Судья < Ф.И.О. >6 дело № 12-1536/2018
Р Е Ш Е Н И Е
16 мая 2018 г. г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Борисихина С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе индивидуального предпринимателя ФИО1 < Ф.И.О. >7 на решение судьи Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 6 марта 2018 г. по делу об административном правонарушении,
установил:
обжалуемым решением Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 6 марта 2018 г. постановление государственного инспектора Сочинского отдела МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта < Ф.И.О. >3<...> от <...> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 < Ф.И.О. >8 – оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, индивидуальный предприниматель ФИО1 просит об отмене указанных постановления и решения районного суда
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, судья вышестоящей инстанции приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения, виновность лица, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 24.4 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Указанное требование закона судьей районного суда при рассмотрении дела было нарушено.
Как следует из материалов дела, <...> в <...> в рамках проведения административного расследования в соответствии с определением о возбуждении административного расследования и истребования сведений <...> от <...>, выявлено совершение индивидуальным предпринимателем ФИО1 правонарушения по адресу: <...>, выразившееся в превышении допустимых нагрузок на ось транспортного средства, при погрузке груза в транспортное средство, а именно: <...> водителем < Ф.И.О. >4 осуществлялась перевозка делимого груза (концертное оборудование), на транспортном средстве <...> г\н <...>, по <...>, с установленными (нормативными) нагрузками на ось транспортного средства в <...>, с превышением допустимой нагрузки на <...>, установленную приложением <...> Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <...><...>.
Нагрузка на <...> составила <...>, при допустимой <...>, превышение составило <...>. Грузоотправителем согласно транспортной накладной от <...> является индивидуальный предприниматель ФИО1
По данному факту <...>г. в отношении ФИО1 государственным инспектором Сочинского отдела МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта был составлен протокол об административном правонарушении серия АКА <...> по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ, и <...> принято постановление <...> о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа в размере <...>, которое решением судьи Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 6 марта 2018 г. оставлено без изменения.
Однако, состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя.
Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 названного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с частью 1 статьи 23.36 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.21.1 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) названного Кодекса.
Частью 1 статьи 3.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» установлено, что государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный транспортный надзор, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).
Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (в том числе автомобильного) утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 398 (далее - Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта).
Порядок осуществления федерального государственного транспортного надзора установлен Положением о федеральном государственном транспортном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 марта 2013г. №236 «О федеральном государственном транспортном надзоре» (далее - Положение о федеральном государственном транспортном надзоре).
В силу пункта 1 указанного Положения, пункта 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта данный орган исполнительной власти осуществляет федеральный государственный транспортный надзор непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно подпункту 5.5.2 названного Положения, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет в установленном порядке весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, и организацию на федеральных автомобильных дорогах стационарных пунктов для проведения такого контроля.
Межрегиональное Управление государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является территориальным органом регионального уровня федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции по контролю и надзору в области автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения) и дорожного хозяйства на территории Краснодарского края и Республики Адыгея.
В соответствии с пунктом 6.1 Положения о данном территориальном органе (далее - Положение о Межрегиональном Управлении государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Ространснадзора), утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 1 февраля 2013 г. № АК-140фс, данный территориальный орган в случае и в порядке, установленных законодательством и иными нормативными актами Российской Федерации, осуществляет государственный контроль и надзор за исполнением, в том числе юридическими лицами, организующими и осуществляющими деятельность по обеспечению процесса перевозки грузов на автомобильном транспорте и иную связанную с транспортным процессом деятельность, установленных федеральными законами и другими нормативными актами Российской Федерации требований, в том числе международных договоров.
В силу подпунктов 6.4.4, 6.4.11 пункта 6.4 названного Положения указанный территориальный орган осуществляет в установленном порядке, весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, в пунктах весового контроля, производство по делам об административных правонарушениях.
Таким образом, в силу приведенных выше правовых норм Межрегиональное Управление государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Ространснадзора наделено полномочиями по осуществлению весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, а также составлению протоколов об административных правонарушениях и рассмотрению дел об административных правонарушениях.
При этом весовой контроль осуществляется уполномоченным на то органом в установленном порядке.
Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 395 утверждено Положение о Министерстве транспорта РФ, в силу пункта 5.2.53.31 которого Министерство транспорта РФ (Минтранс России), являясь федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере автомобильного транспорта, вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.
На момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, такой порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, был утвержден Приказом Министерства транспорта РФ от 27 апреля 2011 г. № 125, далее - Порядок осуществления весового и габаритного контроля, Порядок (утратил силу в связи с изданием Приказа Минтранса России от 29 марта 2018г. № 119, утвердившего новый Порядок).
В соответствии с данным Порядком полномочиями по проведению весового контроля на автомобильных дорогах федерального, регионального и межмуниципального значения наделены как Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), так и государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России (далее - Госавтоинспекция).
В силу пунктов 2.1, 2.1.1, 2.1.1.1, 2.1.1.1.2, 2.1.1.1.3, 2.1.1.1.4, 2.1.1.1.6, 2.1.1.2, 2.1.1.2.1, 2.1.1.2.2, 2.1.1.2.3, 2.1.1.2.4 Порядка на федеральных автомобильных дорогах Ространснадзор осуществляет весовой и габаритный контроль в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке, и в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации.
В пунктах 2.1, 2.1.1, 2.1.1.1, 2.1.1.1.1, 2.1.1.1.2, 2.1.1.1.3, 2.1.1.1.4 Порядка определено, что при весовом и габаритном контроле на федеральных автомобильных дорогах в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке, в целях весового и габаритного контроля Ространснадзором в стационарных и передвижных контрольных пунктах осуществляется, в частности:
- остановка транспортных средств и проверка наличия у водителя документов в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 июля 1998г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»;
- взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов;
- составление акта по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства;
- сравнение весовых и габаритных параметров транспортного средства с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (специальное разрешение), а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства.
При этом в соответствии с пунктом 2.1.1.1.6 Порядка в случае выявления нарушений в рамках весового и габаритного контроля на федеральных автомобильных дорогах в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке, Ространснадзором применяются меры, предусмотренные КоАП РФ.
Порядок производства Ространснадзором весового и габаритного контроля транспортных средств на федеральных автомобильных дорогах в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, урегулирован пунктами 2.1, 2.1.1, 2.1.1.2, 2.1.1.2.1, 2.1.1.2.2, 2.1.1.2.3, 2.1.1.2.4 Порядка.
Согласно данным нормам в рамках указанного контроля в отношении названной группы перевозчиков Ространснадзором на стационарных контрольных пунктах осуществляется:
- взвешивание транспортных средств;
- составление акта по результатам взвешивания транспортного средства;
- сравнение весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства.
При этом в случае установления расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установления несоблюдения установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства, акт по результатам взвешивания транспортного средства направляется в территориальное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Федеральное дорожное агентство (пункт 2.1.1.2.4 Порядка).
Аналогичные требования предъявляются к осуществлению весового и габаритного контроля положениями пунктов 18 - 23 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ 21 июля 2011 г. № 193 (далее - Административный регламент).
Пунктом 23 Административного регламента предусмотрено, что в случае установления расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установления несоблюдения установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства, акт по результатам взвешивания транспортного средства направляется в территориальное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Федеральное дорожное агентство.
Таким образом, исходя из положений приведенных выше норм, в соответствии с которыми должностные лица Ространснадзора и его территориальных органов наделены полномочиями по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, с учетом норм, регулирующих порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, соответствующие должностные лица не во всех случаях расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях.
Анализ пунктов 2.1, 2.1.1, 2.1.1.1, 2.1.1.1.2, 2.1.1.1.3, 2.1.1.1.4, 2.1.1.1.6, 2.1.1.2, 2.1.1.2.1, 2.1.1.2.2, 2.1.1.2.3, 2.1.1.2.4 Порядка осуществления весового и габаритного контроля, а равно иных норм данного Порядка позволяет сделать вывод о том, что в случае выявления нарушений в рамках весового и габаритного контроля на федеральных автомобильных дорогах должностные лица Ространснадзора и его территориальных органов вправе применять меры, предусмотренные КоАП РФ, в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке.
В случае выявления нарушений при осуществлении весового и габаритного контроля на федеральных автомобильных дорогах в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, акт по результатам взвешивания транспортного средства направляется в территориальное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (Госавтоинспекции).
Должностные лица Госавтоинспекции при весовом и габаритном контроле на федеральных автомобильных дорогах в отношении всех групп перевозчиков в соответствии с пунктом 2.1.2.1.5 Порядка в случае выявления нарушений применяют меры, предусмотренные КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что при описанных выше обстоятельствах весовой контроль в отношении транспортного средства, посредством которого индивидуальным предпринимателем ФИО1 осуществлялась перевозка, проводился на федеральной автомобильной дороге. При этом сведений, указывающих на участие данного перевозчика в международной автомобильной перевозке, нет.
С учетом изложенного и, исходя из системного толкования приведенных выше норм, должностное лицо Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республики Адыгея Ространснадзора не имело полномочий на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 и рассмотрение дела.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда РФ, содержащейся в постановлениях от 1 декабря 2017 г. № 59-АД17-8, от 9 февраля 2018 г. № 24-АД18-1 и других.
В соответствии с частью 4 статьи 20.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного принятое по настоящему делу об административном правонарушении решение не может быть признано законным и подлежит отмене, а дело - возвращению судье на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции
решил:
решение судьи Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 06 марта 2018 г. - отменить.
Возвратить дело на новое рассмотрение в Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края.
Судья Краевого суда: