ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-152/18 от 24.10.2018 Краснокамского городского суда (Пермский край)

Дело № 12-152/2018

РЕШЕНИЕ

г. Краснокамск Пермского края 24 октября 2018 года

Судья Краснокамского городского суда Пермского края Шабунина К.С., при секретаре Шардаковой Ю. М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Бельтюкова Ю. А. на постановление заместителя начальника Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя начальника Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГБельтюков Ю. А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.21 КоАП РФ, за нарушение правил пользования жилыми помещениями, подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Лицом, привлекаемым к административной ответственности, Бельтюковым Ю. А. подана жалоба об отмене постановления зам. начальника Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, и прекращении производства по делу, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности. Перепланировка квартиры в многоквартирном доме была произведена еще в 2013 году, сразу после приобретения квартиры, тогда как срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующим за днем совершения административного правонарушения, то есть за днем обнаружения правонарушения, в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к ответственности исчисляется со дня, следующего за днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. С 2013 года Бельтюковым Ю. А. неоднократно вызывались работники Управляющей компании по вопросам аварийных ситуаций с батареями, составляющих акты по ущербу, претензий относительно перепланировки не предъявлялось. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ полагает, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.

В судебном заседании заявитель и представитель Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края не присутствовали.

Представитель Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края заявила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, в возражениях указала, что в соответствии с пунктом 1.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок. В силу пункта 1.7.1 ПИНТЭЖФ переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. На основании пункта 1.7.2 ПИНТЭЖФ переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются. Согласно пункту 1.7.3 ПИНТЭЖФ перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается. В силу части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В силу статей 25, 26 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме; правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 26 ЖК РФ. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Данный документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Статьей 28 ЖК РФ установлено, что завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В соответствии со ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 ЖК РФ или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 ЖК РФ. Согласно пункту 17 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 № 25, собственник жилого помещения в многоквартирном доме пользуется жилым помещением по назначению и в пределах, установленных ЖК РФ. Пунктом 19 Правил № 25 предусмотрено, что в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан: использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных ЖК РФ; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; нести расходы на содержание принадлежащего ему жилого помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения; своевременно вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги. Анализ вышеуказанных правовых норм позволяет утверждать о наличии обязанности у физического лица согласовать переустройство и (или) перепланировку перед ее осуществлением. Таким образом, довод Бельтюкова Ю.А. о применении статьи 2.9 КоАП РФ в связи с заключением договора на проведение работ по перепланировке административным органом отклоняется в силу того, что оснований для освобождения Бельтюкова Ю.А от ответственности не имеется, так как решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по адресу: <адрес>, органом местного самоуправления не выдано. В соответствии с частью 1 статьи 29 ЖК РФ, если произведена перепланировка жилого помещения в отсутствие документа, разрешающего такую перепланировку, или с нарушением проекта перепланировки, то она является самовольной, неузаконенной. Исходя из изложенного, в случае, если самовольная перепланировка проведена с соблюдением строительных норм и правил, и не нарушает права и законные интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью, то такую перепланировку можно узаконить. Стоит учесть, что Бельтюков Ю.А. обязан был узаконить самовольную перепланировку в административном или судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Таким образом, на Бельтюкова Ю.А. легло бремя ответственности по узакониванию перепланировки, что им своевременно сделано не было. Согласно части 2 статьи 7.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольную перепланировку жилых помещений в многоквартирных домах и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей. Субъектами правонарушения являются граждане (наниматели, собственники, члены их семей). Факт совершения Бельтюковым Ю.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.21 КоАП РФ, подтверждается доказательствами: обращением от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-45-15-08-1071, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ- получившими правовую оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с правилами частями 2, 3 статьи 26.2, статьи 26.11 КоАП РФ. Таким образом, объективная сторона по части 2 статьи 7.21 КоАП РФ состоит в совершении следующих противоправных действий (бездействия): самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах. На момент проверки жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ документов, подтверждающих согласование перепланировки в административном или судебном порядке, не представлено. Доказательств невозможности произвести необходимые согласования переустройства помещения в органах местного самоуправления либо судебном порядке, в ходе рассмотрения административного дела также не представлено. Довод Бельтюкова Ю.А. о том, что ремонт в <адрес> осуществлен в 2013 году, несостоятелен в силу следующего. Ни на одной из стадий административного производства Бельтюковым Ю.А не было заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ № ППЛ00021747, который представлен в суд с иными материалами. Кроме того, из условий договора купли-продажи не усматривается, что заказанные материалы были приобретены именно для проведения ремонта в <адрес> многоквартирного <адрес>. Главное, стоит учесть, что Бельтюков Ю.А. присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, он имел возможность давать пояснения, доводы относительно данного дела, а также ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении дела и вынесении оспариваемого постановления об административном правонарушении. Однако Бельтюков Ю.А. своим правом не воспользовался. Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в абзаце 2 пункта 19 постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ) под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния. Административный орган, в обоснование соблюдения срока давности привлечения к административной ответственности Бельтюкова Ю.А., установил, что самовольное переустройство, совершенное собственником <адрес>, является длящимся правонарушением. Соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 7.21 КоАП РФ исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем обнаружения правонарушения. В связи с тем, что данное правонарушение является длящимся, вследствие чего срок давности привлечения к ответственности начинает исчисляться с учетом положений части 2 статьи 4.5 КоАП РФ со дня обнаружения административного правонарушения, а именно, с ДД.ММ.ГГГГ. Позиция Инспекции соотносится, в том числе, и со сложившейся судебной практикой (постановление Вологодского областного суда от ДД.ММ.ГГГГА-111/2017 и др.). При таких обстоятельствах, Инспекция считает, что состав вменяемого Бельтюкову Ю.А. административного правонарушения доказан, соответственно, привлечение физического лица к административной ответственности по части 2 статьи 7.21 КоАП РФ произведено правомерно, а оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ вынесено законного и обосновано. Нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении не допущено. Постановление о привлечении Бельтюкова Ю.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.21 КоАП РФ, вынесено должностным лицом административного органа в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ, размер административного штрафа определен в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 7.21 КоАП РФ. Таким образом, вина Бельтюкова Ю.А. в допущенном нарушении, как неотъемлемый элемент состава административного проступка, установлена в ходе производства по делу об административном правонарушении и доказана, считает, что поданная жалоба не имеет оснований для удовлетворения. Представитель просит постановление Инспекции по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Бельтюкова Ю.А. оставить без изменения, жалобу Бельтюкова Ю.А. без удовлетворения.

Суд, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения жалобы, в связи со следующим.

Частью 2 статьи 7.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольную перепланировку жилых помещений в многоквартирных домах

Согласно части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Согласно материалам дела, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ, явилось поступившее обращение от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГБельтюкову Ю. А. направлено сообщение от ООО «УралКомп» за -ю об обращениях собственников многоквартирного дома по адресу: <адрес>, согласно которым в <адрес> выполнена реконструкция жилого помещения, увеличена площадь отапливаемого помещения путем переноса инженерных коммуникаций (приборов отопления) на лоджию (балкон), в связи с указанными обстоятельствами ООО «УралКомп» указала на необходимость обеспечить доступ в жилое помещение по адресу <адрес>11, для установления вышеуказанных изменений.

ДД.ММ.ГГГГ сообщение ООО «УралКомп» направлено повторно Бельтюкову Ю. А. за -ю, ввиду того, что доступ в жилое помещение собственниками <адрес> обеспечен не был, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен акт, что явилось обстоятельством для обращения к ИГЖН Пермского края в целях проверки законности реконструкции жилого помещения, увеличения площади отапливаемого помещения путем переноса инженерных коммуникаций (приборов отопления) на лоджию (балкон).

ДД.ММ.ГГГГ, по сообщению ООО «УралКомп» от ДД.ММ.ГГГГ-ю, Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края вынесено распоряжение о проведении внеплановой, выездной проверки физического лица по адресу <адрес>11, с целью рассмотрения обращения от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-45-15-08-1071. ДД.ММ.ГГГГ указанное распоряжение Бельтюковым Ю. А. было получено собственноручно, что подтверждается почтовым уведомлением.

Согласно акту проведения внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленного в указанный день в 09:20 часов по адресу <адрес>11, выявлено не соблюдение собственником обязательных требований к порядку переустройства и перепланировки жилых помещений, а именно ввиду производства перепланировки отсутствует перегородка между вспомогательными помещениями – коридором и кухней, перенесен дверной проем в комнату 14.8 кв. м, дверной проем прорублен в несущей стене. Согласно техническому паспорту в <адрес> наличествует балкон, балкон застеклен, отапливается электричеством, централизованное отопление на балконе отсутствует, документы подтверждающие правомерность перепланировки у собственника <адрес> отсутствуют, что является прямым нарушением ст. 26 ЖК РФ.

Виновность Бельтюкова Ю. А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ, подтверждается совокупностью приведенных доказательств.

Согласно протоколу, Бельтюков Ю. А. надлежащим образом был уведомлен о месте и времени составления протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ.

Утверждение в жалобе о том, что постановление о привлечении Бельтюкова Ю. А. к административной ответственности было вынесено заместителем начальника Инспекции государственного жилищного надзора <адрес> по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является необоснованным.

Согласно материалам дела в многоквартирном <адрес> в <адрес> собственником квартиры Бельтюковым Ю. А. произведена самовольная перепланировка жилого помещения, а именно: между вспомогательными помещениями (коридор) и (кухня) отсутствует перегородка, согласно техническому паспорту <адрес>, перенесен дверной проем в комнату площадью 14.8 кв. м., дверной проем прорублен в несущей стене, то есть кроме самовольного переоборудования указанного помещения имело место и его использование не по назначению.

Таким образом, совершенное Бельтюковым Ю. А. административное правонарушение является длящимся, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня выявления правонарушения.

Указанное правонарушение выявлено ДД.ММ.ГГГГ, постановление должностным лицом вынесено ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах срока привлечения к административной ответственности, предусмотренного положениями ст. 4.5 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 указанной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Постановление о привлечении Бельтюкова Ю. А. к административной ответственности по части 2 статьи 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было вынесено заместителем начальника Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совершенное Бельтюковым Ю. А. административное правонарушение квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено Бельтюкову Ю. А. в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследованные в судебном заседании доказательства подтверждают обоснованность привлечения Бельтюкова Ю. А. к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ, поскольку у лица, привлекаемого к административной ответственности имелась возможность для соблюдения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170, правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 г. № 25, кроме того норм, регламентированных Жилищным кодексом РФ, и отсутствовали уважительные причины для их несоблюдения. Обстоятельств, позволяющих признать совершенное Бельтюковым Ю. А. правонарушение малозначительным, должностным лицом и судом не установлено. Объектом посягательства при совершении данных правонарушений являются общественные отношения, возникающие в связи с установлением порядка пользования гражданами жилыми помещениями, правил эксплуатации жилых помещений и оборудования. Правонарушениями, влекущими ответственность по данной статье, затрагиваются жилищные права граждан, наносится ущерб жилищному хозяйству, создаются неудобства совместно проживающим лицам, что не позволяет признать правонарушение малозначительным, исходя из характера охраняемых правоотношений.

Оснований для применения норм ст. 2.9 КоАП РФ не установлено, обстоятельств, исключающих производство по делу, в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, также не установлено. Отягчающих и смягчающих ответственность Бельтюкова Ю. А. обстоятельств материалами дела не установлено.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены и изменения постановления не имеется.

В соответствии п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП Российской Федерации суд, при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении может вынести решение об оставлении постановления без изменения, жалобы без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП Российской Федерации, суд

решил:

Постановление заместителя начальника Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Бельтюкова Ю. А. о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7. 21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня вынесения.

Судья- К.С.Шабунина