ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-153/2022 от 14.09.2022 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Точинов С.В.

№ 12-153/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

14.09.2022

г. Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу защитника (...) действующей в интересах казенного учреждения Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия", на постановление судьи Пудожского районного суда Республики Карелия от 19.07.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении казенного учреждения Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия",

установил:

постановлением судьи Пудожского районного суда Республики Карелия от 19.07.2022 КУ РК "Управтодор РК" (далее - Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб.

С таким постановлением не согласен защитник Учреждения, в поданной жалобе просит его отменить и прекратить производство по делу. Указывает, что дело рассмотрено с нарушением подсудности, поскольку подлежало рассмотрению судом по месту нахождения Учреждения (г. Петрозаводск). Требования безопасности к автомобильным дорогам и дорожным сооружениям установлены п. 13 ст. 3 ТР ТС 014/2011, согласно которому оборудование тротуарами участков автодорог в населенных пунктах не предусмотрено. По смыслу п.п. 11 и 11.7 ст. 3 ТР ТС 014/2011, п. 95 Перечня стандартов, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.09.2012 № 159, положения ГОСТ Р 52766-2007 применяются только при проектировании дорог и дорожных сооружений, а не в процессе содержания ранее построенных дорог. Отсутствие тротуаров на участках существующих автодорог не нарушает минимально необходимые требования безопасности. В протоколе об административном правонарушении неверно указано место совершения правонарушения, отсутствует привязка к километражу, что нарушает права Учреждения на защиту. Производство по делу подлежит прекращению, в том числе, на основании с ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, поскольку Учреждение неоднократно в 2016-2019 г.г. обращалось к главному распорядителю бюджетных средств с просьбами о выделении финансирования, разработке плана-графика работ и внесении в Правительство Республики Карелия предложений об утверждении нормативов финансовых затрат на устранение недостатков автодорог, но безрезультатно.

Заслушав защитника (...) поддержавшую доводы жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.

В силу ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (далее - Основные положения), лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью технических средств, информационных щитов и СМИ; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Согласно п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием (к дорогам с твердым покрытием относят дороги с капитальным и облегченным типом дорожных одежд, а также дороги с переходным типом дорожных одежд, имеющие покрытие из каменных материалов, обработанных вяжущими).

В населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений (п. 4.5.1.2). Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны. Пешеходные дорожки располагают за пределами земляного полотна (п.п. 4.5.1.3, 4.5.1.4 указанного ГОСТ).

На основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 19.11.2020 № 743-р Учреждению на праве оперативного управления переданы два участка автомобильной дороги "Долматово - Няндома - Каргополь - Пудож", имеющие протяженность 172 и 1119 м и проходящие по ул. Полевой г. Пудожа.

Основанием привлечения Учреждения к административной ответственности послужили выявленные 09.06.2022 в 10 час. 07 мин. в Пудожском районе Республики Карелия в ходе выездного обследования в целях осуществления контроля за соблюдением обязательных требований по обеспечению безопасности дорожного движения, следующие обстоятельства. Учреждение, являясь юридическим лицом, ответственным за содержание вышеуказанной автодороги с твердым покрытием, в нарушение по. 13 Основных положений, п. 4.5.1, 4.5.1.2 ГОСТ Р 52766-2007 в г. Пудоже на ее участке от дома № 2 до дома № 68 по ул. Полевой в пределах г. Пудожа допустило отсутствие тротуаров или пешеходных дорожек.

Указанные обстоятельства и вина Учреждения в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, определением о возбуждении дела и проведении административного расследования, протоколом осмотра от 09.06.2022, фототаблицей, уставом Учреждения, выпиской из ЕГРЮЛ, распоряжением о закреплении автодорог за Учреждением на праве оперативного управления, ответом Учреждения о принадлежности автодороги и причинах отсутствия тротуаров; заданием на проведение выездного обследования от 09.06.2022; выкопировками из схемы организации дорожного движения и технического паспорта автодороги; иными материалами дела.

Как следует из материалов дела, автодорога имеет IV категорию и твердое покрытие, вместе с тем, на соответствующем ее участке при наличии двусторонней застройки отсутствуют тротуары.

Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения к административной ответственности, Учреждение по существу не оспаривает, заявляя об отсутствии в своих действиях нарушения законодательства.

Вместе с тем, Учреждение является юридическим лицом, владеющим автомобильными дорогами на праве оперативного управления, в связи с чем непосредственно на него возлагается обязанность по содержанию автодорог в соответствии с требованиями государственных стандартов.

Пункт 13 ст. 3 "ТР ТС 014/2011 Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог", принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827 (далее - Регламент), устанавливает требования безопасности к автодорогам и дорожным сооружениям на них при их эксплуатации. При этом, вопреки доводам жалобы, из положений данного пункта не следует отсутствие необходимости оборудования автодорог в черте населенного пункта тротуарами.

ГОСТ Р 52766-2007, согласно положениям его главы 1, распространяет свое действие в том числе, на существующую сеть автодорог и дорожных сооружений и включен в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Регламента (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.09.2012 № 159).

Соблюдение требований данного стандарта является необходимым в целях защиты жизни и здоровья участников дорожного движения, в связи с чем на основании ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ требования указанного стандарта также подлежат обязательному исполнению.

Обязательность соответствия тротуаров национальным нормам государств - участников Соглашения предусмотрена также межгосударственным стандартом - п.п. 4.5.2 ГОСТ 33151-2014.

Предложенное Учреждением истолкование ГОСТ Р 52766-2007 фактически означает, что организация, осуществляющая эксплуатацию существующей сети автодорог, вправе решать вопрос о ее оборудовании тротуарами по своему усмотрению, что идет вразрез с задачами и принципами обеспечения безопасности дорожного движения, изложенными в ст.ст. 1 и 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

Вопреки доводам жалобы, предусмотренного ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ основания для прекращения производства по делу не усматривается. Достаточных доказательств, подтверждающих принятие Учреждением всех зависящих от него мер для выполнения приведенных требований ГОСТ не представлено. Согласно материалами дела участок автодороги закреплен за Учреждением на праве оперативного управления с ноября 2020 г. Вместе с тем, подателем жалобы не представлено мотивированных пояснений и доказательств в подтверждение принятия владельцем автодороги каких-либо мер для приведения данного участка автодороги в соответствие с требованиями государственного стандарта.

При таких обстоятельствах в действиях Учреждения правомерно усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и Учреждение обоснованно привлечено к административной ответственности.

Вместе с тем, с учетом обстоятельств дела, судьей обоснованно применены положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначен административный штраф в размере половины минимального размера, предусмотренного санкцией статьи. Правовых оснований для дальнейшего снижения размера административного штрафа не имеется.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, являющихся основаниями для отмены или изменения постановления судьи, не допущено. Дело на основании ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ правомерно рассмотрено судом по месту нахождения органа внутренних дел, проводившего административное расследование. Протокол об административном правонарушении соответствует ст. 28.2 КоАП РФ и содержит достаточные сведения о месте выявленного недостатка в содержании автодороги. В ходе административного расследования Учреждение не заявляло о неясности места выявления правонарушения, соответствующих ходатайств и возражений не заявляло, при этом представило обстоятельные письменные объяснения по существу вмененного нарушения (л.д.17).

Иные доводы жалобы также не опровергают правомерность привлечения владельца автомобильной дороги к административной ответственности и обоснованность назначенного наказания.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения поданной жалобы, в том числе по приведенным в ней доводам, не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Пудожского районного суда Республики Карелия от 19.07.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении казенного учреждения Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья­

С.В. Щепалов