала, и необходимых мер не предпринимала.
Администрация муниципального района «<адрес>» как орган местного самоуправления, в полномочия которого входят организация водоотведения, мероприятий по охране окружающей среды, утверждение правил благоустройства территории, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов нарушила требования к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, не выполнила требования по оборудованию жилого сектора, расположенных в границах водоохранной зоны, сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в результате чего происходит загрязнение водного объекта и прилегающей территории. При планировке жилой зоны, распределения земель не приняты меры по предотвращению загрязнения водного объекта, не соблюден особый правовой режим использования земельных участков и иных объектов недвижимости.
Глава МР «<адрес>» Амиралиев М.Г. как должностное лицо, являющееся руководителем администрации МР «<адрес>» (распорядителем земельных участков, осуществляет муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений), допустил нарушение требований об охране водных объектов, которое можетповлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, не выполнил требования по оборудованию хозяйственных и иныхобъектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями,обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения,заиления и истощения вод, не принял соответствующие меры и не обеспечил их устранение.
За нарушение требований ст.ст. 35, 44, 55, 56, 60 Водного кодекса РФ; ст.ст.3, 11, 36, 39 ФЗ "Об охране окружающей среды" от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ; части 4 и п.4 ч.1 ст. 14, п. 4.3 ч.1 ст.17 ФЗ N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" глава администрации МР «<адрес>» Амиралиев М.Г. был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 8.13 и ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель главы администрации Чамсаев К.Ч. обратился в суд с указанной жалобой, считая его незаконным, просил отменить. В своей жалобе указывает на то, что в действиях главы администрации МР «<адрес>» Амиралиева М.Г. отсутствует состав административного правонарушения.
В судебном заседании представитель главы администрации Чамсаев К.Ч. доводы жалобы поддержал, просил их удовлетворить. При этом пояснил, что администрация МР «<адрес>» не является собственником ни озера Малое Турали, ни прилегающих к нему земель. Кроме этого, администрация МР «<адрес>» на прилегающей к озеру Малое Турали территории хозяйственной и другой деятельностью не занимается, поэтому нести ответственность на нарушение законодательства в сфере охраны окружающей среды не могут. Просил отменить постановление о назначении административного наказания и прекратить производство по делу.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> – Рясной И.Ю. в судебном заседании с доводами жалобы представителя главы администрации не согласился, просил постановление должностного лица оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. Дополнительно пояснил, что главой администрации МР «<адрес>» не исполняются служебные обязанности, не предпринимаются меры по осуществлению муниципального земельного контроля за земельными участками, прилегающими к озеру Малое Турали, и расположенными на территории <адрес> РД, что привело к несанкционированному возникновению свалки отходов на заявленных землях и нарушению природоохранного законодательства.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В силу ст.30.7. КоАП РФ основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является; наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Таких нарушений по делу не установлено.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере охраны водных объектов, обеспечения законности производственной и иной деятельности, связанной с воздействием на воды. Предметом правонарушения являются правила охраны водных объектов. Указанные правила регламентированы Водным Кодексом, главой 6 Кодекса. В соответствии со ст.65 Водного кодекса РФ (глава 6), водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
Объективная сторона правонарушения представляет собой нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.45 КоАП РФ.
Нарушение требований к охране водных объектов может выражаться в том числе, в действиях по размещению свалок, а также в результате совершения запрещенных нормами российского законодательства действий в водоохранных зонах, а именно: размещения мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, складирования мусора. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещает захоронение отходов на территориях водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст.12 ч.5). Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст.13, ч.1, 2).
Согласно положениям ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ч.1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ признается невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.
Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В силу пункта 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса РФ границах водоохранных зон запрещаются в том числе движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Частью 16 статьи 65 Водного кодекса РФ определено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях данной статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и названного Кодекса; сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> проведен осмотр территорий водоохраной зоны озера Малое Турали, расположенной на территории <адрес> РД, на предмет соблюдения природоохранных требований в рамках административного расследования.
В ходе которого выявлен факт захламления твердо-коммунальными отходами, мусором береговой части суши примыкающей к озеру Малое Турали. Свалка мусора, состоящая из двух кучек навала размерами два на два метра толщиной насыпи 0,2 м расположена в южной окраине жилого сектора прилегающего к северо-западной части озера Малое Турали на расстоянии 3 метров от уреза воды. Координаты свалки мусора: широта 42°51"8.35"С долгота 47°38"50.02"В. Состав мусора полиэтиленовые пакеты, бумага, упаковка, стекло, пластиковая тара, пищевые отходы и т.д.; сброс с выведенной из под дороги асбестовой трубы диаметром 100 мм, объем стоков 10 литров за 40 секунд; сброс с выведенной из под дороги асбестовой трубы диаметром 150 мм, рядом с первой точкой сброса на расстоянии 3 метров, объем стоков 10 литров за 2 минуты; сброс с выведенной из под дороги асбестовой трубы диаметром 300 мм, рядом со второй точкой сброса на расстоянии 2 метров, объем стоков 10 литров за 20 секунд. Координаты точек сброса Широта 42°51"10.00" Долгота 47°38"44.8"; сброс с выведенной из под дороги асбестовой трубы диаметром 150 мм, место сброса на расстоянии около 30 метров от предыдущих трех точек сброса. Координаты точки сброса Широта 42°51"09.6" Долгота 47°38"48.5".
В прилегающем жилом секторе административной территории <адрес> и распределенном под индивидуальное строительство секторе, в водоохраной зоне и водосборной площади озера отсутствуют централизованные системы водоотведения, сооружения и места для сбора отходов, в том числе твердо-коммунальных в результате чего происходит загрязнение озера Малое Турали и прилегающей территории.
Привлеченным специалистом лаборатории филиала ФБУ «Цлати по ЮФО»-«Цлати по РД» отобраны пробы сбрасываемых сточных вод на химанализ. По результатам лабораторных измерений и испытаний установлено превышение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в озеро Малое Турали.
По результатам административного расследования установлено, что администрация МР «<адрес>» выделяла земельные участки, прилегающие к озеру, выдавало разрешение на строительство, а вопросы водоснабжения, водоотведения, сбора и вывоза отходов не решала, и необходимых мер не предпринимала.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения главы администрации МР «<адрес>» Амиралиева М.Г. к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 и ч.1 ст.8.45 КоАП РФ.
Факт совершения главой администрации МР «<адрес>» Амиралиевым М.Г. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 8.13 и ч.1 ст.8.45 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколами об административном правонарушении №а/2018; №а/2018 от ДД.ММ.ГГГГ; актом обследования № от ДД.ММ.ГГГГ; схемой территории; фото-видео материалами; и иными материалами дела и иными доказательствами, которые получили оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Действия главы администрации МР «<адрес>» Амиралиева М.Г. правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 8.13 и ч.1 ст.8.45 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что администрация МР «<адрес>» не является собственником озера Малое Турали, и прилегающих к нему территории и не может нести ответственность за нарушение законодательства, судом отклоняются, поскольку в соответствии с ч.1 ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Согласно части 4 и п.18 ч.1 ст. 14; п. 14 ч.1 ст.15 ФЗ N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относятся к вопросам местного значения муниципального района.
Кроме того, довод жалобы о том, что мировым судьей судебного участка №<адрес> прекращено дело об административном правонарушении по ст. 19.6 КоАП РФ в отношении администрации МР «<адрес>», суд находит не обоснованным, поскольку представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес>, в суд пояснил, что копию постановления они не получали, и в материалах отсутствуют данные о вступлении указанного постановления в законную силу.
Иных доводов жалоба не содержит.
Порядок и срок давности привлечения главы администрации МР «<адрес>» Амиралиева М.Г. к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
Согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу ч. 2 указанной статьи при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". В данном случае, все нарушения, указанные в постановлениях об административных правонарушениях, выявлены в ходе проведения одной выездной проверки, допущены одним и тем же должностным лицом, правонарушения имеют единый родовой объект посягательства и совершены одним бездействием. Рассмотрение указанных дел подведомственно одному и тому же должностному лицу, в связи с чем, на основании ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ должностному лицу должно было быть назначено одно наказание.
Административное наказание назначено главе администрации МР «<адрес>» Амиралиеву М.Г. в соответствии с требованиями статей 3.1, ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, в пределах санкции части 1 статьи 8.45 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
Оснований для изменения назначенного главе администрации МР «<адрес>» Амиралиеву М.Г. административного наказания не имеется.
Доводы жалобы, не могут служить основаниями к отмене обжалуемого постановления, поскольку опровергаются установленными по делу обстоятельствами, а существенные для дела обстоятельства установлены должностным лицом полно и правильно.
Жалоба не содержит доводов, влекущих изменение обжалуемого акта, поскольку сводится лишь к переоценке исследованных судом доказательств и несогласию с выводами суда.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, являющихся основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, а также обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.7 КоАП РФ,
решил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по <адрес> Рабаданова Т.А. №а/2018/319 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении главы администрации МР «<адрес>» Амиралиева М.Г. к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 и ч.1 ст.8.45 КоАП РФ и наложении наказания в виде административного штрафа в размере 30000 руб., - оставить без изменения, жалобу главы администрации МР «<адрес>» Амиралиева М.Г. - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно, и может быть обжаловано в надзорном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии.
Судья А.А. Казаватов