Дело № 12-98/2017
РЕШЕНИЕ
20 января 2017 года город Кызыл
Судья Кызылского городского суда Республики Тыва Сат А.Е., при участии представителя заявителя ФИО6, представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Тыва ФИО4, ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Муниципального унитарного предприятия г.Кызыла «Благоустройство» на постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное унитарное предприятие г.Кызыла «Благоустройство» (далее – МУП «Благоустройство») привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с данным постановлением, представитель МУП «Благоустройство» обратился в суд с жалобой на данное постановление, указывая на то, что в постановлении формально указано, что несоблюдение экологических требований при размещении отходов производства потребления допущено по вине МУП «Благоустройство», однако вопрос о наличии вины административный орган не исследовал, что само по себе является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления. На момент проведения внеплановой проверки МУП «Благоустройство» не было получено постановление о возбуждении исполнительного производства. У МУП «Благоустройство» отсутствовала возможность для добровольного исполнения решения суда. Административный орган неправильно применил нормы материального и процессуального права, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло нарушение прав Заявителя, предусмотренных КоАП РФ, что является основанием для признания оспариваемого постановления незаконным и необоснованным. Просит признать постановление незаконным и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО6, полностью поддержав жалобу по указанным в ней основаниям, просила отменить постановление как незаконное и необоснованное. Пояснила, что МУП «Благоустройство» не оспаривает тот факт, что после вынесения решения суда они осуществляли транспортировку и размещение твердых бытовых отходов на полигоне. Однако вывозили и размещали мусор там временно, этот мусор потом передается в МП «Благоустройство» г. Черногорска, с которым заключен договор. На момент проверки полигон был рабочим.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Тыва ФИО3 не согласилась с доводами жалобы, указав, что полигон прекратил свою деятельность, изжил себя, туда больше нельзя вывозить твердые и жидкие бытовые отходы. Однако было установлено и подтверждается материалами дела, что МУП «Благоустройство» продолжает размещать на этом полигоне мусор, что является нарушением экологических требований.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Тыва ФИО4 указала, что на период проверки полигон был закрыт по решению суда, и размещать отходы на нем недопустимо.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно статье 30.1 КоАП Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Постановление о привлечении к административной ответственности МУП «Благоустройство» вынесено ДД.ММ.ГГГГ. Копия указанного постановления получена представителем МУП «Благоустройство» в тот же день. Жалобу в Кызылский городской суд представитель МУП «Благоустройство» направил почтой ДД.ММ.ГГГГ, то есть десятидневный срок на обжалование постановления им не нарушен.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 998 г. N 89-ФЗ) отходами производства и потребления (далее - отходы) являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу п.1 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела установлено, что на основании приказа Управления Росприроднадзора в Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена внеплановая документарная и выездная проверка МУП «Благоустройство».
Поводом для проведения проверки явилось требование прокуратуры г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ№ на предмет сброса твердых бытовых отходов (далее – ТБО) и слива жидких бытовых отходов (далее ЖБО).
По результатам проверки Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Тыва составлен Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ№, и установлено, что полигон ТБО расположен в <адрес>. Решением Кызылского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ постановлено о прекращении деятельности полигона ТБО и его рекультивации. МУП «Благоустройство» имеет лицензию на сбор и транспортирование отходов <данные изъяты> класса опасности, выданную Управлением Росприроднадзора по РТ ДД.ММ.ГГГГ. МУП «Благоустройство» представило копию договора об оказании услуг по размещению № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с МП «Благоустройство» г. Черногорска, согласно которому ТБО <данные изъяты> класса опасности МУП «Благоустройство» г. Кызыла транспортирует на полигон, расположенный на земельном участке в <адрес>. Факт передачи ТБО МУП «Благоустройство» г. Кызыла на полигон МП «Благоустройство» г. Черногорска подтвержден письмом МП «Благоустройство» г. Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ исх. №.
В ходе выезда на бывший в эксплуатации полигон ТБО в г. Кызыле, фотосъемкой на камеру цифрового аппарата <данные изъяты> зафиксирован автотранспорт, который осуществлял транспортировку и размещение ТБО на территории бывшего в эксплуатации полигона: <данные изъяты>. Согласно полученным ответам из УГИБДД МВЛ по РТ от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на запросы о собственнике автотранспорта, установлено, что указанный автотранспорт принадлежит Департаменту экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла. Согласно полученному ответу из Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла следует, что вышеуказанные автотранспортные средства находятся в безвозмездном пользовании МУП «Благоустройство».
Таким образом, проверкой установлено, что МУП «Благоустройство» размещает отходы <данные изъяты> класса опасности на территории полигона, бывшего в эксплуатации, деятельность которого прекращена решением суда. Такие условия размещения не являются безопасными для охраны окружающей среды, следовательно, МУП «Благоустройство» не соблюдает экологические требования при размещении отходов <данные изъяты> опасности, что является нарушением п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
На основании акта и приложенных к нему материалов, подтверждающих выявленные факты (фототаблицы, переписка, лицензия, договоры, акты) составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№, составленного государственным инспектором РФ по РТ ФИО4 из которого следует, что МУП «Благоустройство» размещает отходы <данные изъяты> класса опасности на территории полигона, бывшего в эксплуатации, деятельность которого прекращена по решению Кызылского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, нарушены п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», то есть имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
С протоколом об административном правонарушении ознакомлена представитель МУП «Благоустройство» г. Кызыла ФИО6, которая в объяснении указала, что с протоколом не согласна, так как они имеют лицензию на транспортировку ТБО. ТБО размещают на полигоне временно для сбора и последующей транспортировки на полигон г. Черногорска.
Решением Кызылского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования прокурора г. Кызыла. На Мэрию г. Кызыла, МУП «Благоустройство» возложена обязанность в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения природоохранного законодательства путем прекращения деятельности полигона ТБО и проведения его рекультивации, расположенного на земельном участке из категории земель поселений с кадастровым номером в <адрес>, использовавшегося под полигон ТБО. На Мэрию г. Кызыла возложена обязанность организовать работы по строительству полигона ТБО и промышленных отходов путем выделения земельного участка для размещения полигона ТБО и денежных средств на его строительство.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение суда изменено в части определения срока рекультивации земельного участка до <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Оценив представленные доказательства, должностное лицо пришло к выводу о виновности МУП «Благоустройство» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Указанные факты, выявленные проверкой, о том, что МУП «Благоустройство» г. Кызыла вывозило в период проверки ТБО на полигон, действие которого прекращено решением суда, подтверждаются представленными материалами дела и МУП «Благоустройство» г. Кызыла не оспариваются.
Проверяя доводы жалобы, судья установил, что решение суда от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении деятельности полигона вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ начинает исчисляться установленный судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва срок <данные изъяты> месяцев для прекращения деятельности и рекультивации земли. Срок для исполнения указанного решения заканчивается ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель МУП «Благоустройство» г. Кызыла в объяснении к протоколу об административном правонарушении указала, что ТБО размещаются на полигоне временно и вывозятся на полигон г. Черногорска.
Доводы объяснения представителя МУП «Благоустройство» г. Кызыла подтверждаются в частности договором с МП «Благоустройство» г. Черногорска, ответом МП «Благоустройство» г. Черногорска о приеме у МУП «Благоустройство» г. Кызыла ТБО.
В судебном заседании представитель МУП «Благоустройство» г. Кызыла пояснила, что другого места (полигона) для размещения ТБО не имеется, Мэрией г. Кызыла пока не организовано.
Учитывая данные обстоятельства, свидетельствующие о том, лицо привлекаемое к административной ответственности по объективным причинам не имеет возможности размещать ТБО в другом отведенном для этого месте (новом полигоне), место которого определяет не оно. Кроме того, вывозимые на недействующий полигон ТБО, размещаются временно для сбора и последующей передачи на полигон г. Черногорска. Размещались ТБО на полигоне в период, когда срок, установленный решением суда, для устранения нарушений не истек.
Поскольку доводы жалобы о недоказанности вины МУП «Благоустройство» в совершении административного правонарушения подтвердились в ходе судебного разбирательства, постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении МУП «Благоустройство» г. Кызыла к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации МУП «Благоустройство» подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Тыва о привлечении МУП «Благоустройство» г. Кызыла к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей – отменить, жалобу – удовлетворить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Муниципального унитарного предприятия «Благоустройство» прекратить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня получения или вручения его копии.
Судья ФИО7