ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-153/20 от 20.11.2020 Заинского городского суда (Республика Татарстан)

УИД 16RS0-76

Дело

РЕШЕНИЕ

20 ноября 2020 года город Заинск

Судья Заинского городского суда Республики Татарстан Галиуллина А.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Алдошиной Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Г.А.П. на постановление государственного инспектора труда в Республике ФИО2 Ильдусовны от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора труда в Республике ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ-ИЗ/12-8163-И/45-112 индивидуальный предприниматель Г.А.П. (далее – ИП Г.А.П.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 20000 рублей.

ИП Г.А.П. не согласившись с вышеуказанным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, так как все необходимые инструктажи с работником ФИО6 были проведены в установленном законом порядке, следовательно, в его действиях отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ИП Г.А.П., а также его представитель ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В письменном заявлении ИП Г.А.П. дело просил рассмотреть в его отсутствие, жалобу удовлетворить, производство по делу прекратить.

Государственный инспектор труда в Республике ФИО2 А.И. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании пояснила, что ИП Г.А.П. в нарушение подпункта 2 пункта 256 Правил по охране труда на автомобильном транспорте, утв. Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГн не провел с работником ФИО6 инструктаж по охране труда водителю перед выездом об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза, в связи с чем, как ответственный по обеспечению безопасных условий и охраны труда и был привлечен к административной ответственности. Полагала жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.

Допрошенная в качестве свидетеля, ФИО5 в судебном заседании пояснила, что она являлась членом комиссии по расследованию тяжелого несчастного случая, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ с работником ИП Г.А.П.ФИО6, участвовала в качестве специалиста по ОТ. Подпунктом 2 пункта 256 Правил по охране труда на автомобильном транспорте, утв. Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГн установлена обязанность работодателя по проведению инструктажа по охране труда водителю перед выездом об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза, но в данном подпункте не прописан какой именно вид инструктажа должен быть проведен работодателем, в связи с чем, Приказ н отсылает на Постановление Минтруда России и Минобразования России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», в котором прописан именно порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций. Работодателем ИП Г.А.П. на день произошедшего несчастного случая в отношении работника ФИО6 были проведены все необходимые инструктажи.

Изучив доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

Согласно статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно статье 225 Трудового кодекса Российской Федерации, все работники, в том числе руководители организаций, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить, в том числе недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

В спариваемом постановлении указано, что ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов 13 минут произошел тяжелый несчастный случай. При составлении акта расследования несчастного случая, комиссией по расследованию установлены причины несчастного случая, повлекшие угрозу жизни и здоровью работнику ИП Г.А.П.ФИО6, а именно: не проведение инструктажа по охране труда перед выездом водителю автомобиля ФИО6 об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза, тем самым нарушил подпункт 2 пункта 256 Правил по охране труда на автомобильном транспорте, утв. Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГн, статью 212 Трудового кодекса Российской Федерации. Ответственным лицом за допущенные нарушения является работодатель ИП Г.А.П.

Согласно подпункт 2 пункта 256 Правил по охране труда на автомобильном транспорте, утв. Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГн работодатель обязан провести инструктаж по охране труда водителю перед выездом об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза.

Указанный пункт Правил по охране труда на автомобильном транспорте в свою очередь отсылает на Постановление Минтруда России и Минобразования России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

В соответствии с пунктом 2.1.1 Постановления Минтруда России и Минобразования России от ДД.ММ.ГГГГ для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда.

В соответствии с пунктом 2.1.3 указанного Постановления кроме вводного инструктажа по охране труда, проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи. Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и так далее), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Установлено, что вводный инструктаж по охране труда ФИО6 был проведен работодателем Г.А.П.ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записью в Журнале регистрации вводного инструктажа. Кроме того, работодателем Г.А.П. в отношении водителя ФИО6ДД.ММ.ГГГГ был проведен повторный инструктаж по охране труда, что также подтверждается записью в Журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.

В соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно положениям Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, при этом ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица (часть 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно пункту 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.

С учетом вышеизложенного, судья приходит к выводу об отмене оспариваемого постановления и прекращения производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственного инспектора труда в Республике ФИО2 Ильдусовны от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Жалобу индивидуального предпринимателя Г.А.П. – удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики ФИО2 в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Заинский городской суд Республики ФИО2.

Судья: