ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1546/2016 от 20.01.2017 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 12-98/2017

РЕШЕНИЕ

20 января 2017 года город Кызыл

Судья Кызылского городского суда Республики Тыва Сат А.Е., при участии представителя заявителя ФИО6, представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Тыва ФИО4, ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Муниципального унитарного предприятия г.Кызыла «Благоустройство» на постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное унитарное предприятие г.Кызыла «Благоустройство» (далее – МУП «Благоустройство») привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Не согласившись с данным постановлением, представитель МУП «Благоустройство» обратился в суд с жалобой на данное постановление, указывая на то, что в постановлении формально указано, что несоблюдение экологических требований при размещении отходов производства потребления допущено по вине МУП «Благоустройство», однако вопрос о наличии вины административный орган не исследовал, что само по себе является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления. На момент проведения внеплановой проверки МУП «Благоустройство» не было получено постановление о возбуждении исполнительного производства. У МУП «Благоустройство» отсутствовала возможность для добровольного исполнения решения суда. Административный орган неправильно применил нормы материального и процессуального права, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло нарушение прав Заявителя, предусмотренных КоАП РФ, что является основанием для признания оспариваемого постановления незаконным и необоснованным. Просит признать постановление незаконным и прекратить производство по делу об административном правонарушении.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО6, полностью поддержав жалобу по указанным в ней основаниям, просила отменить постановление как незаконное и необоснованное. Пояснила, что МУП «Благоустройство» не оспаривает тот факт, что после вынесения решения суда они осуществляли транспортировку и размещение твердых бытовых отходов на полигоне. Однако вывозили и размещали мусор там временно, этот мусор потом передается в МП «Благоустройство» г. Черногорска, с которым заключен договор. На момент проверки полигон был рабочим.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Тыва ФИО3 не согласилась с доводами жалобы, указав, что полигон прекратил свою деятельность, изжил себя, туда больше нельзя вывозить твердые и жидкие бытовые отходы. Однако было установлено и подтверждается материалами дела, что МУП «Благоустройство» продолжает размещать на этом полигоне мусор, что является нарушением экологических требований.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Тыва ФИО4 указала, что на период проверки полигон был закрыт по решению суда, и размещать отходы на нем недопустимо.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно статье 30.1 КоАП Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Постановление о привлечении к административной ответственности МУП «Благоустройство» вынесено ДД.ММ.ГГГГ. Копия указанного постановления получена представителем МУП «Благоустройство» в тот же день. Жалобу в Кызылский городской суд представитель МУП «Благоустройство» направил почтой ДД.ММ.ГГГГ, то есть десятидневный срок на обжалование постановления им не нарушен.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 998 г. N 89-ФЗ) отходами производства и потребления (далее - отходы) являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В силу п.1 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела установлено, что на основании приказа Управления Росприроднадзора в Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая документарная и выездная проверка МУП «Благоустройство».

Поводом для проведения проверки явилось требование прокуратуры г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ на предмет сброса твердых бытовых отходов (далее – ТБО) и слива жидких бытовых отходов (далее ЖБО).

По результатам проверки Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Тыва составлен Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, и установлено, что полигон ТБО расположен в <адрес>. Решением Кызылского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ постановлено о прекращении деятельности полигона ТБО и его рекультивации. МУП «Благоустройство» имеет лицензию на сбор и транспортирование отходов <данные изъяты> класса опасности, выданную Управлением Росприроднадзора по РТ ДД.ММ.ГГГГ. МУП «Благоустройство» представило копию договора об оказании услуг по размещению от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с МП «Благоустройство» г. Черногорска, согласно которому ТБО <данные изъяты> класса опасности МУП «Благоустройство» г. Кызыла транспортирует на полигон, расположенный на земельном участке в <адрес>. Факт передачи ТБО МУП «Благоустройство» г. Кызыла на полигон МП «Благоустройство» г. Черногорска подтвержден письмом МП «Благоустройство» г. Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ исх. .

В ходе выезда на бывший в эксплуатации полигон ТБО в г. Кызыле, фотосъемкой на камеру цифрового аппарата <данные изъяты> зафиксирован автотранспорт, который осуществлял транспортировку и размещение ТБО на территории бывшего в эксплуатации полигона: <данные изъяты>. Согласно полученным ответам из УГИБДД МВЛ по РТ от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на запросы о собственнике автотранспорта, установлено, что указанный автотранспорт принадлежит Департаменту экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла. Согласно полученному ответу из Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла следует, что вышеуказанные автотранспортные средства находятся в безвозмездном пользовании МУП «Благоустройство».

Таким образом, проверкой установлено, что МУП «Благоустройство» размещает отходы <данные изъяты> класса опасности на территории полигона, бывшего в эксплуатации, деятельность которого прекращена решением суда. Такие условия размещения не являются безопасными для охраны окружающей среды, следовательно, МУП «Благоустройство» не соблюдает экологические требования при размещении отходов <данные изъяты> опасности, что является нарушением п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

На основании акта и приложенных к нему материалов, подтверждающих выявленные факты (фототаблицы, переписка, лицензия, договоры, акты) составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленного государственным инспектором РФ по РТ ФИО4 из которого следует, что МУП «Благоустройство» размещает отходы <данные изъяты> класса опасности на территории полигона, бывшего в эксплуатации, деятельность которого прекращена по решению Кызылского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, нарушены п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», то есть имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

С протоколом об административном правонарушении ознакомлена представитель МУП «Благоустройство» г. Кызыла ФИО6, которая в объяснении указала, что с протоколом не согласна, так как они имеют лицензию на транспортировку ТБО. ТБО размещают на полигоне временно для сбора и последующей транспортировки на полигон г. Черногорска.

Решением Кызылского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования прокурора г. Кызыла. На Мэрию г. Кызыла, МУП «Благоустройство» возложена обязанность в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения природоохранного законодательства путем прекращения деятельности полигона ТБО и проведения его рекультивации, расположенного на земельном участке из категории земель поселений с кадастровым номером в <адрес>, использовавшегося под полигон ТБО. На Мэрию г. Кызыла возложена обязанность организовать работы по строительству полигона ТБО и промышленных отходов путем выделения земельного участка для размещения полигона ТБО и денежных средств на его строительство.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение суда изменено в части определения срока рекультивации земельного участка до <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Оценив представленные доказательства, должностное лицо пришло к выводу о виновности МУП «Благоустройство» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Указанные факты, выявленные проверкой, о том, что МУП «Благоустройство» г. Кызыла вывозило в период проверки ТБО на полигон, действие которого прекращено решением суда, подтверждаются представленными материалами дела и МУП «Благоустройство» г. Кызыла не оспариваются.

Проверяя доводы жалобы, судья установил, что решение суда от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении деятельности полигона вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ начинает исчисляться установленный судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва срок <данные изъяты> месяцев для прекращения деятельности и рекультивации земли. Срок для исполнения указанного решения заканчивается ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель МУП «Благоустройство» г. Кызыла в объяснении к протоколу об административном правонарушении указала, что ТБО размещаются на полигоне временно и вывозятся на полигон г. Черногорска.

Доводы объяснения представителя МУП «Благоустройство» г. Кызыла подтверждаются в частности договором с МП «Благоустройство» г. Черногорска, ответом МП «Благоустройство» г. Черногорска о приеме у МУП «Благоустройство» г. Кызыла ТБО.

В судебном заседании представитель МУП «Благоустройство» г. Кызыла пояснила, что другого места (полигона) для размещения ТБО не имеется, Мэрией г. Кызыла пока не организовано.

Учитывая данные обстоятельства, свидетельствующие о том, лицо привлекаемое к административной ответственности по объективным причинам не имеет возможности размещать ТБО в другом отведенном для этого месте (новом полигоне), место которого определяет не оно. Кроме того, вывозимые на недействующий полигон ТБО, размещаются временно для сбора и последующей передачи на полигон г. Черногорска. Размещались ТБО на полигоне в период, когда срок, установленный решением суда, для устранения нарушений не истек.

Поскольку доводы жалобы о недоказанности вины МУП «Благоустройство» в совершении административного правонарушения подтвердились в ходе судебного разбирательства, постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении МУП «Благоустройство» г. Кызыла к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ подлежит отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации МУП «Благоустройство» подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Тыва о привлечении МУП «Благоустройство» г. Кызыла к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей – отменить, жалобу – удовлетворить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Муниципального унитарного предприятия «Благоустройство» прекратить.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня получения или вручения его копии.

Судья ФИО7