ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1530/2016 от 24.10.2016 Комсомольского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тольятти, ул. Коммунистическая, 43 24 октября 2016 года

Судья Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области КирилловА.А., рассмотрев жалобу представителя

мэрии городского округа Тольятти ИНН 6320001741, ОГРН 1036301078054, юридический адрес г. Тольятти, пл. Свободы, 4

на постановление государственного инспектора ДН отделения ДД отдела ГИБДД Управления МВД РФ по г. Тольятти С... от ... года, которым мэрия г.о. Тольятти признана виновной в правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 300.000 рублей,

У С Т А Н О В И Л

Указанным постановлением мэрия г.о. Тольятти признана виновной в том, что не исполнила требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, а именно: ... года в ... часов в районе дома .... произошел наезд на пешехода. ... года при обследовании места ДТП выявлены недостатки нерегулируемого пешеходного перехода:

- остановочный павильон на магистральной улице районного значения размещен совместно с пешеходным переходом (пешеходный переход находиться в границах остановки общественного транспорта, обозначенной знаками 5.16 "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса);

- отсутствуют дублирующие дорожные знаки 5.19.1 "Пешеходный переход" над проезжей частью.

Представитель мэрии г.о. Тольятти В с постановлением не согласилась и просит постановление отменить либо снизить наказание, ссылаясь на следующие обстоятельства. С целью решения вопросов местного значения по обеспечению безопасности дорожного движения мэрия создала муниципальное казенное учреждение "Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти" (далее - ЦОДД), которое в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ осуществляет выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств местного бюджета на основании бюджетной сметы. Предметом деятельности ЦОДД является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорого местного значения и информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения. Для осуществления уставной деятельности мэрия выделяет ЦОДД денежные средства. Таким образом, мэрия не является субъектом правонарушения. Мэрия приняла все зависящие от неё меры по соблюдению требований ГОСТ: создало муниципальное учреждение, которое осуществляет установку пешеходных ограждений, светофорных объектов, дорожных знаков, и осуществляет финансирование этого учреждения. В ст. 12.34 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение требований по обеспечения безопасности дорожного движения, а не за отсутствие контроля за деятельностью муниципального учреждения.

В судебном заседании представитель мэрии г.о. Тольятти В. поддержала жалобу и дополнительно пояснила, что решения об организации дорожного движения в г.о. Тольятти принимает ЦОДД. Сотрудники ЦОДД должны выявлять недостатки в организации дорожного движения и самостоятельно устранять их в рамках бюджета. Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" не обязывает непосредственно мэрию исполнять полномочия по организации безопасности дорожного движения. Эти полномочия могут быть переданы муниципальным казенным учреждениям. ... года мэрия г.о. Тольятти заключила муниципальный контракт на выполнение работ по приведению проблемных пешеходных переходов в соответствие с требованиями нормативных актов.

Государственный инспектор отделения ДД отдела ГИБДД Управления МВД РФ по г. Тольятти В просил оставить жалобу без удовлетворения и пояснил, что пешеходный переход возле дома .... не соответствует требованиям ГОСТ, что создает угрозу для жизни и безопасности пешеходов.

Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему выводу.

Согласно п. 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007 остановочные пункты на линиях троллейбуса и автобуса на магистральных улицах общегородского значения (с регулируемым движением) и на магистралях районного значения следует размещать за перекрестком или за наземным пешеходным переходом на расстоянии не менее 25 м и 5 м соответственно.

Согласно п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004 на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью.

Несоответствие пешеходного перехода в районе дома № 22 по ул. Коммунистической указанным требованиям нормативных актов подтверждается актом проверки от 12.08.2016 года.

Согласно п. 3 ст. 15 закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 года "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно п/п 5 п. 1 ст. 16 закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п. 4 ст. 6 закона № 196-ФЗ от 10.12.995 года "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Таким образом, организация дорожного движения и соблюдение требования нормативных актов в области безопасности дорожного движения возложены на органы местного самоуправления, к каковым относится мэрия г.о. Тольятти. Доводы представителя мэрии о том, что ответственность за надлежащее осуществление полномочий органа местного самоуправления в сфере дорожной деятельности должен нести ЦООД, не могут быть приняты во внимание. Создание муниципального казенного учреждения не освобождает мэрию г.о. Тольятти от выполнения функций, возложенных на неё федеральным законом. Согласно п. 1.4 устава ЦОДД Учреждение находится в ведомственном подчинении департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии г.о. Тольятти.

Согласно разделу III Положения о департаменте дорожного хозяйства и транспорта мэрии г.о. Тольятти, утвержденного распоряжением мэрии № 177-р/1 от 17.01.2013 года для решения задачи № 1 "Организация обеспечения эффективного развития (проектирование, строительство, реконструкция) и улучшения технического состояния (капитальный ремонт, ремонт, содержание) автомобильных дорог местного значения и транспортных инженерных сооружений в границах г.о. Тольятти, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест)", Департамент осуществляет следующие функции:

3.1.1. Формирует политику в области проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения на основе разработки, реализации и сопровождения программ и проектов развития дорожного хозяйства городского округа Тольятти;

3.1.4. Проводит аналитическую оценку состояния дел и определяет приоритетные направления в дорожном строительстве;

3.1.5. Готовит и обосновывает технические задания на выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений в городском округе Тольятти;

3.1.10. Организует перспективное и текущее планирование деятельности муниципальных учреждений в сфере дорожного хозяйства, подведомственных Департаменту.

Таким образом, департамент дорожного хозяйства и транспорта мэрии г.о. Тольятти является структурным подразделением мэрии г.о. Тольятти, в полномочия которого входят организационные и аналитические функции по организации безопасности дорожного движения. Департамент ДХиТ сформировать и подготовить технические задания на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений в г.о. Тольятти и, исходя их этого, организовать планирование деятельности муниципальных учреждений в сфере дорожного хозяйства, подведомственных Департаменту, в том числе ЦОДД. Департамент ДХиТ не осуществил должный анализ состояния дел в области безопасности дорожного движения и не организовал надлежащим образом деятельность подведомственного ЦОДД, что привело к наезду на пешехода.

По изложенным доводам судья приходит к выводу, что мэрия г.о. Тольятти не приняла всех возможных мер по исполнению требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, при этом использование участка дороги в районе дома № 26А по ул. Гидротехнической угрожает безопасности дорожного движения.

Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, предусмотрена административная ответственность по ст. 12.35 КоАП РФ в виде штраф для юридических лиц в размере 300.000 рублей.

Разрешая вопрос о наказании, судья приходит к следующему выводу. Материальное положение юридического лица подлежит учету при назначении наказания. Г.о. Тольятти находится в тяжелой экономической ситуации, имеет большой дефицит бюджета.

Согласно ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

С учетом характера правонарушения и сложного материального положения мэрии, учитывая, что мэрией приняты меры к устранению выявленного нарушения и организации безопасного движения в г. Тольятти, судья считает возможным снизить размер назначенного штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л

Постановление государственного инспектора ДН отделения ДД отдела ГИБДД Управления МВД РФ по г. Тольятти С... от ... года, в отношении мэрии г.о. Тольятти по делу о правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, - изменить, снизив размер назначенного штрафа до 150.000 рублей, частично удовлетворив жалобу.

В остальной части постановление оставить без изменений.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения копии решения в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти.

Судья Кириллов А.А.