ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-153/16 от 07.10.2016 Минераловодского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 12-153/16

РЕШЕНИЕ

7 октября 2016 года город Минеральные Воды

Судья Минераловодский городского суда Ставропольского края Соболь В.Г.,

с участием представителя администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края Яковенко И.В., представителя Росприроднадзора по СКФО Запорожец А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по ч. 2 ст. 8.13 КоАП РФ по жалобе

Администрации Минераловодского городского округа

Ставропольского края,

зарегистрированной и находящейся по адресу:

гор. Минеральные Воды Ставропольского края,

ул. К. Маркса, 54, -

УСТАНОВИЛ:

23 ноября 2015 года постановлением начальника отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по СКФО Макаровой А.П. администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края признана виновной в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 8.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Не соглашаясь с вынесенным постановлением, администрация обжаловала его за отсутствием состава правонарушения и в обоснование этого в жалобе и в судебном заседании его представителем Яковенко И.В. указано на то, что правонарушение было совершено до 9 октября 2015 года, в то время администрация была создана 20 октября 2015 года.

Исходя из изложенного и по действующему законодательству ответственность за нарушение норм природоохранного законодательства в зависимости от причиненного окружающей среде вреда должны нести субъекты, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, администрация же такой деятельности не ведет, а потому возложение на нее обязанности по очистке земельных участков, не находящихся в муниципальной собственности, от отходов, которые образовались в результате деятельности других лиц, является незаконным.

Представитель Росприроднадзора по СКФО Запорожец А.В. считал жалобу необоснованной.

Исследовав материалы дела и доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 9 октября 2015 года в ходе проведенного Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу рейдового осмотра водоохранной зоны реки Кумы в границах Ставропольского края обнаружены две несанкционированные свалки отходов производства и потребления (мусор от сноса и разборов зданий, фильтра), земельный участок загрязнен нефтепродуктами. Свалки площадью 60 кв.м. и 90 кв.м. расположены на не разграниченном (не размежеванном) земельном участке в территориальных границах Минераловодского городского округа в прибрежной зоне реки Кумы. По результатам осмотра территории составлен акт обследования на предмет соблюдения природоохранных требований.

Эти фактические обстоятельства привлеченным к ответственности лицом не оспариваются.

23 ноября 2015 года постановлением начальника отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по СКФО Макаровой А.П. администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края признана виновной в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 8.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Как указано в данном постановлении, администрация Минераловодского городского округа своим действием (бездействием) нарушила требования стст. 8, 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", стст. 7 и 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", стст. 13, 42 ЗК РФ, ст. 65 Водного кодекса РФ, стст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Частью 2 ст. 8.13 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования. Диспозиция этой нормы предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как предусмотрено ч. 1 ст. 7.1 Водного кодекса РФ водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочии в соответствии со статьями 24-27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.

Водохозяйственные мероприятия включают: мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов; мероприятия по охране водохранилищ, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с перечнем таких водохранилищ, установленным Правительством РФ, и другие.

В силу п. "а" 11 ст. 25 ВК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относится, в том числе осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 26 ВК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Частями 2 и 3 ст. 27 ВК РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 ВК РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 65 ВК водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью до десяти километров - в размере пятидесяти метров.

Материалами дела подтверждается, что река Кума является водным объектом федерального значения и общего пользования.

Водоохранная ее зона в границах Ставропольского края расположена на территории Минераловодского городского округа, что также подтверждается материалами дела и никем не оспаривается.

Подпунктами 11, 24 и 36 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 ноября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов.

Пунктами 1-3 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

К вопросам местного значения городского округа относятся:

- организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;

- организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно пп. 13, 26, 39 ст. 38 Устава Минераловодского городского округа Ставропольского края, к полномочиям администрации относится организация мероприятий по охране окружающей среды, которые относятся к вопросам местного значения.

Согласно п. 39 вышеуказанной статьи к ее полномочиям по решению вопросов местного значения относятся осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

Из вышеизложенного следует, что орган местного самоуправления обязан принимать меры по охране окружающей среды на территории муниципального образования, в том числе по недопущению загрязнения земельных участков, расположенных в водоохраной зоне или в прибрежной защитной зоне водного объекта реки Кума, не находящихся в собственности или в законном пользовании граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и являющихся местами общего пользования, отходами производства и потребления. А в случае обнаружения факта такого загрязнения, принять меры по уборке данной территории для беспрепятственного его использования по назначению.

В соответствии с чч. 1. 2 ст. 13 Федерального закона от 6 ноября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением, присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Ставропольского края от 28 мая 2015 года № 51-кз "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Минераловодского муниципального района Ставропольского края (Минераловодского территориального муниципального образования Ставропольского края), и об организации местного самоуправления на территории Минераловодского района Ставропольского края" муниципальные образования - городские поселения Минеральные Воды, поселок Анджиевский, сельские поселения Гражданский сельсовет, село Греческое, Левокумский сельсовет, Ленинский сельсовет, Марьино- Колодцевский сельсовет, село Нагутское, Нижнеалександровский сельсовет, Первомайский сельсовет, Перевальненский сельсовет, Побегайловский сельсовет, Прикумский сельсовет, Розовский сельсовет, Ульяновский сельсовет, входящие в состав Минераловодского муниципального района Ставропольского края (Минераловодского территориального муниципального образования Ставропольского края), преобразованы путем их объединения без изменения границ иных муниципальных образований во вновь образованное муниципальное образование Минераловодский городской округ Ставропольского края.

В силу чч. 6 и 7 ст. 2.10 КоАП РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо и в этом случае административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

В силу приведенных законоположений довод администрации о своей безответственности за загрязнение находящейся на ее территории почвы водоохоранной зоны реки федерального значения и возложении ответственности за это на конкретных физических или юридических лиц являются несостоятельным, а потому привлечение к ответственности за вмененное ей правонарушение является законным и обоснованным.

Вместе с тем соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

По смыслу этой правовой нормы оценка малозначительности деяния, должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Поэтому административные органы и суд обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Исходя из разъяснений Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.06.2004 года № 10 малозначительность применяется ко всем составам административных правонарушений, предусмотренных в особенной части КоАП РФ, с учетом оценки конкретных обстоятельств.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Суд также принимает во внимание, что исходя из даты правонарушения и даты создания администрации, которая хотя и является правопреемником прежних органов местного самоуправления, однако не имела в полной степени возможность повлиять на сложившуюся ситуацию.

Суд также учитывает, что в деле не имеется никаких данных о фактическом причинении окружающей среде ущерба и, соответственно - размерах затрат на ее восстановление.

Согласно же составленному 6 октября 2016 года администрацией акту обследования и объяснениям представителя администрации Яковенко И.В., на указанном в постановлении по делу об административном правонарушении земельном участке у р. Кума отходы производства и потребления отсутствуют, поскольку их убрали создавшие их собственники прилегающих жилых домов, что подтверждено фотоматериалами.

Исходя из изложенного и обстоятельств дела, характера и причин правонарушения прихожу к выводу о явной малозначительности совершенного правонарушения, поскольку бездействие администрации хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и только правовой ответственности за его совершение такое правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правонарушений с учетом также того, что послужившие основанием к возбуждению дела обстоятельства полностью устранены.

Поэтому оспариваемое постановление подлежит отмене и производство по делу прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь стст. 29.9-29.11 КоАП РФ, -

РЕШИЛ:

Жалобу удовлетворить.

Постановление от 23 ноября 2015 года начальника отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по СКФО отменить.

От административной ответственности по ч. 2 ст. 8.13 КоАП РФ администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края освободить, ограничившись устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня получения или вручения копии постановления.

Судья В.Г. Соболь