ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1537/2021 от 14.02.2022 Курганского областного суда (Курганская область)

№ 12-1537/2021

Дело № 72-32/2022

РЕШЕНИЕ

г. Курган 14 февраля 2022 г.

Судья Курганского областного суда Менщиков С.Н., рассмотрев жалобу защитника директора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Носкова С.Н. – Останиной Т.А. на постановление заместителя начальника отдела контроля исполнения переданных полномочий субъектами Российской Федерации по охране и защите лесов Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу от 2 сентября 2021 г., решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 25 октября 2021 г., вынесенные в отношении директора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Носкова С.Н., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя начальника отдела контроля исполнения переданных полномочий субъектами Российской Федерации по охране и защите лесов Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу от 2 сентября 2021 г. директор Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Носков С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 25 октября 2021 г. постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе в Курганский областной суд защитник директора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Носкова С.Н. – Останина Т.А. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на процессуальные нарушения, допущенные должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении.

При рассмотрении жалобы защитник директора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Носкова С.Н. – Останина Т.А. на ее доводах настаивала.

Носков С.Н. на рассмотрение жалобы не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще.

Считаю возможным рассмотреть дело без участия указанного лица.

Заслушав явившееся лицо, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 2 статьи 19.7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление сведений о лесных пожарах в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, либо несвоевременное представление таких сведений, либо представление их не в полном объеме, либо представление недостоверных сведений о лесных пожарах.

Из постановления должностного лица следует, что директор Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Носков С.Н. не обеспечил контроль предоставления достоверных сведений по лесным пожарам в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а именно: предоставление достоверных сведений по лесному пожару № 66 (номер в системе ИСДМ-Россельхоз к-749), возникшего на территории Варгашинского мастерского участка Варгашинского участкового лесничества Варгашинского лесничества (наименование расположения пожара, лесничество, участковое и т.д.). В уполномоченный орган представлены сведения о площади лесного пожара – 11,5 га., а площадь фактически пройденная огнем, составила 172 га.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Носкова С.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Разрешая жалобу Носкова С.Н., судья городского суда пришел к выводу о законности постановления должностного лица.

Вместе с тем, постановление должностного лица и решение судьи нельзя признать законными.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

В качестве общего правила в части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Согласно части 1 статьи 23.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.7.14 настоящего Кодекса, рассматривают органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).

В силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Приказом Рослесхоза от 19 июня 2015 г. № 198 утверждено Положение о Департаменте лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (далее – Положение о Департаменте № 198), в соответствии с пунктом 2 которого департамент является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, действующим на территории Уральского федерального округа.

Согласно пункту 11 Положения о Департаменте № 198 Департамент с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Рослесхоза от 10 января 2018 г. № 1 утвержден Перечень должностных лиц Федерального агентства лесного хозяйства и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (далее – Перечень должностных лиц № 1)

Из пунктов 6, 6.2 Перечня должностных лиц № 1 следует, что в соответствии с частью 4 статьи 28.3 Кодекса составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.7.14 Кодекса, вправе следующие должностные лица Федерального агентства лесного хозяйства:

В территориальном органе Федерального агентства лесного хозяйства:

а) Руководитель и его заместитель, отвечающий за вопросы осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, представляемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия;

б) Начальник отдела, заместители начальника отдела, к компетенции которого относятся вопросы осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, представляемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия;

в) Федеральные государственные гражданские служащие ведущей (за исключением должностей, указанных в подпункте "б" пункта 6.2 настоящего Перечня) и старшей групп должностей категории "специалисты" отдела, к компетенции которого относятся вопросы осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, представляемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия.

Таким образом, составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе перечисленные выше должностные лица, к компетенции которых относятся вопросы осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен заместителем начальника отдела правового обеспечения Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу Серковой Н.М., однако данная должность в Перечень должностных лиц № 1 не входит.

Кроме того, из Положения об отделе правового обеспечения Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, утвержденного начальником Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу 29 марта 2021 г., не следует, что указанный отдел наделен полномочиями по осуществлению контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что протокол об административном правонарушении в отношении директора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Носкова С.Н. составлен неуполномоченным должностным лицом.

Перечень должностных лиц Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденный приказом Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу от 29 марта 2021 г. № 59/1, в соответствии с пунктом 5.2 которого к лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относятся начальник отдела и заместитель начальника отдела правового обеспечения Департамента, во внимание не принимается, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что руководитель Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу наделен соответствующими полномочиями.

В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным должностным лицом является нарушением требований статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущим признание его недопустимым доказательством.

В соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах принятые по делу постановление должностного лица и решение судьи не могут быть признаны законными и подлежат отмене, а производство по настоящему делу – прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу акты.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление заместителя начальника отдела контроля исполнения переданных полномочий субъектами Российской Федерации по охране и защите лесов Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу от 2 сентября 2021 г., решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 25 октября 2021 г., вынесенные в отношении директора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Носкова С.Н., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу акты.

Судья С.Н. Менщиков