ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-153-2019 от 04.09.2019 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

дело № 12-153-2019

РЕШЕНИЕ

4 сентября 2019 года г. Оренбург

Судья Оренбургского областного суда Новоженина О.Р., при секретаре Рассейно Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протест транспортного прокурора Оренбургской области ФИО4 на постановление судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 25 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.21 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1,

установил:

постановлением судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 25 июня 2019 года индивидуальный предприниматель (далее ИП) ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.21 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В протесте, принесенном в Оренбургский областной суд, транспортный прокурор Оренбургской области ФИО4 просит постановление судьи районного суда изменить в части назначенного наказания, назначить ИП ФИО1 административное наказание в виде штрафа в пределах санкции ст. 16.21 КоАП РФ.

ИП ФИО1, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении рассмотрения протеста не заявила, а потому рассмотрение протеста осуществляется в ее отсутствие.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, допросив в качестве свидетеля уполномоченного по ОВД отдела административных расследований Оренбургской таможни ФИО2, выслушав заключение старшего помощника прокурора Оренбургской транспортной прокуратуры Волковой Е.П. о незаконности постановления в части назначенного наказания, прихожу к следующему.

Статьей 16.21 КоАП РФ (нормы, цитируемые в данном решении, приведены в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения) предусмотрена административная ответственность за пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров.

Согласно п. 1 ст. 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу союза с соблюдением запретов и ограничений.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» Специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 года № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» предусмотрено, что органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Указа запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.

Указом Президента Российской Федерации от 24 июня 2015 года № 320 меры, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 года № 560, продлены на 1 год с 6 августа 2015 года.

Указом Президента Российской Федерации от 29 июля 2016 года № 305 меры, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 года № 560, продлены на 1 год с 6 августа 2015 года до 31 декабря 2017 года.

Указом Президента Российской Федерации от 30 июня 2017 года № 293 меры, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 года № 560, продлены до 31 декабря 2018 года.

Указом Президента Российской Федерации от 12 июля 2018 года № 420 меры, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 года № 560, продлены до 31 декабря 2019 года.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 года № 778 "О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320, от 29 июня 2016 г. N 305, от 30 июня 2017 г. N 293, от 12 июля 2018 г. N 420 и от 24 июня 2019 г. N 293" введен по 31 декабря 2019 года запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн, по перечню согласно приложению.

Приложением к указанному постановлению установлен перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия, Княжество Лихтенштейн и которые по 31 декабря 2019 года запрещены к ввозу в Российскую Федерацию.

В данном перечне указан товар, относится в том числе к товарной позиции 0406 ТН ВЭД ЕАЭС – сыры и творог.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении 02 апреля 2019 года Оренбургской транспортной прокуратурой совместно с должностными лицами Оренбургской таможни и Управления Россельхознадзора по Оренбургской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере выявления и пресечения деятельности по ввозу на территорию Российской Федерации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в отношении которых установлены запреты и ограничения, в ходе которой установлено, что на торговом месте торгового павильона «Фрукты-Овощи» Центрального рынка, расположенного по адресу: <...> ИП ФИО1 осуществлялось хранение с целью продажи продуктов питания - сыра ***, общим весом *** гр., произведенного в Германии, входящей в состав Европейского союза.

По результатам проверки главным государственным таможенным инспектором отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Оренбургской таможни ФИО7 составлен акт таможенного осмотра помещений и территорий от 02 апреля 2019 года .

Указанный товар сыр ***, производства Германия, общим весом *** гр. изъят сотрудниками Управления Россельхознадзора по Оренбургской области и уничтожен в установленном законом порядке, что подтверждается актом изъятия запрещенной к ввозу продукции от 02 апреля 2019 года , а также актом уничтожения запрещенной к ввозу продукции от 02 апреля 2019 года.

11 апреля 2019 года заместителем Оренбургского транспортного прокурора ФИО8 в отношении ИП ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 16.21 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ИП ФИО1 к административной ответственности по ст. 16.21 КоАП РФ.

Факт совершения ИП ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.21 КоАП РФ подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оцененными в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; актом таможенного осмотра помещений и территорий; решением о проведении проверки; актом о факте изъятия запрещенной к ввозу продукции; актом об уничтожении запрещенной к ввозу продукции; заключением эксперта; протоколом об административном правонарушении и другими материалами дела.

Действия ИП ФИО1 правильно квалифицированы по ст. 16.21 КоАП РФ.

Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Порядок привлечения ИП ФИО1 к административной ответственности соблюден.

Постановление о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.21 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

В протесте Оренбургский транспортный прокурор ФИО4 указывает, что согласно примечанию к ст. 16.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные настоящей главой, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. Между тем, ИП ФИО1 назначено наказание по ст. 16.21 КоАП РФ в размере 10 000 рублей, которое санкцией данной статьи предусмотрено для должностных лиц. В связи с чем, просит назначенный ИП ФИО1 штраф снизить.

Данный довод протеста заслуживает внимания.

Санкцией ст. 16.21 КоАП РФ за совершение данного административного правонарушения предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Согласно ч. 1 примечания к ст. 16.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные настоящей главой, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Заключением товароведческой экспертизы от 26 апреля 2019 года установлено, что рыночная стоимость сыра ***, производства Германия, общим весом *** гр., являющегося предметом административного правонарушения, составляет *** руб. *** коп.

Таким образом, при исчислении штрафа необходимо исходить из рыночной стоимости сыра ***, производства Германия, общим весом *** гр., равной *** руб. *** коп.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом, назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Определяя размер наказания ИП ФИО1, учитывая характер совершенного ею административного правонарушения, личность виновной, ее имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, которыми являются впервые привлечение к административной ответственности, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, полагаю необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа, исчисляемого из расчета однократного размера стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения.

Данный вид и размер наказания соответствует установленной ст. 3.1 КоАП РФ цели административного наказания, соразмерен содеянному, в соответствии с санкцией ст. 16.21 КоАП РФ не является максимальным и не влечет за собой избыточного использования административного принуждения.

При таких обстоятельствах постановление судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 25 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.21 КоАП РФ, в отношении ИП ФИО1 подлежат изменению путем снижения размера, назначенного ФИО1 административного штрафа до 3 800 руб. 72 коп.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

протест транспортного прокурора Оренбургской области ФИО4 удовлетворить.

Постановление судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 25 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.21 КоАП РФ, в отношении ИП ФИО1 изменить, снизив ФИО1 наказание в виде административного штрафа до 3 800 руб. 72 коп.

В остальной части постановление судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 25 июня 2019 года оставить без изменения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст. ст. 30.12 - 30.19 КоАП РФ.

Судья Оренбургского

областного суда О.Р. Новоженина