Дело № 12-153/2022
РЕШЕНИЕ
город Гатчина 31 мая 2022 года
Судья Гатчинского городского суда Ленинградской области
ФИО1,
при секретаре Епифановой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 в защиту интересов акционерного общества «Газстройпроект» (далее АО «Газстройпроект») на постановление главного государственного инспектора труда в Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора труда в Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ акционерное общество «Газстройпроект» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
В жалобе защитника АО «Газстройпроект» ФИО2 содержится просьба от отмене постановления в связи с недоказанностью вины юридического лица. В жалобе указывается, что согласно исполнительной схемы на разработку траншеи под газопровод глубина траншеи на ПК 286 составила 1,45м. Аналогичные замеры глубины траншеи установлены при обратной засыпке, что свидетельствует о надлежащем контроле параметров глубины траншеи, тогда как показания свидетелей о глубине траншеи основаны на субъективном восприятии и опровергаются актами на разрытие, обратную засыпку и исполнительными схемами с геодезической съемкой.
Дело рассмотрено в соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ в отсутствие законного представителя АО «Газстройпроект» ФИО3, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, который в суд не явился, не ходатайствовал об отложении рассмотрения.
Защитник АО «Газстройпроект» ФИО2 в судебном заседании доводы жалобы поддержала, полагала постановление должностного лица подлежащим отмене и прекращении производства по делу.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, заслушав защитника Семенову А.Н., прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса.
В силу абзацев 2, 4 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В силу части 1 статьи 211 Трудового кодекса Российской Федерации государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда (часть 2 статьи 211 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель среди прочего обязан обеспечить: создание и функционирование системы управления охраной труда, информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты, ознакомление работников с требованиями охраны труда.
Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (статья 209 Трудового кодекса Российской Федерации).
Приказом Минтруда России от 11 декабря 2020 года N 883н утверждены Правила по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте (далее - Правила по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте), пунктом 2 которых предусмотрено, что работодатель (лицо, осуществляющее строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт объекта капитального строительства, которым может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании гражданско-правового договора физическое или юридическое лицо, соответствующее требованиям градостроительного законодательства Российской Федерации, и которое вправе выполнять определенные виды работ по строительству, расширению, реконструкции, техническому перевооружению, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц, соответствующих требованиям градостроительного законодательства Российской Федерации) должен обеспечить безопасность строительного производства и безопасную эксплуатацию технологического оборудования, используемого в строительном производстве, соответствие строительного производства требованиям законодательства Российской Федерации об охране труда и иных нормативных правовых актов в сфере охраны труда, а также контроль за соблюдением требований Правил.
Согласно пункта 22 Правил работы, связанные с повышенной опасностью, производимые в местах действия вредных и опасных производственных факторов, должны выполняться в соответствии с нарядом-допуском, определяющим содержание, место, время и условия производства работ, необходимые меры безопасности, состав бригады и лиц, ответственных за безопасность работ.
К работам, связанным с повышенной опасностью, относятся в том числе: газоопасные работы (присоединение вновь построенных газопроводов к действующей газовой сети, пуск газа в газопроводы и другие объекты систем газоснабжения при вводе в эксплуатацию, после их ремонта или расконсервации, виды ремонта, связанные с проведением огневых и сварочных работ на действующих внутренних и наружных газопроводах, газоиспользующих установках и другом газооборудовании).
Приказом Минтруда России от 11.12.2020 N 884н утверждены Правила по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ, которые устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ.
В соответствии с пунктом 29 Правил электросварочные и газосварочные работы, выполняемые снаружи и внутри емкостей из-под горючих веществ, работы в закрытых резервуарах, в цистернах, в колодцах, в коллекторах, в тоннелях, каналах и ямах, трубопроводах, работы в топках и дымоходах котлов, внутри горячих печей отнесены к работам повышенной опасности, на производство которых выдается наряд-допуск.
При этом согласно вышеуказанного пункта Правил перечень работ, выполняемых по нарядам-допускам, может быть дополнен работодателем.
В соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ генерального директора АО «Газстройпроект» утвержден перечень работ к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности в АО «Газстройпроект» (л.д. 13-14).
Согласно пункта 2 вышеуказанного Перечня к работам, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности относятся рытье котлованов, траншей глубиной 1,5м и производство работ в них (л.д. 15-16).
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения АО «Газстройпроект» к административной ответственности послужили нижеследующие обстоятельства.
В ходе проведения расследования несчастного случая, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ с работником обособленного подразделения АО «Газстройпроект» «Газопровод-перемычка к ГРС Волгодонск-1 на участке г.-Шахты - г.Волгодонск» выявлены нарушения обществом положений Правил по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 декабря 2020 года № 883н, Правил по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 декабря 2020 года № 884н, и приказа № ПЗ/529-1 от 28 октября 2021 года об утверждении перечня работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности в АО «Газстройпроект», что выразилось в отсутствии наряда-допуска на выполнение работ в траншее глубиной более 1,5 метра.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статьям 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. При этом, использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Признавая АО "Газстройпроект" виновным в совершениивмененногоадминистративногоправонарушения, главный государственный инспектор труда в Ростовской области в постановлении указал, что согласно исполнительной схемы № глубина траншеи в районе пикета № где произошел несчастный случай, должна быть в среднем 1,46 метра, тогда как по показаниям работников С.Ю.И. и Ч.А.И. глубина траншеи где выполнялись сварочные работы по стыковке трубопровода на пикете 286 была более 1,5 метров, при этом данные работы выполнялись без оформления наряда-допуска, что является нарушением п. 22 Правил по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 декабря 2020 года № 883н, п. 29 Правил по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 декабря 2020 года № 884н, и приказа № ПЗ/529-1 от 28 октября 2021 года об утверждении перечня работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности в АО «Газстройпроект».
Между тем, с указанными выводами должностного лица Государственной инспекции труда в Ростовской области нельзя согласится.
Согласно исполнительной схемы от ДД.ММ.ГГГГ№ на разработку траншеи под газопровод № составленной геодезистом К.Д.Д. и прорабом Л.Ю.В., имеющими соответствующие квалификации, с использованием специального оборудования, глубина траншеи на ПК 286 составила 1,45метра (л.д. 17).
Аналогичная глубина траншеи под газопровод на ПК 286 - 1,45 метра установлена при обратной засыпке траншеи, о чем составлен акт № на засыпку (обваловку) уложенного трубопровода от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24-25).
Должностное лицо государственной инспекции труда в Ростовской области при принятии решения исходило из того, что по объяснениям работников АО «Газстройпроект» глубина траншеи на ПК 286 где выполнялись сварочные работы составляла более 1,5м
При этом должностным лицом государственной инспекции труда в Ростовской области оценка исполнительной схеме на разработку траншеи под газопровод, а также акту на засыпку (обваловку) уложенного трубопровода на предмет глубины траншее 1,45м не дана.
Причины, по которым должностное лицо государственной инспекции труда в Ростовской области пришло к выводу о глубине траншеи под газопровод более 1,5 метров, при отсутствии сведений о контроле параметров пикета 286 путем измерения либо визуального осмотра, в постановлении должностного лица не содержатся.
При таких обстоятельствах вывод должностного лица государственной инспекции труда в Ростовской области о нарушении АО «Газстройпроект» п. 22 Правил по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 декабря 2020 года № 883н, п. 29 Правил по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 декабря 2020 года № 884н, и приказа № ПЗ/529-1 от 28 октября 2021 года об утверждении перечня работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности в АО «Газстройпроект» и наличии в действиях (бездействии) юридического лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, является необоснованным.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая отсутствие в действиях (бездействии) АО «Газстройпроект» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.5.27.1 КоАП РФ, оспариваемое постановление главного государственного инспектора труда в Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств на основании которых вынесено постановление о назначении административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора труда в Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении акционерного общества «Газстройпроект» отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ленинградского областного суда через Гатчинский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья подпись.
Подлинный документ находится в материалах дела № 12-153/2022
Гатчинского городского суда Ленинградской области.