ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-152/19 от 28.11.2019 Железнодорожного районного суда г. Орла (Орловская область)

Дело № 12-152/19

Решение

28 ноября 2019 г. г.Орел

Судья Железнодорожного районного суда г.Орла Севостьянова Н.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу Лыкина Игоря Петровича на постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Орловского Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 30 июля 2019 года Бочкова С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее - заместитель руководителя УФАС России по Орловской области) Бочкова С.А. от 30 июля 2019 года должностное лицо – член конкурсной комиссии Орловского регионального филиала АО "Россельхозбанк" (далее - АО "Россельхозбанк") Лыкин И.П. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.7 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Лыкин И.П. обжаловал его в суд.

В поданной жалобе Лыкин И.П. просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить.

Указывает на то, что ему вменено нарушение трудового законодательства, не входящего в предмет регулирования законодательства о закупках, тогда как ч.7 ст. 7.32.3 КоАП РФ предусматривает возможность привлечения лица к административной ответственности исключительно за нарушение требований законодательства в сфере закупок.

Приводит доводы о том, что обжалуемым постановлением установлено нарушение должностным лицом п.1, 3, 9 ч.10 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Однако котировочной документацией открытого запроса котировок определены требования к персоналу исполнителя, предусматривающего наличие у его работников медицинских книжек (стр. № 41 котировочной документации). В разделе котировочной документации IV «Проект договора» также отражены требования к персоналу участника закупки, связанные с подтверждением наличия у персонала медицинских книжек.

При этом указывает на то, что использование понятия «санитарная книжка» в документации процедуры закупки подразумевает под собой необходимость предоставления документа, подтверждающего прохождение медицинского осмотра.

Перечень установленных законодателем документов, подтверждающих прохождение работниками медицинского осмотра, не является исчерпывающим.

Обращает внимание на то, что в пункте 15.1.7 информационной карты Заказчиком было конкретизировано, что подразумевается под квалификацией потенциальных исполнителей по договору, а также какие именно документы требуется представить участникам закупки для подтверждения квалификации работников. Требование о предоставлении санитарных книжек в качестве документов, подтверждающих квалификацию, не указано в пункте 15.1.7.

Выслушав объяснения защитника Лыкина И.П. – Антипина А.И., поддержавшего доводы жалобы, представителя должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, Бочкова С.А., исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч.7 ст. 7.32.3 КоАП РФ несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, влечет административную ответственность.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов (п. 1 ч. 2 ст. 1).

В силу п.1, 3, 9 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно ч.6 ст. 3 вышеуказанного Федерального закона не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках). Порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме аукциона и конкурса, так и иными способами.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Следовательно, при оценке документации о закупке на предмет ее соответствия положениям Закона о закупках, необходимо оценивать параметры и качественные характеристики проводимой закупки, выяснять действительную потребность в установлении заказчиком дополнительных требований, учитывая заинтересованность такого лица в рациональном расходовании средств и достижении максимального результата. Включение заказчиком в документацию о закупке дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки, безусловно, сужает круг потенциальных участников проводимых закупок. Вместе с тем, такие действия могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства, Закона о закупках лишь в случае, когда они привели к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки.

Из материалов дела следует, что Пунктом 14.1.8 раздела II «Информационная карта запроса котировок» «Котировочной документации открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке помещений для нужд Орловского РФ АО «Россельхозбанк»» установлено, что участник закупки «Должен иметь достаточное для исполнения договора количество собственных и/или привлеченных кадровых ресурсов соответствующей квалификации, в том числе: не менее 8 (восьми) уборщиков, имеющих санитарные книжки и аттестацию по электробезопасности I группы до 1000 В».

Пунктом 15.1.7 раздела II «Информационная карта запроса котировок» «Котировочной документации открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке помещений для нужд Орловского РФ АО «Россельхозбанк»» установлено, что в составе заявки участником предоставляется «Справка, подтверждающая наличие у участника процедуры закупки соответствующих собственных и/или привлеченных кадровых ресурсов, необходимых для полного и своевременного исполнения договора (форма 8 раздела V) с обязательным преставлением документов, подтверждающих их квалификацию, в том числе не менее 8 (восьми) уборщиков, имеющих личные медицинские книжки и прошедших аттестацию по электробезопасности I группы до 1000В.

Таким образом, в Котировочной документации установлены квалификационные требования: наличие личных медицинских книжек.

Статья 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» содержит понятие «личная медицинская книжка».

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.05.2005 № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» выделяет два самостоятельных документа: «медицинская книжка», которая оформляется для работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, а также «санитарный паспорт» для специально предназначенных или специально оборудованных транспортных средств для перевозки пищевых продуктов.

Таким образом, исходя из приведенных норм ТК РФ, Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Приказа Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте», требование наличия «личной медицинской книжки» не относится к квалификационным требованиям работников, не определяет уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, в связи с чем, не могло быть предъявлено к участникам открытого запроса котировок.

Пунктами 2.9.1.1. и 2.9.1.2. раздела I «Общая часть котировочной документации» «Котировочной документации открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке помещений для нужд Орловского РФ АО «Россельхозбанк» предусмотрено, что «участники процедуры закупки не допускаются к участию в Запросе котировок в случаях: несоответствия их требованиям, предъявляемым к участникам процедуры закупки и закупаемой продукции в соответствии с Положением о закупке и котировочной документацией (извещением о проведении Запроса котировок); несоответствия заявки (окончательного ценового предложения) требованиям к составу заявки (окончательному ценовому предложению) на участие в Запросе котировок, в том числе, непредоставления обязательных документов и сведений, предусмотренных котировочной документацией (извещением о проведении Запроса котировок), с учетом документов, предоставленных участником процедуры закупки при аккредитации на электронной торговой площадке.

Из материалов дела усматривается, что 2 августа 2018 года конкурсной комиссией Орловского регионального филиала АО «Россельхозбанк» утверждена котировочная документация.

Из протокола № 58 от 2 августа 2018 года следует, что при рассмотрении и оценке заявок на участие в запросе котировок в электронной форме № ЗКЭФ267/18-РФ на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке помещений для нужд Орловского регионального филиала АО "Россельхозбанк" присутствовали члены комиссии, в том числе Лыкин И.П.

В Котировочной документации установлены квалификационные требования к работникам участника закупки: наличие личных медицинских книжек, что не соответствует законодательству РФ, чем нарушены п.2 ч.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения Лыкина И.П. как должностного лица Орловского регионального филиала АО «Россельхозбанк» к административной ответственности по ч.7 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения; должностное лицо, утвердившее конкурсную документацию, составленную с нарушением требований закона; виновность указанного лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; причины и условия совершения административного правонарушения.

Таким образом, действия должностного лица Орловского регионального филиала АО «Россельхозбанк» Лыкина И.П. правильно квалифицированы по ч.7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Доводы заявителя о том, что у УФАС России по Орловской области не выявлены основания для возбуждения антимонопольного производства, являются ошибочными.

При возбуждении антимонопольного производства УФАС России по Орловской области руководствовался положениями ч.2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

06.08.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru АО «Россельхозбанк» размещено извещение на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке помещений для нужд Орловского регионального филиала (далее - Орловский РФ), номер запроса котировок ЗКЭФ267/18-РФ.

Начальная (максимальная) цена договора- 1 067 984, 40 руб.

ИП Горбатова С.И. подала заявку на участие в запросе котировок.

ИП Горбатовой С.И было отказано в допуске к участию в запросе котировок в электронной форме, в связи с нарушением п.п.14.1.8, 15.1.7 раздела II «Информационная карта запроса котировок» «Котировочной документации открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке помещений для нужд Орловского РФ АО «Россельхозбанк».

Не согласившись с действиями Заказчика, ИП Горбатова С.И. обжаловала их в УФАС по Орловской области.

По итогам рассмотрения жалобы антимонопольным органом 28.08.2018 принято решение №284-18/03 ТЖ, которым решено: жалобу ИП Горбатовой С.И. признать обоснованной в части; отменить приостановление проведения запросов котировок; выдать Банку обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения запроса котировок, путем внесения изменений в котировочную документацию и отмены протоколов, составленных в ходе проведения запроса котировок; передать материалы дела № 284 -18/03 АЗЖ должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях по выявленным нарушениям закона №223-ФЗ.

Доводы защитника Лыкина И.П., Антипова А.И. о том, что ИП Горбатова С.Н. не подавала заявку на участие в запросе котировок, опровергается материалами дела. Данное обстоятельство установлено Арбитражным судом Орловской области от 15.01.2019 г., судом 19 арбитражного апелляционного суда от 09.04.2019 г., арбитражным судом Центрального округа от 21.08.2019 г.

Доводы Лыкина И.П. об отсутствии события административного правонарушения в связи с тем, что медицинские книжки требуются в целях охраны здоровья работников и клиентов, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, были проверены должностным лицом административного органа и обоснованно отклонены.

Заказчик требует предоставления «личной медицинской книжки» от всех участников Запроса котировок, следовательно, наличие «личной медицинской книжки» является критерием допуска/не допуска к участию в Запросе котировок, и в случае не представления личных медицинских книжек в составе заявки на участие в Запросе котировок, такая заявка не будет допущена к участию.

Тогда как согласно пункту 6.1.2. Положения о закупке Запрос котировок может применяться при выполнении условия, что «единственным критерием для выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) является цена продукции». Следовательно, установление подобного критерия квалификации (не подтверждающего уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника) является основанием для отказа в участии в Запросе котировок, что, в том числе противоречит пункту 6.1.2. Положения о закупке и не соответствует принципам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона №223-Ф3.

Доводы заявителя о соответствии документации открытого запроса котировок по своему содержанию требованиям Закона о закупках и, следовательно, отсутствии состава вмененного административного правонарушения не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат установленным должностным лицом фактическим обстоятельствам дела.

Иных доводов, касающихся обстоятельств совершения правонарушения, не являвшихся предметом рассмотрения административного органа, влекущих безусловную отмену постановления, в рассматриваемой жалобе не приведено. Несогласие заявителя с толкованием законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела административным органом допущены существенные нарушения КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Факт совершения Лыкиным И.П. административного правонарушения должным образом установлен. Наказание за это правонарушение назначено в соответствии с санкцией ч.7 статьи 7.32.3 КоАП РФ в минимальном размере, срок давности и порядок привлечения не нарушены.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, не допущено.

Учитывая изложенное, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,

решил:

Постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Орловского Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 30 июля 2019 года Бочкова С.А. по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о привлечении Лыкина Игоря Петровича к административной ответственности оставить без изменения, жалобу Лыкина И.П. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 суток со дня вручения копии решения.

Судья Н.В. Севостьянова