ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-152/2021 от 18.11.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Калина Е.Д.

Дело № 7-2649/2021 / 21-1175/2021 (№ 12-152/2021)

УИД 81RS0006-01-2021-001993-05

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 18 ноября 2021 г.

Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 22 сентября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы,

у с т а н о в и л:

постановлением начальника ОВД МО МВД России «Кудымкарский» от 27 июля 2021 г. № 5900272145/2 индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее ИП ФИО1) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.

Решением судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 22 сентября 2021 г., вынесенным по результатам рассмотрения жалобы ИП ФИО1 постановление должностного лица отменено, дело возвращено на новое рассмотрение должностному лицу.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, ИП ФИО1 просит решение судьи городского суда отменить, указывая на отсутствие в ее действиях состава административного правонарушения.

В судебном заседании в краевом суде ИП ФИО1, извещенная надлежаще, участие не принимала. Представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, на удовлетворении жалобы настаивает.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья краевого суда приходит к следующему выводу.

Частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Исходя из положений Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ) и Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону.

Учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания - фиксация в установленном порядке, уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами, сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания (пункт 6 часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ).

Пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ установлено, что стороной, принимающей иностранного гражданина, в том числе является лицо, у которого иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).

Согласно частям 3, 3.1 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент события вменяемого правонарушения) срок представления уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания составляет семь рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, если иностранный гражданин: 1) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания; 2) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом в организации в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона; 3) находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства; 4) находится в учреждении, исполняющем административное наказание.

В случаях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 3 настоящей статьи, уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранного гражданина в место пребывания. Если иностранный гражданин прибыл в место пребывания в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких нерабочих дней), уведомление о прибытии в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета в течение одних суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем (несколькими нерабочими днями).

В соответствии с пунктом 42 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9 в случае изменения сведений об иностранном гражданине, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 9 и 12 части 1 статьи 9 Федерального закона, такой иностранный гражданин незамедлительно сообщает об этом принимающей стороне и представляет ей копии подтверждающих документов.

При изменении сведений об иностранном гражданине, предусмотренных пунктами 1, 3 - 6, 8 и 12 части 1 статьи 9 Федерального закона, а также при его фактическом проживании в месте пребывания после заявленных сроков пребывания принимающая сторона или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1, 3.2 и 4 статьи 22 Федерального закона, иностранный гражданин в течение 3 рабочих дней сообщает об этом в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно - лично или в электронной форме либо через многофункциональный центр (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 3.2 статьи 22 Федерального закона), предоставив заполненный бланк уведомления о прибытии с приложением к нему мотивированного заявления в произвольной форме и копий документов, подтверждающих изменение сведений об иностранном гражданине.

Из протокола об административном правонарушении, составленного инспектором ОВМ МО МВД России «Кудымкарский» П. от 13 июля 2021 г. следует, что в рамках ОПМ «Нелегал-2021» выявлено административное правонарушение, допущенное ИП ФИО1, выразившееся в не предоставлении уведомления о прибытии (продлении) гражданина Республики Узбекистан М., дата рождения, в место пребывания по адресу: ****, на срок с 02 июля 2021 г. по 08 июля 2021 г. ИП ФИО1 Ссылаясь на пункт 3 части 3 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ в части необходимости подачи уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета принимающей стороной в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, – в случаях, предусмотренных пп. «а»-«д» пункта 1 и пп. «а»-«в» пункта 2 части 2 данной статьи, должностное лицо указало, что ИП ФИО1, предоставив 09 июля 2021 г. в ОВМ МО МВД России «Кудымкарский» заполненный бланк уведомления о прибытии гражданина Республики Узбекистан М. допустила совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ИП ФИО1 к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ в связи с нарушением пункта 2 части 2, пункта 3 части 3 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ изложенных в недействующей редакции данных положений. Вменяя ИП ФИО1 как принимающей стороной нарушение срока подачи уведомления о прибытии иностранного гражданина в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, должностные лица применение данного срока обосновывали случаем нахождения иностранного гражданина в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания.

Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что 08 июля 2021 г. в 17:00 часов выявлено, что уведомление о прибытии гражданина Республики Узбекистан М., дата рождения, в место пребывания по адресу: ****, на срок с 02 июля 2021 г. по 08 июля 2021 г. представлено ИП ФИО1 в ОВМ МО МВД России «Кудымкарский» 08 июля 2021 г. В период с 02 июля 2021 г. до 08 июля 2021 г. ИП ФИО1 не представила уведомление о прибытии гражданина Республики Узбекистан М., тем самым не исполнила обязанности принимающей стороны в связи с осуществлением миграционного учета.

В постановлении и протоколе по делу об административном правонарушении не приведены объективные доказательства, на основании которых должностное лицо сделало вывод о наличии вины ИП ФИО1 в нарушении срока (одного рабочего дня) для подачи уведомления влекущего административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ. Соответствующие доказательства отсутствуют как в материалах дела об административном правонарушении, так и в деле по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела, и установлено судьей городского суда гражданин Республики Узбекистан М. прибыл в Российскую Федерацию 02 июня 2021 г., на основании уведомления, поданного принимающей стороной – ИП ФИО1 03 июня 2021 г., зарегистрирован по месту пребывания по адресу: **** на срок до 15 июня 2021 г. В дальнейшем срок регистрации иностранного гражданина по месту пребывания по указанному адресу был продлен до 02 июля 2021 г.

02 июля 2021 г. срок регистрации М. по месту пребывания по адресу: ****, истек. 08 июля 2021 г. ИП ФИО1 подано в орган миграционного учета заявление о снятии данного иностранного гражданина с учета по указанному месту пребывания в связи с его убытием, а 09 июля 2021 г. – уведомление о прибытии иностранного гражданина М. в место пребывания по адресу: ****.

Отменяя постановление должностного лица и направляя дело на новое рассмотрение, судья городского суда исходил из того, что выводы должностного лица о том, почему жилое помещение по адресу: ****, является гостиницей, в обжалуемом постановлении отсутствуют.

Кроме того, выводы должностного лица о том, что уведомление о прибытии гражданина Республики Узбекистан М. в место пребывания по адресу: ****, на срок с 02 июля 2021 г. по 08 июля 2021 г. представлено ИП ФИО1 08 июля 2021 г. не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку в судебном заседании установлено, что ФИО1 такое уведомление не подавала, а 08 июля 2021 г. ею было подано заявление о снятии М. с учета по месту пребывания по адресу: ****, в связи с его убытием.

Объективная сторона вменяемого ИП ФИО1 правонарушения, описанная в постановлении от 27 июля 2021 г. № 5900272145/2, не соответствует обстоятельствам, указанным в протоколе об административном правонарушении от 13 июля 2021 г.

Исходя из установленных обстоятельств, судья городского суда правильно отменил постановление. Вместе с тем, с принятым по делу судебным актом согласиться в части необходимости возвращения дела на новое рассмотрение нельзя.

Изначально, исходя из содержания протокола об административном правонарушении, должностное лицо вменило ИП ФИО1 в качестве неисполнения принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета нарушение однодневного срока подачи уведомления выразившегося в непредоставлении уведомления о прибытии гражданина Республики Узбекистан М. по адресу: **** на срок с 02 июля 2021 г. по 08 июля 2021 г., уведомление представлено 09 июля 2021 г.. Исходя из приведенной в протоколе нормы применение данного срока обосновано случаем нахождения иностранного гражданина в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания.

Иное ИП ФИО1 протоколом об административном правонарушении не вменялось.

При этом в деле об административном правонарушении отсутствуют доказательства того, что жилое помещение по адресу: ****, является гостиницей либо принадлежит организации, оказывающей гостиничные услуги, то есть необходимость исполнения ИП ФИО1 вмененной ей обязанности в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранного гражданина в место пребывания, представить уведомление о прибытии материалами дела не подтверждается.

Установив отсутствие в деле доказательств наличия у ИП ФИО1 как принимающей стороны обязанности подать соответствующее уведомление в течение одного рабочего дня, что с учетом содержания протокола об административном правонарушении, описания в нем события административного правонарушения, судье следовало, отменив постановление от 27 июля 2021 г., прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, в отношении ИП ФИО1, поскольку отсутствие доказательств вины лица, привлекаемого к административной ответственности, не относится к процессуальным нарушениям, при которых дело возвращается на новое рассмотрение должностному лицу, несмотря на установленные судьей городского суда процессуальные нарушения, допущенные должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении. Пункт 3 части 2 статьи 30.7 КоАП РФ прямо предусматривает прекращение производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено отмененное постановление.

Из содержания частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При изложенных обстоятельствах и с учетом приведенных выше положений частей 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ невозможно сделать однозначный вывод о доказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, в частности о доказанности нарушения срока (1 рабочий день) представления уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.

Установление иных обстоятельств при новом рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе нарушение ИП ФИО1 пункта 42 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9, на что указывала в судебном заседании в городском суде представитель административного органа П., означало бы выход за пределы вмененного деяния.

Исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.

Тем более, безусловные доказательства действительного пребывания М. по адресу: **** в заявленный в протоколе об административном правонарушении период отсутствуют, при том, что ИП ФИО1 в судебном заседании 09 сентября 2021 г. последовательно ссылалась на убытие иностранных граждан, включая М. 03 июля 2021 г. с места пребывания по адресу: **** и их прибытие 07-08 июля 2021 г. по ул. **** (л.д. 62-64). С учетом установленного в судебном заседании факта подачи заявлений ИП ФИО1 от 08 июля 2021 г. об убытии и от 09 июля 2021 г. о прибытии М. обратного не доказано.

При таких обстоятельствах постановление начальника ОВД МО МВД России «Кудымкарский» от 27 июля 2021 г. № 5900272145/2, решение судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 22 сентября 2021 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, в отношении ИП ФИО1, подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по настоящему делу.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

р е ш и л:

постановление начальника ОВД МО МВД России «Кудымкарский» от 27 июля 2021 г. № 5900272145/2, решение судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 22 сентября 2021 г. вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП ФИО1, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья - (подпись)